Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. При этом исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Актуальность данной темы значительна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи, т.е. их подготовленность к обучению в школе. Существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи [2].

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познавании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его речь и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной [3].

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

У детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности связной речи:

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств [1].

Для проведения эксперимента использовались методы:

1.    Пересказ рассказа И.Д. Сытина «Котик».

2.    Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника».

В основу проведения эксперимента были положены следующие параметры измерения уровня развития связной речи:

· выявление состояния монологической речи;

· выявление умения детей вступать в диалог.

В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста из МБДОУ Детский сад № 86 «Колокольчик» Дети были разделены на две группы – экспериментальная и контрольная.

Результаты констатирующего этапа по пересказу рассказа И.Д. Сытина «Котик» представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Результаты обследования состояния монологической речи (констатирующий этап)
 

По состоянию монологической речи на констатирующем этапе  детей можно разделить на три подгруппы. Низкий уровень пересказа наблюдается у 12 человек (60% детей от общего количества в группе), средний уровень пересказа наблюдается у 8 человек (40%), высокий уровень пересказа у ребят не выявлен (0%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи некоторым образом влияет на развитие монологической речи у детей, что обусловлено сложностью речевого нарушения.

 Результаты констатирующего этапа по наблюдению за речевой активностью детей   в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2.
Результаты обследования состояния умения детей вступать в диалог (констатирующий этап)
 

По состоянию умения детей вступать в диалог на констатирующем этапе  детей можно разделить на три подгруппы. Низкий уровень речевой активности в игре наблюдается у 6 детей (30% детей от их общего количества), средний уровень речевой активности в игре наблюдается у 13 человек (65%) и высокий уровень наблюдается у 1 ребенка (5%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи влияет и на формирование диалогической речи у детей.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что наибольшую трудность составляет формирование монологической речи (60% из группы детей), что объясняется сложностью речевого нарушения, которое сказывается не только на развитии связной речи, но и на усвоении всех языковых средств (звуковой культуры, лексики, грамматического строя).

Диалогическая речь у детей среднего дошкольного возраста с ОНР страдает значительно меньше (30%), чем монологическая, что связано с ее реактивным характером (диалог не требует развернутых предложений и дополняется мимикой, жестами, интонацией, ситуацией).

С целью формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями были подобраны сюжетно-ролевые игры. 

1.Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель: Развитие интереса в игре. Формирование связной речи детей, диалогическую речь, положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Кукла-младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.

2.Сюжетно-ролевая игра «Банный день»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим.

Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

3.Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда. Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы - заместители, кукольная одежда, куклы.

4.Сюжетно-ролевая игра «Автобус» («Троллейбус»)

Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал. Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

5.Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Цель. Обогащение словарного запаса. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.

Игровой материал. Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный матери ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

На контрольном этапе в контрольной и экспериментальной группах проводилась диагностика выявления уровня связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Использовались те же методики, что и на констатирующем этапе (таблица 1 дает представление о динамике уровня связной речи в контрольной группе).

Диаграмма 3
Результаты диагностики связной речи (контрольная группа, контрольный этап)
 

У детей контрольной группы, которая занималась в прежнем режиме по стандартной программе и без участия логопеда, замечена некоторая положительная динамика состояния связной, но она незначительна.

В таблице 2 представлены результаты констатирующего этапа в экспериментальной группе, в которой  проводилась коррекционная (формирующая) работа.

 Диаграмма 4

Результаты диагностики связной речи (экспериментальная группа, контрольный этап)
 

По состоянию монологической речи число детей с со средним уровнем увеличилось на 20%   с низким – уменьшилось на 20%.

По состоянию диалогической речи число детей с высоким уровнем увеличилось на 10%; со средним – увеличилось на 10%; с низким – уменьшилось на 20 %.

При обследовании связной речи у детей с общим недоразвитием речи была выявлена несформированность монологической и диалогической речи. С учетом этих обстоятельств была составлена коррекционная программа, апробированная в экспериментальной группе на формирующем этапе. Выявленная положительная динамика по всем показателям уровня лексико-грамматического строя речи свидетельствует об эффективности разработанной коррекционной программы с использованием сюжетно-ролевых игр для детей с общим недоразвитием речи.

Итак, по теме исследования нами определены общие аспекты формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр. В ходе эксперимента была выявлена, как важна функция связной речи для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и прежде всего для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

В силу важности и значимости овладения ребенком навыков связной речи необходима логопедическая поддержка по формированию связной речи детей с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр.