Полный текст статьи
Печать

Еще с древних времен образование считалось неотъемлемой частью развития личности. Сейчас же, современный этап развития общества диктует новые стандарты и требования в образовании. Современные технологии, открытия, инновации – все то, что двигает общество вперед, также влияет на уровень образованности и квалифицированности специалистов.

Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям (А. Н. Лейбович) [1].

Профессиональная педагогика – это наука о профессиональной подготовке современного высококвалифицированного рабочего. Подготовку рабочие кадры получают в начальных профессиональных учебных заведениях, обеспечивающих выпускникам продуктивное саморазвитие в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. [2, с. 7]

В целом педагогическое образование – это процесс создания личностью духовных, культурно-исторических и мировоззренческих ценностей, педагогических технологий и способов деятельности, которые воспроизводят основания, обеспечивающие накопление и развитие интеллектуального, экономического и социокультурного потенциала общества [3, с. 312].

Основной целью педагогических университетов является выпуск высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которые будут с преданностью служить своей профессии.

Основными качествами, которыми должен обладать квалифицированный выпускник-педагог – это:

  1. Личностные качества (педагогическая направленность, эмпатия, педагогическая тактичность, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия);
  2. Профессиональные качества (любовь к профессии, эрудиция, знание методики, психологии и педагогики);
  3. Профессиональная компетентность;
  4. Профессиональная мобильность.

В чем заключается компетентность педагога и как его развить?

Компетентным можно назвать педагога, который не только хорошо владеет теоретическими знаниями, но также может применить их в жизни в самых разных ситуациях, умеет находить пути решения нестандартных задач, мыслить творчески, ново и профессионально.

Педагогическое обучение само по себе предусматривает присвоение студенту педагогической компетентности. Для этого студенты проходят специальную практику, изучают необходимые дисциплины, обучаются на примере опытных педагогов. Но для того, чтобы называться компетентным педагогом этого не хватит. Основную роль в развитии профессионализма компетентности играет саморазвитие и самообучение. Профессиональный педагог всегда развивается, как по специальности, так и творчески.

Мы выделили следующие три этапа, которые наиболее важны для развития профессиональной компетентности у педагогов, по нашему мнению:

  1. Самостоятельно проанализировать собственный уровень профессиональности и осознать необходимость развития компетентности;
  2. Поставить необходимые цели, задачи, пути решения для самостоятельного развития компетентности;
  3. Проанализировать результаты саморазвития, самокорректировка результата и проявление.

Для присвоения и развития компетентности, необходимо, в первую очередь, чтобы каждый студент и педагог умел оценивать свои умения и возможности. Без оценки своих возможностей, ни педагог не сможет поставить перед собой правильную цель и достигнуть нужных результатов. Следующим необходимым умениям является умение ставить правильные цели и задачи. Без этого умения результаты проделанной над собой работы будут отличными от желаемого. И, конечно же, еще одним важным умением является самоанализ и самоконтроль. Чтобы оценить результаты проделанной работы, каждый педагог должен уметь анализировать результаты, контролировать их и корректировать при необходимости. Все эти этапы развития компетентности педагог должен проделывать не один раз, а постоянно.