Полный текст статьи
Печать

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос повышения качества образования.  Образовательные стандарты пересматриваются. Система образования нуждается в модернизации.

Ещё в 2009 году в своём Послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев указывал, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Появляется необходимость в утверждении новых стратегий развития российского образования, подготовке национальной образовательной стратегии, направленной на оптимальное развитие школьного образования. 
Стратегия Д.А. Медведева предусматривает решение пяти основных задач: 
1.    Обновление содержания образования и образовательных стандартов. 
2.    Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. 
3.    Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. 
4.    Превращение школ в центры не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Российская школа не имеет права быть ветхой в прямом и в переносном смысле этого слова. Необходимы новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов. 
5.     Улучшение здоровья. 

Невозможно не согласиться, что создавать условия для воспитания и развития творческих способностей ребенка может только современный учитель, готовый сам к профессиональному росту, самосовершенствованию, генерации новых идей и способный принимать происходящие изменения и реализовывать новые стандарты. Учитель, ответственный за качество своей деятельности и работы в школе, сможет выявлять и развивать таланты учащихся в течение всего школьного периода. Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется  тогда, когда учитель сам является творческим человеком.  Учитель должен быть ни  «над», ни впереди, а вместе с детьми также активно принимать участие в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.

В связи с переходом на ФГОС все больше внимания уделяется творческому процессу обучения, всестороннему развитию личности учащегося.

 Для решения проблемы   необходима разработка инновационных подходов к воспитанию, определению новых концептуальных ориентиров, повышения   уровня овладения педагогами достижений педагогической науки, ее новой методологии, знания современных технологий воспитания.

Возрастает роль дополнительного образования, а также внеурочной деятельности, как эффективного способа повышения мотивации учащегося к самостоятельному получению новых знаний, творчеству, самовыражению и  достижению планируемых результатов обучения.[1] Современная внеурочная деятельность - это, прежде всего, деятельность в которой учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Внеурочная деятельность воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию. Цели учителя:

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Создание творческой среды для гармоничного развития личности в рамках воспитательной работы по иностранным языкам»

Адресация проекта

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми, родителей, школьников

Руководители проекта

члены МО учителей английского языка МОБУ СОШ№21 городского округа «город Якутск»

Участники проекта

Педагоги, родители, школьники, представители социума

Возраст обучающихся

Обучающиеся 2-11 классов

Особенности типа проекта

По характеру создаваемого продукта: творческий, информационный;

по количеству участников: индивидуальный, групповой;

по продолжительности: средней продолжительности-5 лет

по профилю знаний: межпредметный

Объект исследования

 развитие творческой личности  школьников

 

Предмет исследования

творческая деятельность как средство развития личности

 

Цель проекта

Педагогическая: Создать творческую среду во                                      внеурочной деятельности, способствующую                                      гармоничному развитию личности

Исследовательская: Изучить  влияние  созданной творческой                    среды на личностное развитие школьников

Задачи проекта

    1.  Поиск путей, направленных на  развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.

    2 . Создание благоприятных условий для  реализации их личных творческих  способностей.

   3. Формирование системы  целенаправленной работы по  развитию творческих способностей,  поддержки  детской одаренности, таланта.

   4. Стимулирование творческой  деятельности. 

Гипотеза

Создание творческой среды способствует развитию познавательно-творческой активности и самореализации обучающегося; формированию особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность.

Ресурсы проекта

Кадровые: учителя-предметники, классные руководители, педагог-организатор.

Предполагаемые продукты

Ожидаемые положительные результаты проекта:

  • Осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;
  • Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеурочной деятельности;
  • Использование результатов оценки качества внеурочной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений.

Продукты деятельности педагогов:

  •  Методические рекомендации, статьи, сценарии, методические разработки, публичное представление опыта.

Продукты деятельности школьников:

  • Проекты, презентации, поделки, рисунки, выпуск газет, буклетов, тексты, альбомов, конференции, праздники.

