Современное образование в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Эпоха реформирования требует пересмотра традиционных подходов не только в содержании образования, методике преподавания, но и в оценке достижений обучающихся. Государственная программа развития образования РФ на 2016 - 2020 годы обозначила задачи необходимости формирования новой системы оценки качества образования, в полной мере соответствующей процессу выявления результатов обучающихся, процедурам и механизмам их измерения. Именно такой системы оценки, благодаря которой возможно соотнести уровень качества образования и получаемые по его итогам компетенции [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в свою очередь, устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [2].
Деятельностный подход, как главное условие реализации ФГОС НОО, на первый план выдвигает проблему самоопределения ученика в учебной деятельности. Данный подход требует оценки более сложных, «не видимых глазу» результатов. Такое положение обязывает учителя в процессе оценивания формировать у обучающегося прежде всего положительную мотивацию и навыки самооценки. Разумеется, традиционная (пятибалльная) система, главной функцией которой является контроль и оценка знаний, умений и навыков, не удовлетворяет современным требованиям. Во-первых, она непригодна для оценки и фиксации качественных изменений в личности ребёнка, результатов его деятельности. Во-вторых, традиционная система оценки малоинформативна для родителей. В-третьих, она не направлена на формирование у школьника активной позиции и имеет слабую дифференцирующую способность [3,с.32].
Данные выводы нашли своё подтверждение в результатах педагогического исследования «Традиционная система оценивания глазами учеников, учителей, родителей», проведенного в МАОУ СОШ № 51 г. Томска. Всего в диагностике приняли участие 52 обучающихся, 21 родитель, 9 учителей начальных классов. Полученные данные анализировались по каждой группе вопросов, по группам респондентов, по показателям.
Анализ полученных результатов показал, 89% респондентов отмечают, что пятибалльная система оценки не учитывает индивидуальные особенности обучающихся; 66% опрошенных не видят возможностей традиционной системы оценивания для развития самооценки обучающихся; 87% респондентов считают данную систему устаревшей и нуждающейся в изменении.
Таким образом, анализ опроса показал, что большинство респондентов высказываются о необходимости изменения существующей системы оценивания, т.к. она не в полной мере соответствует современным требованиям.
Для успешной реализации требований ФГОС НОО к оценке личностных результатов младших школьников группой учителей МАОУ СОШ № 51 г.Томска внедряются такие способы оценивания образовательных результатов, как критериальное оценивание, рейтинговая оценка и портфолио.
Критериальное оценивание– это процесс сравнения достижений обучающихся с четко определенными критериями [4,с.178;5,с.79]. Критерий – признак, по которому оценивается результат. Данный способ оценки фиксируется в индивидуальных картах успешности, картах достижений. Преимуществами критериального оценивания являются возможности характеризовать разные стороны образовательной деятельности; сравнивать ученика с самим собой, а не с неким эталоном; использования в качестве инструмента формирования самоанализа и самооценки школьника и т.д.
Другой способ оценивания достижений младших школьников – рейтинговая оценка, т.е. оценка результатов всех видов деятельности школьника за определённый период обучениях [6]. Она основана на учете баллов, накапливаемых учеником в процессе образовательной деятельности. Такой способ помогает увидеть динамику индивидуального развития каждого ученика; демонстрирует ценность различных образовательных траекторий, что в целом ориентирует на успешность каждого ребенка; повышает мотивацию и социальную активность школьников.
И наконец, еще один способ оценивания достижений младших школьников – портфолио (способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения) [7,с.2]. Чтобы портфолио не превратилось в формальное накопление грамот, в его структуру вводятся листы самоанализа. В них ученики самостоятельно (или под руководством взрослых) по определённым критериям проводят анализ своей учебной, конкурсной, социальной деятельности, выстраивают простейшую «Я-концепцию», формулируют задачи на новый учебный год. Данный вид оценивания позволяет вовлечь обучающихся в контрольно-оценочную деятельность; фиксировать изменения за определённый период времени; демонстрирует включение ученика в различные виды деятельности; обеспечивает непрерывность самоанализа и самоконтроля учеников начальной школы.
Об эффективности внедрения вышеописанных форм оценивания можно судить по результатам психодиагностических исследований, проводимых во 2-4 классах МАОУ СОШ № 51 г. Томска. Результаты диагностики мониторинга школьной мотивации (по Н.Лускановой) подтверждают устойчивый рост личностного компонента у обучающихся от второго к четвёртому классу (табл.1). Мониторинг рефлексивной самооценки обучающихся 2-4 классов (методика «Лесенка») также демонстрирует положительную динамику (табл.2)
Таблица 1
Класс |
Высокий уровень |
Хороший уровень |
Положительное отношение к школе |
Низкий уровень |
Негативное отношение к школе |
2 классы |
12% |
49% |
5% |
23% |
9% |
3 классы |
19% |
51% |
16% |
14% |
0 |
4 классы |
33% |
60% |
7% |
0 |
0 |
Таблица 2
Класс |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка |
2 классы |
26% |
20% |
54% |
3 классы |
19% |
49% |
32% |
4 классы |
8% |
84% |
8% |
Таким образом, внедрение новых форм оценивания образовательных результатов младших школьников позволит не только сформировать у обучающихся положительную мотивацию и адекватную самооценку, но и приблизит конкретного реального ученика к модели выпускника начальной школы.