Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день иностранный язык для студентов стал востребованной дисциплиной. Это обусловлено тем, что ценность выпускника на современном рынке труда во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста [2]. Владение иностранным языком на высоком профессиональном уровне способствует более быстрому карьерному росту, является показателем конкурентоспособности личности, а также увеличивает шансы выпускника найти высокооплачиваемую работу. Но сильная учебная мотивация студентов, ориентированная на овладение иностранным языком, не всегда может привести к желаемым результатам. Некоторые студенты, не прилагая особых усилий, уже после нескольких месяцев обучения смогут свободно говорить на иностранном языке, а кому-то приходится затрачивать достаточно много времени на преодоление коммуникативного барьера. Как можно объяснить различие языковых способностей студентов? Актуальность данной темы определяется тем, что индивидуальные особенности студентов являются важным фактором, отвечающим за способы достижений успехов в учебной деятельности, а, именно в изучении иностранного языка [9]. В нашей работе мы рассмотрим одну из наиболее существенных индивидуальных особенностей личности – темперамент. По мнению С.И. Ожегова, темперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении [8]. Обратим внимание на то, что особенности темперамента отражаются в характере интеллектуальной и познавательной деятельности студентов, а также в особенностях их речи, памяти, концентрации внимания, скорости восприятия и мышления.

Ещё Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Полученное наблюдение дает возможность установить взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Нужно подчеркнуть, что продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Если сангвиника отличает быстрая реакция, то флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвинику это удаётся без особых усилий. Холерики предрасположены к длительной активной работе, но им трудно сдерживать себя. Меланхолики страдают от быстрой утомляемости, но при этом они обладают рядом других положительных качеств. Такой тип нервной системы имеет свои преимущества по сравнению с сильным типом нервной системы. Исследования показали, что меланхолики, отличающиеся слабой нервной системой, меньше устают и раздражаются от монотонной работы, проявляют упорство, настойчивость и высокую производительность в труде. Свою неспешность они компенсируют прилежанием. А сангвиники и холерики, как обладатели сильной нервной системой, проявляют пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность не допускает использование индивидуальных способов решения задачи. Перечисленные факты, позволяют сделать вывод о том, что люди с разными типами темперамента нуждаются в индивидуальном темпе и режиме работы.

Целью нашей работы является исследование особенностей проявления темперамента у студентов в процессе изучения иностранного языка. Выборку исследования составили 50 студентов факультета иностранных языков. В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики: методика Г. Айзенка – направлена на выявление типа темперамента и опросник Смирнова [3]. Согласно полученным результатам исследования, среди 50 студентов было выявлено 15 студентов с холерическим типом, 14 – с сангвиническим, 16 студентов – с флегматическим, 5 – с меланхолическим типом.Дляисследования проявления у студентов свойств темперамента в зависимости от вида деятельностии в процессе обучения иностранному языку респондентам были предложены следующие задания: интеллектуально-творческое упражнение (описание ситуации по серии картинок без времени на подготовку), аудитивное упражнение, высказывание собственного мнения по проблеме, грамматическое упражнение, упражнение на проверку техники чтения. Холерики проявили живой интерес к первому упражнению, требующему креативного подхода и быстрой реакции, и принялись описывать картинки первыми до объявления задания. Меланхолики долго разглядывали иллюстрации, постоянно делали заметки в тетради во время ответов своих сокурсников, отвечать вызвались последними. Сангвиники внимательно прослушали задание, выполнили его быстро в рамках задания, не добавляя ничего лишнего. Флегматики приступили к упражнению неохотно, выполнив только минимальную часть задания, но не слишком быстро. Второе задание на аудирование вызвало у всех затруднение. Холерики, прослушав запись один раз, начали говорить, что они ничего не поняли. Меланхолики старались вслушиваться в каждое слово, прижимая уши ближе к наушникам, неоднократно предпринимали попытку посмотреть в тетрадь соседа по парте. Сангвиники услышали все необходимое. Флегматики самостоятельно и неторопливо выполняли задание, однако они не уложились в отведенное время. Упражнение на высказывание собственного мнения по проблеме позволило сангвиникам ясно и коротко в оптимальном темпе речи доказать свою позицию, используя лексико-грамматические знания адекватно заданной теме, при этом они учли все исправления преподавателя. Флегматики высказалась только тогда, когда их попросили. Их ответы были достаточно короткими, ошибки в речи повторялись, несмотря на замечания преподавателя. Речь холериков была быстрой, экспрессивной, убедительной, в речи было много лексико-грамматических ошибок, что не мешало им высказывать свое мнение. Меланхолики, напротив, отвечали очень робко, при этом в их речи не было много ошибок, но замечания ошибок преподавателем вызывали у них чувство вины и неуверенности. Следующее упражнение на проверку навыков письма вызвало у флегматиков восторг, их работы были выполнены четко, с малым количеством ошибок. Работа меланхоликов была выполнена качественно, но в более медленном темпе, чем у флегматиков. Сангвиники написали сочинение с большой самоотдачей и упорством. Холерики восприняли данный вид задания отрицательно, т.к. не любят монотонной работы. Грамматические задания студенты разных типов темперамента выполняли следующим образом: меланхолики долго сомневались; холерики выполняли задания, полагаясь на интуицию, но не на правила; сангвиники пытались вспомнить правило и вспомнили; флегматики обращались за помощью к преподавателю. Результаты последнего задания на проверку техники чтения показали: сангвиники прочли текст с четкой интонацией, в оптимальном темпе, обращая внимания на свои ошибки и замечания преподавателя; флегматики читали медленно, но четко; меланхолики читали текст медленно, обращая внимания на все замечания преподавателя; холерики читали в очень быстром темпе, не обращая должного внимания на интонационные правила и коррективы преподавателя.

Таким образом, результаты исследования показали, что в процессе изучения иностранного языка каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах в зависимости от типа и уровня сложности заданий. Свойства темперамента, придают своеобразие стилю деятельности, при этом не являются единственным показателем умственных возможностей личности. Особенности проявления типа темперамента позволяют проследить пути и способы учебной деятельности студента, а также установить их связь с уровнем достижения результата. Соответственно, для наилучшего усвоения языковых знаний и умений студентов, преподавателям необходимо учитывать особенности темпераментов в процессе обучения иностранному языку [6]. Учет особенностей проявления типа темперамента в процессе обучения иностранному языку способствует, таким образом, проявлению у студентов интеллектуально-творческого потенциала.