Критерии эффективности проекта

Для школьников:  результаты участия школьников во внеурочной деятельности, создание языкового портфеля, пополнение портфолио.

Для учителя:     пополнение папки достижений учителя, создание банка данных творческих детей,  пополнение методической копилки МО.

Внеклассная работа по английскому языку ведется систематически в виде комплекса взаимосвязанных мероприятий согласно ежегодным праздникам, знаменательным датам (юбилейные даты, события в жизни города страны и стран изучаемого языка), учебным темам:

  • проведение школьных викторин,
  • организация внеклассных мероприятий, нетрадиционных уроков,
  • упражнения из раздела «Занимательные задания» могут быть использованы в качестве сменного материала для стендов.

Так как проект осуществляется уже два года, уже имеем следующие результаты: авторские разработки мероприятий для учащихся 2 – 8 классов, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование человека-патриота.

  1. 1.                В часы досуга: организация внеурочной деятельности (в помощь учителю иностранного языка): пособие. – Якутск , 2014. – 80с.
  2. 2.                Souvenirdelaguerre: организация внеурочной деятельности (в помощь учителю иностранного языка): пособие. – Якутск, 2015. – 72с.
  3. 3.                Литературный калейдоскоп: организация внеурочной деятельности (посвящен Году литературы): пособие в помощь учителям иностранного языка – Якутск: 2015. – 132c.

Пособия содержат материалы для внеклассной работы по иностранным языкам:  сменные материалы для школьного стенда, конкурсы, викторины по страноведению, внеклассные мероприятия, интеллектуально-познавательные игры. Могут быть полезны школьным методическим объединениям учителей иностранных языков для организации совместной внеклассной работы. Отдельным сборником представлены материалы, посвященные празднованию дня Победы. В сборнике «Литературный калейдоскоп» - авторские разработки мероприятий по ознакомлению с писателями, произведениями, литературными персонажами. Например, беседа с элементами викторины, праздник поэзии, литературная гостиная.

Мы считаем, что наиболее эффективно организовывать воспитательную работу с привлечением классов параллелей или всех учащихся начального или среднего звена. При этом рекомендуем планировать работу сообща, а осуществлять творческими группами. 

 Участие в конкурсах и викторинах позволяет учащемуся проверить свой уровень владения иностранным языком, расширить кругозор, проявить креативные способности, а учителю – определить сильные и слабые стороны личности и помогать преодолевать трудности и самосовершенствоваться.  Так как почти все дистанционные конкурсы и олимпиады являются платными, мы проводим подобные конкурсы на школьном уровне, чтобы предоставить возможность всем желающим попробовать свои силы. Конкурсы разновозрастные. Например, викторина «Do you know Great Britain?»[2], конкурс презентаций «Children heroes», викторина «Вспомним всех поименно…».

Викторина«Вашим подвигом мы дорожим…»

(вклад якутян в победу над фашистами на фронтах во время Великой Отечественной войны)


На сменных стендах размещаются материалы с занимательными заданиями в виде авторских кроссвордов, ребусов.

Например, Guess the name of the hero city

Интеллектуально-познавательная  игра  «MEMORYFIELD», посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, охватывает разные сферы: литературу, музыку, историю[3].

Приобретает популярность проведение не привычных мероприятий в форме игры - путешествие или интеллектуально-познавательных игр, а использование новых технологий. Например, квест "Поисковый отряд "Память". Команда проходит маршрут, состоящий из семи основных этапов, каждый из которых подразумевает решение исторической головоломки, связанной с биографией якутского легендарного снайпера Ф. Охлопкова.

Таким образом, внеурочная деятельность  обеспечивает поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и творческих способностей. Можно перечислить следующие преимущества: доступность, чувство собственной значимости у каждого участника,   возможность пополнения портфолио (создание языкового портфеля), создание базы одаренных детей, расширение кругозора, знаний по разным предметам, развитие коммуникативной компетенции у учащихся.