Полный текст статьи
Печать

В настоящее время смешенные браки, супруги которых являются представителями разных наций – норма жизни. Каждый партнер супружеских отношений в собственную семью привносит свои взгляды и ценности, которые заложены в его этнической культуре. Отличаются ли подростки из полиэтнических семей способом реагирования в конфликтных ситуациях, фрустрационной толерантностью от подростков из моноэтнических семей?

На базе МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.Марченко», расположенной с. Грахово, Удмуртской республики нами было проведено исследование среди учащихся 8 классов.  В исследовании приняли участие 33 человека 14-15 лет. В выборке подростков из моноэтнических семей были представлены две подгруппы следующих национальностей: русские и удмурты, по 11 человек. Выборка из полиэтнических семей представлена подростками имеющих русско-удмуртское происхождение -11 человек.

Целью исследования стало выявление взаимосвязи между поведением в конфликте и фрустрационной толерантности у подростков из моноэтнических и полиэтнических семей.

Подросткам предлагалось ответить на вопросы методики К. Томаса на выявление стилей поведение в конфликтной ситуации и методики рисуночной фрустрации Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной) [1,2].

Для проверки различий между стилями поведения подростков из моноэтнических и полиэтнических семей по типам реагирования в конфликте и фрустрационной толерантности мы использовали t критерий – Стьюдента [3]. Статистических различий ни о одной шкале методик не было вывлено. Причиной такого результата могут являться особенности проживания подростков в регионе, нивелирующие возможные различия между национальностями. Испытуемые вместе растут и учатся, вместе участвуют в национальных праздниках и мероприятиях, проводимых в республике. Все это создает основания реагировать на те или иные конфликты так, как принято в данном социальном обществе.

Для выявления взаимосвязей стратегий поведения в конфликте и фрустрационной толерантности между подростками из моноэтнических и полиэтнических семей нами был использован статистический метода коэффициента корреляции Пирсона [3].

В подгруппе подростков из моноэтнических русских семей нами были выявлены статистически  отрицательные связи между шкалами «импунитивная реакция с фиксацией на самозащите» (M) и «сопротивление» (r = - 0,73; p<0,01), также обнаружена была отрицательная связь на уровне тенденции между шкалами «импунитивная реакция с фиксацией на удовлетворение потребности» (m) и «приспособление» (r= - 0,65; p<0,05). Это можем объяснить тем, что чем чаще подростки будут использовать стратегию поведения «сопротивление», тем реже у них будет проявляться «импунитивная реакция с фиксацией на самозащите», при которой объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом.  При использовании стратегии поведения «приспособление», подростки, воспитывающиеся в русской семье реже, будут проявлять «импунитивные реакции с фиксацией на удовлетворение потребности», при которых  субъект надеется на бла­гополучное разрешение проблем со временем. Им характерны такие качества как уступчивость и конформность.

В подгруппе подростков из моноэтнических удмуртских семей нами были выявлены статистически положительные связи на уровне тенденции между шкалами «интропунитивная реакция с фиксацией на самозащите» (I)  и «избегание» (r= 0,71 p<0,05;). Это говорит о том, что если подростки будут использовать в конфликтах стратегию «избегание», то с большей вероятностью у них будет проявляться «интропунитивная реакция с фиксацией на самозащите», при которой обвинение и  осуждение объект предъявляет самому себе.

В подгруппе подростков из полиэтнических русско-удмуртских семей были выявлены статистически положительные связи на уровне тенденции между шкалами «экстрапунитивная реакция с фиксацией на самозащите» (E) и «сопротивление» (r= 0,70; p<0,05), и также положительная связь на уровне тенденции между шкалами интропунитивная реакция с фиксацией на препятствии (I’) и приспособление (r= 0,61; p<0,05). Это говорит о том что, в первом случае: если подростки будут использовать стратегию «сопротивление», то с большей вероятностью у них будет проявляться «экстрапунитивная реакция с фиксацией на самозащите», при которой обвинение враждебность проявляется в отношении внешнего окружения, субъект активно отрицает свою вину, проявляя враждебность к обвинителю; во втором случае: если подростки будут использовать стратегию «приспособление», то с большей вероятностью у них будет проявляться «интропунитивная реакция с фиксацией на препятствие», при которой фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость беспокойством других.

Полученные нами данные подтверждаются исследованиями автора В.Ю. Хотинец, в которых сравниваются  культурные ценности удмуртов и русских. Хотинец указывает, что для удмуртов характерно приспособление себя к чувствам окружающих, отсутствие навязывания собственной точки зрения; важным является эмоционально-оценочное отношение к субъектам коммуникации. Для русских, которые ориентируются на активное взаимодействие со средой, более важным является убеждение собеседника в необходимости коммуникации, осмысление и переосмысление информации, более актуальными становятся рациональность и рассудочность в коммуникативном процессе для достижения поставленных целей. В межличностном взаимодействии удмурты стремятся учитывать потребности других для достижения групповой гармонии, русские же склонны отстаивать свои позиции и собственное мнение.

Таким образом, в зависимости о то того в какой семье воспитываются подростки в моноэтнической или полиэтнической семье подростки в потенциале будут реагировать в конфликте и проявлять фрустрационную толерантность по разному, в зависимости от особенностей национального характера [4].