Полный текст статьи
Печать

Система тестового контроля знаний учащихся применяется в современной школе по всем дисциплинам. Тесты помогают определить недостаточное понимание изучаемого материала и определить сформированные умения. Тестовые задания представлены в нескольких вариантах форм: открытой, закрытой и комбинированной. К каждому заданию определены цели работы, предлагаются инструкции для учителя и учащимся [1].

В девятом классе учащиеся при окончании основного образования сдают ОГЭ.

Основной государственный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

В 2016 году ОГЭ по физике имеет 26 заданий, которые распределены по следующим направлениям: 

- ответом к заданиям 1,6,9,15,19 – является последовательность цифр;

- ответом к заданиям 2-5,8,11-14,17,18,20,21- является выбор одного правильного ответа;

- ответом к заданиям 7,10 и 16 – является в виде числа с учетом указанных в ответе единиц;

- ответ к заданию 22 – является развернутый ответ и использования к выполнению отдельного листа;

- ответом к заданиям 23 (лабораторная работа) и 24 (вопрос) - является развернутый ответ и использования к выполнению отдельного листа;

- ответом к заданиям 25-26 (задачи) – является полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу [3].

В бланке имеется инструкция и справочные данные, которыми могут понадобиться учащимся при выполнении работы. При выполнении ОГЭ максимальный балл составляет 40. Перевод баллов осуществляется по таблице 1 [4].                                                 

                                                                                                                            Таблица 1

Отметка по 5 шкале

2

3

4

5

Общий балл

0-9

10-19

20-30

31-40

            

С учащимися 9 физико-математического класса проводились специально разработанные занятия, построенные по модульному принципу [2]. После проведения целенаправленной подготовки учащихся к ОГЭ, нами проведен срез, в котором приняли участие 20 человек. В зачет брались только выполнение работы.

                                                                                                                     Таблица2

Задания

Выполнение в процентах

1,6,9,15,19

100

2-5,8,11-14,17,18,20,21

100

7,10,16

100

22

60

23

75

24

50

25-26

40

       12 учащихся сдали на оценку «4» и «5». Качества знаний составляет 60%.

 

При анализе работ можно отметить, что задания с выбором ответа выполняют практически все учащиеся. Сложность возникает при выполнении теста открытой формы, качество составляет около 50%. Это доказывает, что учащиеся стремятся выполнить задания с ответом, так как они являются более легкими. С открытой формой, наоборот, имеются затруднения, а также учащиеся не всегда уверены в правильности ответа.  Проблема состоит в том, что именно тесты открытой формы дают большие баллы. Еще можно предположить о неумении учеников решать подобные задачи (ОГЭ 25-26) и выполнить лабораторную работу (задание 23). В некоторых случаях, именно эти задания, выполняемые на отдельных листах, бывают пустыми.

Еще отмечаем большой нюанс при подготовке ответов на открытые тестовые задания – это необходимость полного описания своих действий: подробно описать дано задачи, сделать перевод данных в систему СИ, написать единицы измерения физических величин и формул. Если все указано правильно, то учащийся зарабатывает целых три балла. При упущении какого – либо пункта балл снижается.

Для устранения этой проблемы, учащихся необходимо готовить грамотному решению задач, выполнению лабораторной работы и быть уверенным при ответе к заданиям открытой формы.