Полный текст статьи
Печать

В нашей повседневной жизни, в условиях социального развития современного общества, особенно востребованным являются творческие возможности человека, так как социальный и научный прогресс определяется степенью подготовленности людей к творческой деятельности.

Как неотъемлемая часть духовной культуры, творческая активность представляет собой основу личностного развития и является существенным резервом гуманизации общества.

Поскольку сегодня человек в большей степени, чем раньше, вынужден четко определять направления своего развития и строить мир, в котором живет, а также активно влиять на окружающую среду своего существования, развитие творческих личностных качеств обучающихся можно отнести к разряду наиболее актуальных проблем педагогики. Такая ситуация современного мира требует постановки и научно-практического решения целого ряда вопросов, и в первую очередь, изменения образовательной среды, повышения результативности ее влияния на творческое развитие детей и подростков.

Следовательно, формирование творческой активности личности, творческой среды развития ребенка, способных отвечать на вызовы современного мира и требования социального заказа общества  одна из важнейших задач современной школы, учреждений дополнительного образования.

Педагогически организованная творческая среда обладает значительным воспитательным потенциалом и  психолого-педагогическими условиями для формирования творческой активности учащихся.  Приобщение учащихся  к творческой деятельности  формирует их  эмоционально-ценностное отношение к миру, стимулирует стремление к созидательной творческой  деятельности, предоставляет возможность для самореализации и всестороннего развития личности.

На базе Детской Школы-студии Архитектуры и Дизайна были проведены исследования для определения формирования творческой среды как условия развития личностных качеств учащихся младшего школьного возраста. Всего в исследовании приняло участие 40 детей.

Исследование проводилось в течение 2015-2016 уч. г. и состояло из двух основных этапов:

  • На первом этапе (сентябрь-декабрь 2015г.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных изданий, статистических материалах. Осуществлялось теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотез исследования). Были проанализированы и обобщены основные подходы к формированию и развитию творческой среды для развития личностных качеств младших школьников.
  • На втором этапе (январь-март 2016г.) разрабатывалась программа экспериментального исследования; проводилось психолого-педагогическое обследование школьников с использованием различных методик; проводилось  анкетирование  школьников. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа в условиях Детской Школы-студии Архитектуры и Дизайна при Союзе архитекторов Якутии, г. Якутск.

Результаты анкетирования, опытно-экспериментальной работы показали, что образовательный процесс на 90 % протекает в среде, ориентированной на развитие свободы учащихся (творческой и безмятежной). Доля среды, ориентированной на развитие активности учащихся (карьерной и творческой), также составляет 74%.

Следовательно, в развитии творческих способностей детей основополагающую роль играет среда, творческая по содержанию и использованным технологиям, ориентированная на развитие личностных качеств ребенка.