Работа педагога сочетает в себе управляющие, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. От профессиональной компетентности учителя зависит эффективность обучения учащихся. В практической деятельности учитель должен сочетать разнообразные формы, методы, средство обучения, поддерживать процесс мышления и самостоятельность обучающихся.
Профессиональный стандарт педагога выдвигает новые требования учителям. Учитель должен быть готовым принять детей с разными способностями, уметь анализировать проблемы и оказывать помощь, взаимодействовать и читать документацию других специалистов, использовать в своей работе знания психолого-личностных и возрастных особенностей [1].
Анализ профессионально-педагогических исследований по вопросам деятельности современного учителя, выделяются функции, такие как создание условий для самостоятельности, творческого развития, ответственности и непрерывного образования [2].
Л.М. и С.М. Спенсеры рассматривают компетенцию как базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе [3, С.9]. В связи с этим профессиональная компетентность учителя представлена профессиональными и личностными качествами. А.К. Маркова отмечает специальную, социальную, личностную и технологическую компетентность [4]. Педагогическая деятельность является разносторонней, что приводит к развитию общей компетентности.
В.В. Талышев указывает следующие пути развития профессиональной компетентности: работа в методических объединениях, исследовательская и инновационная деятельность, участие в педагогических конкурсах, демонстрация и передача собственного опыта и др. Но достижение результатов не может быть полностью эффективным без правильно-выстроенной работы, понижения мотивации. Для развития профессиональной компетентности необходимо создавать благоприятные условия педагогам [5].
Одним из средств повышения эффективности профессиональной компетентности учителя является технологии самоменеджмента. Целью самоменеджмента выступает управление своей профессиональной и личной жизнью с максимальным использованием собственных возможностей. Технология самоменеджмента направлена на рациональное использование времени, организацию работы с наименьшими затратами и снижение синдрома выгорания на работе.
Обучение самоменеджменту начинается с целеполагания [6], выявления собственных барьеров для достижения поставленных задач. В результате пилотного исследования на определения «поглотителей времени» учителей МОБУ ООШ №6 г. Якутска выявлено, что большинству педагогов мешает неспособность говорить «нет» (32%), слишком редкое делегирование дел (24%), неполная или запоздалая информация (24%).
На наш взгляд, каждый учитель должен выстроить траекторию профессионального развития, попытаться устранить «помехи» и максимально эффективно использовать рабочее время. В следствии вышесказанного, считаем, что у педагога должна быть внутренняя мотивация для повышения профессиональной компетенции.