Полный текст статьи
Печать

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Проблемами управления занимаются многие науки. Вопросы управления в системе образования в целом находят широкое отражение в научно-педагогической литературе: И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, Т.Г. Бадешко, К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, В.И. Кочетков, В.С., Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, Т.Ф. Лошакова, М.М. Поташник, В.А. Розанова, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.

Ретроспективный анализ понятия «управление» показывает, что оно издревле было объектом исследования всех известных философов (Конфуций, Платон, Аристотель). При этом областью проявления этого понятия были государство и власть. Власть выступала как насильственная деятельность, направленная на защиту тех или иных субъектов и оказывающая регулирующее воздействие на людей. Власть с самого начала выступает как ведущая форма управления. Поэтому развитие управления отождествляется с процессами совершенствования концепций власти.

Понятие управление используется в различных науках. Существует большое количество определений этого понятия. Каждый из авторов подчеркивает ту или иную сторону данного понятия.

Попробуем привести несколько классических определений.

Так, в энциклопедическом словаре «управление» трактуется как функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели [1].

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой трактует управление как деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.

В философском словаре под ред. И.Т. Фролова это понятие определяется как совокупность действий субъекта на изменение и манипуляцию реальными объектами и субъектами по заранее задуманной программе.

В Оксфордском русско-английском словаре слово «управление» переводится на английский язык как «management», что означает «искусство сопровождать, направлять» [2].

В кибернетике управление - это целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием; аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.

Экономическая же наука трактует управление как процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности [7]. 

В социологии управление - это организация совместной деятельности людей [11]. 

В психологии управление - это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [11].

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект педагогический.

Рассмотрим некоторые определения понятия «управление» с точки зрения  педагогической науки.

Итак, управление - это:

- «одна из функций целостной системы, обеспечивающей сохранение ее структуры, реализацию ее целей» [3].

- «специфический вид деятельности по руководству людьми» [4].

- «целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы» [8].

- «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологичных приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития» [9].

- «создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка» [12].

На основе проведенного анализа различных определений понятия «управления» можно отметить, что данное понятие трактуется с трех основных позиций: 1 - управление как деятельность, то есть ориентированность на получение предметного результата; 2 - управление как воздействие одной - управление как взаимодействие субъектов, предполагающее взаимное изменение управляющих и управляемых.

В системе образования понятие управление применяется на двух основных уровнях - это руководство образовательным учреждением как организацией и управленческой деятельности педагога.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

Содержание управленческой деятельности применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления, к числу которых можно отнести: определение целей, планирование, организацию выполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая из функций отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления [10, 12].

Таким образом, «управление» представляет собой сложное многоаспектное понятие, имеющее различные формы проявления в зависимости от области применения.

Управленческая деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций.

Управленческая деятельность представляет собой тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей - необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии. 

Проведенный анализ понятий «управление», «управленческая деятельность», дает понять, что данные понятия предстают как некий социальный процесс систематического воздействия субъекта управления на социальный объект посредством принятия решений, планирования, организации, контроля.