Полный текст статьи
Печать

В Якутии с древних времен почитают и уважают семейные узы как один из достоинств, иначе выражаясь, крепкая семья является основой в формировании достойного и здорового общества.

Именно в своей семье ребенок изначально получает основы нравственного и культурного развития, которые в будущем формируют его характер и нормы поведения. Семья является стимулом  в формировании полноценной личности , мотивирует его социальную и творческую активность.

Каждый народ в ходе своего исторического развития для передачи социального опыта подрастающим поколениям вырабатывает определённую упорядоченную, единую совокупность идей, взглядов, идеалов на процесс развития, воспитания и обучения детей. Она основана на соблюдении традиций, обычаев, приобщении их к духовной и материальной культуре этноса. Взгляды народа на труд и трудовое воспитание близки принципам современной теории педагогики.  Раннее включение детей в трудовую жизнь семьи, воспитание воли и характера в труде, преемственность трудовых занятий в семье  –  традиционные явления  для всех народов [2, с. 28].

На протяжении многих исторических эпох система воспитания, созданная в республике, и по сей день служит средством передачи социального опыта прежних поколений народа саха. Якутская педагогика и  метод воспитания ребенка обладает великими материалами из фольклора это как древнейшее эпическое искусство якутов олонхо, разнообразные и поучительные сказки, песни, пословицы, скороговорки, поговорки, мифы и загадки. Всё вышеперечисленное имеет своё познавательное и воспитательное значение, не утратившее своей актуальности и сейчас.

Во всех произведениях якутского народного творчества ребенок и его воспитание играют важнейшую роль. Так, в пословицах и в поговорках ярко выражено радостное отношение к родившемуся ребенку, любовь и забота о его будущем.

Национально-психологические особенности народа саха, живущего в суровых природно-климатических условиях, способствовали созданию своей системы народного воспитания детей. Ценным в системе якутского воспитания является убеждение народа в то, что ребёнок должен выбрать будущую профессию самостоятельно после пробы себя в различных видах деятельности. С этой целью молодым людям организовывали различные испытания после их работы, пробы себя в охоте, земледелии, рыболовстве, ремеслах и др.

Согласно исследованиям Д. А. Данилова, народом саха соблюдаются и такие традиции, как воспитание реальной жизнью, воспитание всем миром [3, с. 19]. Народная педагогика якутов использует разнообразные формы, методы и средства воспитания. Особое место занимают здесь убеждение, разъяснение, внушение, советы, требования. Важны игры, личный пример, соревнования, а также упражнения и производительный труд, где создаются проблемные ситуации, задачи. Большую роль в воспитании играют коллективные формы трудовой деятельности, носящие разновозрастную групповую и индивидуальную форму; атмосфера труда, спокойный, благоприятный психологический семейный микроклимат; фольклор, музыкальное творчество народа, декоративно-прикладное искусство и др.

В начальный период трудовой подготовки дети оказывают посильную помощь семье по хозяйству, присматривают за младшими братьями и сестрами. Многие исследователи отмечают, что в игровой деятельности детей присутствуют элементы труда. Это находит отражение в содержании игр, их трудовой направленности, способах и характере игрового взаимодействия его участников, распределении ролей охотников, животноводов и др. Игрушки, которые изготавливают сами дети, копируют предметы и средства труда. Игровая деятельность и детские игрушки характеризуются этническими особенностями и соответствуют специфической трудовой деятельности народа. В. Ф. Афанасьев отмечает, что якутские дети делали деревянные игрушки, используя бересту, тальник, дерево. Это были макеты коров, быков, телят и лошадей. В процессе игры дети выполняют обязанности пастуха, дояра, телятника, «изготовляют» молоко, масло, кумыс [1, с. 31].

Познание окружающего мира приводит якутов к формированию определённых нравственных норм природосообразного поведения, которые оформляются в определённые кодексы нравственности. В них народ представил свой идеал совершенного человека – трудолюбивого, любящего родной край, отзывчивого, человечного и доброго, жизнерадостного. Особое внимание якуты уделяли формированию у детей трудолюбия, считая, что труд на Севе­ре, в суровых условиях жизни, является источником существования человека и его благополучия. Поэтому с ранних лет детей учили качественно выполнять работу и доводить её до конца. Данные представления якутов нашли отражение в фольклоре. Например, существуют такие якутские поговорки и пословицы: «Труд кормит – лень заставляет плакать», «Поверхностная работа не приносит пользы», «Труд – спутник счастья» и др. [4, с. 42].

Таким образом, народное воспитание приобретает более целенаправленный характер воспитательных воздействий на личность ребёнка, ориентирует родителей на создание благоприятных условий для самовоспитания и саморазвития детей. Выявление особенностей подготовки молодёжи к жизни и труду на основе опыта народной педагогики, определение комплексности изучаемой проблемы разработки этнопедагогических основ формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников позволили нам подойти к рассмотрению и созданию целостной организационно-функциональной модели системы, обеспечивающей выбор личностью своего жизненного пути и будущей профессии.