Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов — это система контроля и оценивания освоения студентом данной дисциплины, включающая в себя текущую и промежуточную аттестацию. В течение семестра студент имеет возможность получать и накапливать баллы за каждый из возможных видов работы (посещение занятий и лекций, выполнение домашних заданий, выполнение контрольных работ, сдача коллоквиумов, подготовка и выступление с докладами, ответ на экзамене или зачете и т. д.). Максимально возможным количеством баллов обычно считается 100. Заранее оговаривается минимальное количество баллов, при котором студент допускается к зачету или экзамену, а также количество баллов, необходимых для получения той или иной оценки. Предполагается также, что на основе накопленных к тому или иному моменту баллов выстраивается рейтинг студентов, который подлежит огласке. Правила начисления баллов доводятся до студентов в самом начале семестра.
В 1999 году 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию, целью которой является гармонизация систем образования в Европе. Позже, в 2003 году на Берлинской конференции министров образования европейских стран к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация, обязавшись до 2010 года реализовать основные принципы данного процесса [2]. Но в России Болонский процесс завершился лишь к 2012 году: была введена двухуровневая система высшего образования в виде бакалавриата и магистратуры, система зачетных единиц и балльно-рейтинговая система. Но, несмотря на попытку приведения образования в Российской Федерации к европейским стандартам, оно существенно отличается от систем образования США и Великобритании.
Проанализировав Европейскую и Российскую систему, можно сразу обратить внимания на различия, которые проявляются в том, что в Европе изначально бакалавриат делится на академический и профессиональный. Академический бакалавриат подразумевает подготовку бакалавров наук и искусств. Студенты, обучающиеся по данным направлениям, имеют широкую специализацию, например такую, как бакалавр экономики или бакалавр юриспруденции, что позволяет выпускникам бакалавриата США, Великобритании и Европы в целом работать в самых разных сферах.
Профессиональный бакалавриат готовит работников сферы бизнеса, также имеющих минимальную специализацию. Кроме того, студент бакалавриата не обязан ее выбирать, он может выбрать себе лишь ведущую дисциплину, или несколько дисциплин, в случае сомнений. Причина заключается в том, что бакалавриат США и Великобритании нацелен не на подготовку студента к конкретной профессиональной деятельности, а на развитие у него широкого кругозора и профессиональной мобильности. В результате, студент бакалавриата начинает изучение профессиональных дисциплин только на третьем курсе. До этого же студентов обучают общим дисциплинам и дисциплинам по выбору. Стоит еще раз отметить, что наличие профессиональных дисциплин никак не углубляет человека в определенную специализацию [3].
А в России программа разделения бакалавриата на академический и профессиональный начала появляться во многих высшие учебные заведения только в середине 2014 года. При этом предполагается, что академический бакалавриат будет нацелен на изучение дальнейшей научной деятельности, и поэтому пороги для поступления на этот тип бакалавриата будут введены более высокие. Форма обучения на академическом бакалавриате может быть различной.
Из собственного опыта можно увидеть, что система высшего профессионального образования в настоящее время в России не предполагает выбора ведущей дисциплины без узкой специализации и углубленного изучения своей будущей профессии. И даже при наличии общих дисциплин и дисциплин по выбору, обучение в сфере конкретной специальности начинается уже с первого курса бакалавриата. То есть, можно сделать вывод, что существующий в Российской Федерации бакалавриат представляет собой лишь сжатую до четырех лет форму специалитета, который на сегодняшний день применяется для обучения только определенным профессиям [3]. Кроме того, различия присутствуют также и в методике преподавания в высших учебных заведениях США, Великобритании и России. Так, методика преподавания в США нацелена на самостоятельную работу студента, осуществляющуюся посредством общения с преподавателем через сайт университета, в котором преподаватель еженедельно посылает вопросы и темы дискуссий [1, с. 59].
Как можно заметить, в России такой практики не наблюдается, и если в США, таким образом, общение со студентом в большей степени является заочным, то российская система образования нацелена, в основном, на очное обучение, в частности на аудиторное обсуждение вопросов и дискуссий. Что касается магистратуры, то тут также можно проследить существенные различия. Так, на Западе, в том числе в США и Великобритании, магистратура дает профессиональную специализацию. То есть, именно в магистратуре дается практическое образование в конкретной профессиональной деятельности. В России же специализированное профессиональное образование студент получает уже в бакалавриате. Таким образом, получается, что магистратура теряет свое истинное значение и является всего лишь промежуточным звеном между бакалавриатом и аспирантурой .
В большинстве стран Европы используют европейскую переводную и накопительную систему кредитов ЕСТS (European Credit Transfer and Accumulating System). Основная цель ECTS — упрощение процесса нострификации дипломов и квалификаций, обеспечение прозрачности образовательных программ и учебных планов различных вузов [5]. Оценочная шкала ЕСТS показана в таблице №1.
Таблица №1.
Оценка ECTS |
% студентов, обычно получающих оценку |
Примечание |
A |
10 |
Использование оценок «отлично», «хорошо» не рекомендуется, так как они не совпадают с переносимой системой оценок ECTS. |
B |
25 |
|
C |
30 |
|
D |
25 |
|
E |
10 |
|
FX |
- |
Не зачтено — необходима доработка для получения зачета |
F |
- |
Не зачтено — необходима серьезная переработка. |
В вузах РФ после внедрения зачетных единиц, доминирующей стала система абсолютного представления оценок [5]. При этом система оценивания знаний студентов может быть рассмотрена как синтетическая, состоящая из элементов трех систем: традиционной, балльно-рейтинговой и ЕСТS (таблица №2). В ее основе лежит БРС, шкала который базируется на кредитной оценке той или иной дисциплины, непосредственно связанной с ее учебной нагрузкой.
Таблица №2.
Баллы БРС |
Традиционные оценки в РФ |
Баллы для перевода оценок |
Оценки |
Оценки ЕСТS |
86-100 |
5 |
95-100 |
5+ |
A |
86-94 |
5 |
B |
||
69-85 |
4 |
69—85 |
4 |
C |
51-68 |
3 |
61—68 |
3+ |
D |
51—60 |
3 |
E |
||
0-50 |
2 |
31—50 |
2+ |
FX |
0—30 |
2 |
F |
||
51-100 |
Зачет |
|
Зачет |
Passed |
В заключение всего анализа можно отметить, что в Европейской системе оценивания каждый студент зависит от успеваемости всех студентов в группе. В такой системе оценивания в одной группе не могут быть все отличники или хорошисты. Обязательно будут студенты, у которых есть удовлетворительный результат. В отечественных вузах система оценивания базируется на индивидуальном подходе и степени усвоения материала, и не зависит от успеваемости других студентов.