…Душа ребенка и опыт взрослого – удивительное сочетание, немодное, непонятное, непринятое в современном мире взрослых и, вместе с тем, необходимое для того, чтобы остаться человеком…дети живут удивлением, а взрослые им выживают. Удивляйтесь и удивляйтесь!
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как можно достичь такого результата?
Одним из наиболее важных условий высокого развития детского творчества является разнообразие работы с детьми. Новизна обстановки, разные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора, которая помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость детского восприятия и деятельности. А это мультфильм. Мультфильм – это особая часть детства. Это мир, в котором каждый ребёнок, может забыть о реальности и помечтать о сказке. Что же такого есть в этом загадочном явлении «мультфильм» такого необычного, что без него не проходит ни одно детство?
Во-первых, просмотр мультфильмов быстро развивает фантазию ребёнка. С помощью воображения, маленькие дети познают окружающий его мир. Сюжеты, которые переживают персонажи, чем-то схожи с жизнью. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, представляя себя персонажами из мультфильма.
Во-вторых, каждый мультфильм несёт в себе какое-то особое значение, смысл, разрешение различных ситуаций. Но не каждый ребенок знает или задумывается о том, а как же они создаются.
Создание мультфильма вместе с детьми – это современный инновационный вид проектной деятельности, который представляет из себя многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. Исходя из этого, мы создали в нашем учреждении проект "Мультфильм своими руками".
Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник мультипликации.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения и развития мультипликации.
2.Познакомить с процессом, средствами и техниками анимации.
3.Расширить знания детей о профессиях сценариста, художника-аниматора, оператора съемки, звукооператора.
Развивающие:
1.Развивать творческое мышление и воображение.
2.Формировать художественные навыки и умения.
3.Развивать временные и пространственные отношения в анимации.
4.Развивать навыки связной речи, учить использовать в речи разнообразные выразительные средства.
5.Развивать информационную культуру и логику мышление детей.
Воспитательные:
1.Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.
2.Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
3.Прививать ответственное и серьезное отношение к своей работе.
4.Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.
В своем проекте мы используем разнообразные виды и техники работ.
Рисуночная анимация в технике перекладки
Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстро и просто. Им присуще такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью [1, с.3]. Дети рисуют, и эти картинки оживают на глазах, начинают свою жизнь [2, с.3].
Пластилиновая анимация в технике перекладки
Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остается одним из самых любимых материалов наших мультипликаторов. Ребенку очень нравится создавать свои яркие пластилиновые герои. Но в то же время им нравится лепить разноцветными пластилинами своих интересных героев, создают им атмосферу их жизни, оживают.
Кукольная анимация
В такой работе используются куклы, которые изготавливаем из разных материалов (ткань, дерево, бумага, нитки, цветная бумага и т.д.). Для этой работы задаем детям домашнее задание, в котором они вместе с родителями, это могут быть и мамы, и бабушки, шьют или изготавливают куклы. Фигуры-куклы могут сниматься располагая их прямо перед фотокамерой и фотографируются покадрово, причём в ее позу вносим минимальные изменения, чтобы при монтаже создавалась иллюзия движения или снимаются на видеокамеру в реальном времени.
Рисуночная анимация (по принципу диафильма)
В основе данной техники лежит принцип диафильма, то есть каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Движение как в настоящем анимационном кино нет, картинка «не оживает», но зато ребенок может озвучить свой мультфильм с помощью микрофона. Создание любого мультфильма происходит по этапу, и в каждом этапе дети принимают самое непосредственное участие: рисование, лепка, создание персонажей и декораций из самых разнообразных материалов (пластилина, бумаги, картона, пенопласта и других материалов), «анимирование» (оживление) изображений, режиссура мультика, озвучивание и исполнение ролей за персонажей.
В игровой форме одновременно осваиваются многие разновидности творчества: изобразительное искусство, музыка, актерское мастерство. В процессе прослушивания, придумывания и обсуждения мультфильма у ребенка развиваются необходимые навыки для его социализации - фантазия, творчество, принятие различных социальных ролей, ребенок учится взаимодействовать в группе единомышленников. В творческом процессе он легко усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет: решать вопросы художественного развития дошкольников [3, с.4]; расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества[4,с.4]; формировать эстетические оценки и предпочтения; активизировать свободу творческого проявления.
Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль в творческом развитии детей [5, с.4]
Считаем, что создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно для раскрытия талантов детей.