Полный текст статьи
Печать

Современное образование в настоящее время  претерпевает серьёзные изменения. Эпоха реформирования  требует пересмотра традиционных подходов не только  в содержании образования, методике преподавания, но и в оценке достижений обучающихся. Государственная программа развития образования РФ на 2016 - 2020 годы обозначила задачи необходимости формирования новой системы оценки качества образования, в полной мере соответствующей процессу выявления  результатов обучающихся, процедурам и механизмам их измерения. Именно такой системы оценки, благодаря которой возможно соотнести уровень качества образования и получаемые по его итогам компетенции [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в свою очередь,  устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Они  включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [2].

Деятельностный подход, как главное условие реализации ФГОС НОО, на первый план выдвигает проблему самоопределения ученика в учебной деятельности. Данный подход требует оценки более сложных, «не видимых глазу» результатов.  Такое положение обязывает учителя в процессе оценивания  формировать у обучающегося прежде всего положительную мотивацию и навыки  самооценки.  Разумеется, традиционная (пятибалльная) система, главной  функцией  которой является  контроль и оценка знаний, умений и навыков,  не удовлетворяет  современным требованиям. Во-первых, она непригодна для оценки и фиксации качественных изменений в личности ребёнка, результатов его деятельности. Во-вторых, традиционная система оценки  малоинформативна  для родителей. В-третьих, она не направлена на формирование у школьника активной позиции и имеет слабую дифференцирующую способность [3,с.32].

Данные выводы нашли своё подтверждение в результатах педагогического исследования «Традиционная система оценивания глазами учеников, учителей, родителей», проведенного в МАОУ СОШ № 51 г. Томска. Всего в диагностике приняли участие 52 обучающихся, 21 родитель, 9 учителей начальных классов. Полученные данные анализировались по каждой группе  вопросов, по группам респондентов, по показателям.

Анализ полученных результатов  показал, 89% респондентов отмечают, что пятибалльная система оценки не  учитывает  индивидуальные особенности обучающихся; 66% опрошенных не  видят  возможностей традиционной системы  оценивания  для  развития самооценки  обучающихся; 87%  респондентов считают данную систему устаревшей и нуждающейся в изменении.

Таким образом, анализ опроса показал, что  большинство респондентов высказываются о необходимости изменения существующей системы оценивания, т.к. она не в полной мере соответствует современным  требованиям.

Для успешной реализации требований ФГОС НОО к оценке личностных результатов младших школьников группой учителей МАОУ СОШ № 51 г.Томска внедряются такие способы оценивания образовательных результатов, как критериальное оценивание, рейтинговая оценка и портфолио.

Критериальное оценивание– это процесс сравнения достижений обучающихся с четко определенными критериями [4,с.178;5,с.79]. Критерий – признак, по которому оценивается результат. Данный способ оценки  фиксируется в индивидуальных картах  успешности, картах достижений. Преимуществами  критериального оценивания являются возможности характеризовать разные стороны образовательной деятельности; сравнивать ученика с самим собой, а не с неким эталоном; использования в качестве  инструмента формирования самоанализа и самооценки школьника и т.д.

Другой способ оценивания достижений младших школьников – рейтинговая оценка, т.е. оценка результатов всех видов деятельности школьника за определённый период обучениях [6]. Она основана на учете баллов, накапливаемых учеником  в процессе  образовательной деятельности. Такой способ помогает увидеть динамику индивидуального развития каждого ученика; демонстрирует  ценность различных образовательных траекторий, что в целом ориентирует на успешность каждого ребенка; повышает мотивацию и социальную активность школьников.

И наконец, еще один способ оценивания достижений младших школьников – портфолио (способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения) [7,с.2]. Чтобы портфолио не превратилось в формальное накопление грамот, в  его структуру вводятся листы самоанализа. В них ученики самостоятельно (или под руководством взрослых) по определённым критериям проводят анализ  своей учебной, конкурсной, социальной  деятельности, выстраивают простейшую «Я-концепцию», формулируют задачи на новый учебный год. Данный вид оценивания позволяет вовлечь обучающихся в контрольно-оценочную деятельность;  фиксировать изменения за определённый период времени; демонстрирует  включение ученика в различные виды деятельности; обеспечивает непрерывность самоанализа и самоконтроля учеников начальной школы.

Об эффективности внедрения вышеописанных форм оценивания  можно судить по результатам психодиагностических исследований, проводимых во 2-4 классах МАОУ СОШ № 51 г. Томска. Результаты диагностики мониторинга школьной мотивации (по Н.Лускановой) подтверждают устойчивый рост личностного компонента у обучающихся от второго к четвёртому классу (табл.1). Мониторинг рефлексивной самооценки обучающихся 2-4 классов (методика «Лесенка») также демонстрирует положительную динамику (табл.2)                     

                                                                                                          Таблица 1

Класс

Высокий уровень

Хороший уровень

Положительное отношение к школе

Низкий уровень

Негативное отношение к школе

2 классы

12%

49%

5%

23%

9%

3 классы

19%

51%

16%

14%

0

4 классы

33%

60%

7%

0

0

                                                                                           
     Таблица 2

Класс

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

2 классы

26%

20%

54%

3 классы

19%

49%

32%

4 классы

8%

84%

8%

 Таким образом, внедрение новых форм оценивания образовательных результатов младших школьников позволит не только сформировать у обучающихся положительную мотивацию и адекватную самооценку, но и  приблизит конкретного реального ученика к модели выпускника начальной школы.