Полный текст статьи
Печать

Одним из важнейших факторов успешности образовательного процесса является эффективное обеспечение преемственности обучения в начальной и основной школе. Необходимость осуществления преемственности обусловлена требованием Федеральных государственных образовательных стандартов, которое направлено на «обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;…доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;… на формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [3].

         Правильная организация преемственности применительно к предмету «Английский язык» имеет особое значение, так как специфика обучения предполагает создание социокультурной коммуникативной среды на уроках. 

         Согласно ФГОС начального общего образования, предметные результаты освоения программы английского языка должны отражать:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [3].

При переходе в основную ступень школьного обучения предметные результаты должны отвечать следующим требованиям:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях [4].

         В настоящее время различные аспекты этой проблемы находятся в центре внимания педагогов, психологов, ученых и методистов. Так, по мнению А. В. Шарыпина, преемственность в образовании образует механизм его непрерывности, так как каждый последующий этап образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в себя в качестве базиса дальнейшего развития [6; 156].

Рассматривая процесс перехода детей из начальной школы в основную, психологи отмечают следующие особенности подросткового возраста, оказывающие влияние на процесс обучения: ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями. По мнению Г. А. Цукерман, «…этот возрастной интервал – воистину “ничья земля” в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8–9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13–15-летнего возраста – сердцевины отрочества» [5;19]. В этот период, как отмечает Г. А. Цукерман, происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников, и возрастного кризиса с существенными внутренними изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением формы жизнедеятельности [5; 20].

Таким образом, успешность образовательного процесса в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды.

Наиболее развёрнутое определение понятию «преемственность» дано А.А. Леонтьевым: «…наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), то есть, в конечном счёте, – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования» [2; 29].

Таким образом, преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения от детского сада до высшего обучения. В современной отечественной педагогической практике принцип непрерывности и преемственности образования наиболее полно и последовательно реализуется в Образовательной системе «Школа 2100». Они выделяют следующие направления реализации преемственности, которые определяют целостность, последовательность и системность всего образовательного процесса: методологическое единство; единство целей; содержательное единство; процессуальное единство; единство оценивания образовательных достижений учащихся [2; 29].

Г.А. Цукерман утверждает, что причины трудностей, испытываемых школьниками при переходе из начальной в основную школу, состоят в «скачке из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом» [5; 21].     К характерным проблемам учащихся 5 классов О. А. Матвеева и Е.А.  Львова [5; 19] относят неодинаковый уровень подготовки детей, который вызван множеством программ начальной школы, не всегда согласованных с программами основной школы.

Содержательное единство преемственности включает в себя, безусловно, программу обучения, то есть учебник.  В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ России обучение английскому языку ведется по программе «Английский с удовольствием/ Enjoy English» под авторством М.З. Биболетовой. Курс охватывает начальную, среднюю и старшую школу (2-11 классы). Учебник ориентирован как на обучение учащихся общению на английском языке, так и на интеллектуальное, эмоциональное и общее речевое развитие детей средствами английского языка [1].

С целью определить, насколько эффективно происходит переход из начальной в среднюю школу на примере МОБУ СОШ №17 г. Якутска нами проведено тестирование остаточных знаний начальной школы учащихся в 5 «б» классе. Тест был разработан преподавателем английского языка МБОУ СОШ №1 г. Покрова Владимирской области Булычевой Н.В. и рассчитан на программу «Английский с удовольствием» (Приложение 1). В данном тесте  четыре задания направлены на контроль лексических знаний, в том числе на полное понимание текста и на проверку грамматических навыков. Общее количество баллов составляет двадцать семь. Нами разработаны критерии оценивания лексико-грамматических навыков согласно данному тесту (Таблица № 1).

