Как справедливо, отмечает М.М. Поташник, что «методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса» [1].
Специалисты указывают, что методическому пространству в образовательной организации свойственны такие функции как: научно-методическая; организационно-методическая; информационная; аналитико-экспертная; образовательная и консультативная.
Так, нами проведено анкетирование «Выявление способности учителя к профессиональному развитию» среди учителей МОБУ СОШ № 6 г. Якутска [2] и Табагинской СОШ Мегино-Кангаласского улуса. Результаты опроса свидетельствуют, что 37% учителей активно реализуют свои потребности в личностно-профессиональном саморазвитии, у 61% педагогов нет сложившейся системы саморазвития, их ориентация на развитие сильно зависит от внешних условий, и 2 % учителей находятся в стадии остановившегося развития. Также это и подтверждают итоги диагностики по методике Т.М. Шамовой, нами выявлена готовность к профессиональному развитию педагогов. Анализ результатов анкетирования показал, что готовность к активному профессиональному развитию, выявлено у 62,7% учителей и 37,3 % педагогов выявлена выраженная зависимость от внешних условий, педагогов, не готовых к саморазвитию, не выявлено.
В связи с этим нами разработана программа методического семинара «Методическое пространство школы как условие профессионального развитие педагога» целью данного семинара выступила: обеспечение профессионально-личностного развития педагога в образовательном пространстве школы.
Таблица № 1
Мотивация и стимулирование к профессиональному развитию учителя
Мотивы к профессиональному развитию педагога |
Стимулы профессионального развития учителя |
Личностное развитие
|
направление на курсы; творческий отпуск в каникулярное время или дополнительные дни к отпуску; содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности |
Творческая реализация учителя в профессиональной деятельности |
проведение мастер-класса для учителей школы, города, улуса; выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее расписание; содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта; содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы или методики |
Достижение социального успеха, самоутверждение |
предоставление возможности распространения опыта работы через конференции, педагогические чтения, семинары, фестивали; содействие в подготовке публикаций, пособий, электронных материалов; представительство от школы на мероприятиях городского, улусного, республиканского уровня; рекомендация учителя для работы со студентами на практике или в учреждении СПО или ВО; рекомендация для работы в экспертных группах |
Потребность быть в коллективе |
вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни образовательной организации |
Состязательность |
методическая поддержка конкурсов профессионального мастерства |
Таким образом, мы считаем, что основополагающими задачами методического пространства в школе являются: изучение нормативных и программно-методических документов; создание сети методической работы в школе; координация содержания и направлений методической работы; повышения квалификации педагогических кадров; оказание консалтинговых услуг; обучение формам организации и технологиям образовательного процесса и др.