Полный текст статьи
Печать

 На педагогические взгляды Коменского  оказало особое  влияние острые  общественно-политические события, которые происходили в его время в Западной Европе. В своей нравственной теории  Коменский опирается на  традицию нравственной дисциплины, изложенную в «Уставе Общины братской». В  ситуации тридцатилетней войны, борьбы буржуазии с феодализмом, стремление угнетенных народов к национальной  независимости и протест бедноты против жестокой эксплуатации со стороны  феодалов  приводит Коменского к  демократизму, сочувствию, готовности прийти на помощь. Однако невозможно осуществлять   демократические преобразования, пока общество не восстановит в себе честь и национально-государственный смысл. Общественно-политические  взгляды Коменского, считает А.А. Красновский,  по своему  демократизму перерастали рамки феодализма и капитализма и значительно опережало свое время.

Можно смело утверждать, пишет  И.Ф. Харламов,  что какой бы области общественной жизни и научных знаний ни касался Коменский, он проявлял себя как прогрессивный  и оригинальный мыслитель, чуждый  национальной ограниченности, проявляющий заботу о нуждах угнетенных и стремящийся к прогрессу всего человечности [5]. В приведенной мысли И.Ф. Харламова обнаруживается идея гуманизма,  определившие впоследствии в теории нравственного воспитания Я.А. Коменского.

Итак, в развитии теории нравственного воспитания, основанного на идеях гуманизма,  особое место  занимает теория Коменского. Его заслуженно  называют Коперником воспитания. Основным средством воспитания человечности Коменский считал: спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Он в своем труде особо отмечает, что « дружественная и мирная беседа будет содействовать тому, что они не будут  дрожать перед учителем, как перед тираном (ибо  боязнь приводит ум в замешательство), но будут любить его, как отца, и обращаться с ним непринужденно» [3.]   Действительно в современных условиях авторитарный стиль педагогической деятельности не развивает личность, а подавляет ее.

Великий педагог уделял  исключительное внимание  проблемам нравственного воспитания. Так, во «Всеобщем  воспитании» он дает,  до деталей, продуманную систему нравственного воспитания, как прививать ребенку  дошкольного возраста элементарные понятия нравственности. В своем монументальном труде  «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»  Коменский  включает методические разработки от  воспитания в раннем детстве вплоть да старости. Воспитание нравственности, любви к человеку у Коменского связано с требованием воспитывать дружбу, педагог, что доверие и взаимное  уважение лежит между учащимися. Он пишет: « школьник должен жить в дружбе со всеми сотоварищами и никого не обижать рукой и словом, так чтобы ссоры и несогласие были далеки от нашей школы» [4]. Следует отметить, что  ведущим признаком нравственного воспитания ученый  рассматривал отношение между учащимися.

В «Великой дидактике»  высказал идею о воспитывающем  характере учебной работы, о нравственном  формировании учащихся средствами обучения. Такой подход в современных условиях,  воспитание через обучение, является особо  актуальной.  В его трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» приводятся моральные черты: умеренность в пище; опрятность; почтительность к старшим; предупредительность; правдивость, не допускающую лжи в шутку; справедливость к людям; щедрость, подавляющую скупость и завистливость к людям; привычку к труду; терпение  и т.д.. [2.]. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяю моральный облик человека.  «Нравственные  качества личности,  подчеркивает В.Т. Чепиков, - выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального  выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру» [ 6.].

Для Коменского  особое место занимают вопросы гуманного отношения к людям и трудолюбия. Он впервые включает  в число этических требований  к личности выработку «выносливости в труде» [1]. 

Изучение  трудов по проблеме нравственного воспитания  Я.А. Коменского  позволяет сделать вывод,  что  его  идеи особо актуальны и в наши дни, а также позволят решить вопросы  нравственного  воспитания.