Таблица 1

Система критериев оценивания

Оценка

Уровень лексико-грамматических навыков

Баллы

«5»

высокий уровень

27-25

«4»

средний уровень

24-21

«3»

уровень ниже среднего

20-14

«2»

низкий уровень

13-0

 

По итогам тестирования сформулированы следующие выводы. Количество учащихся, выполнивших тест, составило 36. 19,4% учащихся класса справились с заданиями на «отлично», работы 27,7% от общего числа учеников оценены на «хорошо», 39% пятиклассников справились с тестом на «удовлетворительно» и 14% учащихся не справились с заданиями. Таким образом, процент качественного выполнения теста составил 47,2%.

Анализ выполнения заданий учащимися позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности грамматических навыков находится на низком уровне по сравнению с лексическими. В процентном соотношении 74% от общего числа учащихся успешно справились с заданием №1, направленным на контроль лексических навыков. 51% учащихся смогли выполнить задание на полное лексическое понимание текста, 68% справились с заданием №3, 53% - №4. Очевидно, что задание на контроль уровня сформированности грамматических навыков вызвало затруднения.

Проведенное тестирование остаточных знаний учащихся в 5 экспериментальном классе показывает, что есть проблемы, связанные с организацией преемственности обучения иностранному языку. С целью определить возможные причины проблемы перехода учащихся из начальной в основную школу, нами предпринята попытка анализа учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием/Enjoy English».

Во-первых, если в 4 классе обучение временам английского глагола происходит по отдельности, а в 5 классе – совмещенно. Поэтому многие учащиеся испытывают трудности в изучении данного грамматического материала. Кроме того, в учебнике и рабочей тетради 5 класса наблюдается недостаток практических упражнений для отработки нового материала.

Во-вторых, общая тематика учебника 5 класса посвящена подготовке к поездке в Великобританию, которая изучается весь год. На наш взгляд, интереснее было бы изучать эту тему на протяжении всего одной четверти.

В-третьих, в 5 классе практически все тексты предлагаются в форме письма и диалогов, что выражается в нехватке привычного текстового материала для учащихся.

Таким образом, несмотря на то, что в начальной школе УМК «Английский с удовольствием» является фундаментальной основой для начала изучения английского языка, в организации преемственности, учащиеся испытывают трудности в 5 классе.

В результате проведенной работы для решения проблемы мы считаем, что важен выбор УМК, который обеспечивал бы и подготовку к выпускным экзаменам, и развитие личностных универсальных учебных действий.  

 

 

 

Приложение 1

Лексико-грамматический тест для учащихся 5 класса

I. Впишите предложения, вставив в них пропущенные слова.

     School, break, time, Maths, count

     My name is Ted. I live in London. I go to…(1). I like…(2). I can…(3) well. I have many friends at school. We play games during the…(4). I have a good…(5) at school.

II. Выберите нужный ответ на вопрос и выпишите его. Пример: 1с.

1. What colour is a banana?

a) red     b) yellow     c) white

2) What colour are trees?

a) pink     b) green     c) white

3) We …. at History.

a) draw     b) dance     c) answer questions

4) I …. at Maths.

 a) count     b) read     c) jump

5) It is hot and sunny in ….

a) winter     b) summer     c) spring

6) We skate and make a snowman in ….

a) May     b) January     c) October

7) He does not go to school ….

a) tomorrow     b) on Saturdays and Sundays     c) yesterday

III. Составьте и запишите семь словосочетаний с данными словами.

1. help                           1. games

2. write                          2. texts

3. ask                            3. pictures

4. sing                           4. songs

5. draw                          5. questions

6. play                           6. letters

7. translate                    7. fiends

 IV. Выпишите лишнее слово.

А) Russian, Maths, English, America.

B) six, ten, cheese, five.

C) nice, read, like, speak.

D) letter, black, city, school.

5.* Составьте предложения и запишите их.

1. To, she, goes, every, school, day.

2. In, are, trees, the, green, spring.

3. There, ten, are, apples, on, table, the.

4. Like, corn, and, birds, fruit, much, very.