В настоящее время всё более актуальным становится вопрос повышения качества образования. Образовательные стандарты пересматриваются. Система образования нуждается в модернизации.
Ещё в 2009 году в своём Послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев указывал, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Появляется необходимость в утверждении новых стратегий развития российского образования, подготовке национальной образовательной стратегии, направленной на оптимальное развитие школьного образования.
Стратегия Д.А. Медведева предусматривает решение пяти основных задач:
1. Обновление содержания образования и образовательных стандартов.
2. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
3. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
4. Превращение школ в центры не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Российская школа не имеет права быть ветхой в прямом и в переносном смысле этого слова. Необходимы новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов.
5. Улучшение здоровья.
Невозможно не согласиться, что создавать условия для воспитания и развития творческих способностей ребенка может только современный учитель, готовый сам к профессиональному росту, самосовершенствованию, генерации новых идей и способный принимать происходящие изменения и реализовывать новые стандарты. Учитель, ответственный за качество своей деятельности и работы в школе, сможет выявлять и развивать таланты учащихся в течение всего школьного периода. Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется тогда, когда учитель сам является творческим человеком. Учитель должен быть ни «над», ни впереди, а вместе с детьми также активно принимать участие в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.
В связи с переходом на ФГОС все больше внимания уделяется творческому процессу обучения, всестороннему развитию личности учащегося.
Для решения проблемы необходима разработка инновационных подходов к воспитанию, определению новых концептуальных ориентиров, повышения уровня овладения педагогами достижений педагогической науки, ее новой методологии, знания современных технологий воспитания.
Возрастает роль дополнительного образования, а также внеурочной деятельности, как эффективного способа повышения мотивации учащегося к самостоятельному получению новых знаний, творчеству, самовыражению и достижению планируемых результатов обучения.[1] Современная внеурочная деятельность - это, прежде всего, деятельность в которой учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).
Внеурочная деятельность воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию. Цели учителя:
- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;
- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;
- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;
- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития
Паспорт проекта
Структура |
Содержание |
Тема |
«Создание творческой среды для гармоничного развития личности в рамках воспитательной работы по иностранным языкам» |
Адресация проекта |
Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми, родителей, школьников |
Руководители проекта |
члены МО учителей английского языка МОБУ СОШ№21 городского округа «город Якутск» |
Участники проекта |
Педагоги, родители, школьники, представители социума |
Возраст обучающихся |
Обучающиеся 2-11 классов |
Особенности типа проекта |
По характеру создаваемого продукта: творческий, информационный; по количеству участников: индивидуальный, групповой; по продолжительности: средней продолжительности-5 лет по профилю знаний: межпредметный |
Объект исследования |
развитие творческой личности школьников
|
Предмет исследования |
творческая деятельность как средство развития личности
|
Цель проекта |
Педагогическая: Создать творческую среду во внеурочной деятельности, способствующую гармоничному развитию личности Исследовательская: Изучить влияние созданной творческой среды на личностное развитие школьников |
Задачи проекта |
1. Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей. 2 . Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей. 3. Формирование системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей, поддержки детской одаренности, таланта. 4. Стимулирование творческой деятельности. |
Гипотеза |
Создание творческой среды способствует развитию познавательно-творческой активности и самореализации обучающегося; формированию особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. |
Ресурсы проекта |
Кадровые: учителя-предметники, классные руководители, педагог-организатор. |
Предполагаемые продукты |
Ожидаемые положительные результаты проекта:
Продукты деятельности педагогов:
Продукты деятельности школьников:
|
Критерии эффективности проекта |
Для школьников: результаты участия школьников во внеурочной деятельности, создание языкового портфеля, пополнение портфолио. Для учителя: пополнение папки достижений учителя, создание банка данных творческих детей, пополнение методической копилки МО. |
Внеклассная работа по английскому языку ведется систематически в виде комплекса взаимосвязанных мероприятий согласно ежегодным праздникам, знаменательным датам (юбилейные даты, события в жизни города страны и стран изучаемого языка), учебным темам:
- проведение школьных викторин,
- организация внеклассных мероприятий, нетрадиционных уроков,
- упражнения из раздела «Занимательные задания» могут быть использованы в качестве сменного материала для стендов.
Так как проект осуществляется уже два года, уже имеем следующие результаты: авторские разработки мероприятий для учащихся 2 – 8 классов, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование человека-патриота.
- 1. В часы досуга: организация внеурочной деятельности (в помощь учителю иностранного языка): пособие. – Якутск , 2014. – 80с.
- 2. Souvenirdelaguerre: организация внеурочной деятельности (в помощь учителю иностранного языка): пособие. – Якутск, 2015. – 72с.
- 3. Литературный калейдоскоп: организация внеурочной деятельности (посвящен Году литературы): пособие в помощь учителям иностранного языка – Якутск: 2015. – 132c.
Пособия содержат материалы для внеклассной работы по иностранным языкам: сменные материалы для школьного стенда, конкурсы, викторины по страноведению, внеклассные мероприятия, интеллектуально-познавательные игры. Могут быть полезны школьным методическим объединениям учителей иностранных языков для организации совместной внеклассной работы. Отдельным сборником представлены материалы, посвященные празднованию дня Победы. В сборнике «Литературный калейдоскоп» - авторские разработки мероприятий по ознакомлению с писателями, произведениями, литературными персонажами. Например, беседа с элементами викторины, праздник поэзии, литературная гостиная.
Мы считаем, что наиболее эффективно организовывать воспитательную работу с привлечением классов параллелей или всех учащихся начального или среднего звена. При этом рекомендуем планировать работу сообща, а осуществлять творческими группами.
Участие в конкурсах и викторинах позволяет учащемуся проверить свой уровень владения иностранным языком, расширить кругозор, проявить креативные способности, а учителю – определить сильные и слабые стороны личности и помогать преодолевать трудности и самосовершенствоваться. Так как почти все дистанционные конкурсы и олимпиады являются платными, мы проводим подобные конкурсы на школьном уровне, чтобы предоставить возможность всем желающим попробовать свои силы. Конкурсы разновозрастные. Например, викторина «Do you know Great Britain?»[2], конкурс презентаций «Children heroes», викторина «Вспомним всех поименно…».
Викторина«Вашим подвигом мы дорожим…»
(вклад якутян в победу над фашистами на фронтах во время Великой Отечественной войны)
На сменных стендах размещаются материалы с занимательными заданиями в виде авторских кроссвордов, ребусов.
Например, Guess the name of the hero city
Интеллектуально-познавательная игра «MEMORYFIELD», посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, охватывает разные сферы: литературу, музыку, историю[3].
Приобретает популярность проведение не привычных мероприятий в форме игры - путешествие или интеллектуально-познавательных игр, а использование новых технологий. Например, квест "Поисковый отряд "Память". Команда проходит маршрут, состоящий из семи основных этапов, каждый из которых подразумевает решение исторической головоломки, связанной с биографией якутского легендарного снайпера Ф. Охлопкова.
Таким образом, внеурочная деятельность обеспечивает поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и творческих способностей. Можно перечислить следующие преимущества: доступность, чувство собственной значимости у каждого участника, возможность пополнения портфолио (создание языкового портфеля), создание базы одаренных детей, расширение кругозора, знаний по разным предметам, развитие коммуникативной компетенции у учащихся.