На педагогические взгляды Коменского оказало особое влияние острые общественно-политические события, которые происходили в его время в Западной Европе. В своей нравственной теории Коменский опирается на традицию нравственной дисциплины, изложенную в «Уставе Общины братской». В ситуации тридцатилетней войны, борьбы буржуазии с феодализмом, стремление угнетенных народов к национальной независимости и протест бедноты против жестокой эксплуатации со стороны феодалов приводит Коменского к демократизму, сочувствию, готовности прийти на помощь. Однако невозможно осуществлять демократические преобразования, пока общество не восстановит в себе честь и национально-государственный смысл. Общественно-политические взгляды Коменского, считает А.А. Красновский, по своему демократизму перерастали рамки феодализма и капитализма и значительно опережало свое время.
Можно смело утверждать, пишет И.Ф. Харламов, что какой бы области общественной жизни и научных знаний ни касался Коменский, он проявлял себя как прогрессивный и оригинальный мыслитель, чуждый национальной ограниченности, проявляющий заботу о нуждах угнетенных и стремящийся к прогрессу всего человечности [5]. В приведенной мысли И.Ф. Харламова обнаруживается идея гуманизма, определившие впоследствии в теории нравственного воспитания Я.А. Коменского.
Итак, в развитии теории нравственного воспитания, основанного на идеях гуманизма, особое место занимает теория Коменского. Его заслуженно называют Коперником воспитания. Основным средством воспитания человечности Коменский считал: спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Он в своем труде особо отмечает, что « дружественная и мирная беседа будет содействовать тому, что они не будут дрожать перед учителем, как перед тираном (ибо боязнь приводит ум в замешательство), но будут любить его, как отца, и обращаться с ним непринужденно» [3.] Действительно в современных условиях авторитарный стиль педагогической деятельности не развивает личность, а подавляет ее.
Великий педагог уделял исключительное внимание проблемам нравственного воспитания. Так, во «Всеобщем воспитании» он дает, до деталей, продуманную систему нравственного воспитания, как прививать ребенку дошкольного возраста элементарные понятия нравственности. В своем монументальном труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» Коменский включает методические разработки от воспитания в раннем детстве вплоть да старости. Воспитание нравственности, любви к человеку у Коменского связано с требованием воспитывать дружбу, педагог, что доверие и взаимное уважение лежит между учащимися. Он пишет: « школьник должен жить в дружбе со всеми сотоварищами и никого не обижать рукой и словом, так чтобы ссоры и несогласие были далеки от нашей школы» [4]. Следует отметить, что ведущим признаком нравственного воспитания ученый рассматривал отношение между учащимися.
В «Великой дидактике» высказал идею о воспитывающем характере учебной работы, о нравственном формировании учащихся средствами обучения. Такой подход в современных условиях, воспитание через обучение, является особо актуальной. В его трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» приводятся моральные черты: умеренность в пище; опрятность; почтительность к старшим; предупредительность; правдивость, не допускающую лжи в шутку; справедливость к людям; щедрость, подавляющую скупость и завистливость к людям; привычку к труду; терпение и т.д.. [2.]. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяю моральный облик человека. «Нравственные качества личности, подчеркивает В.Т. Чепиков, - выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру» [ 6.].
Для Коменского особое место занимают вопросы гуманного отношения к людям и трудолюбия. Он впервые включает в число этических требований к личности выработку «выносливости в труде» [1].
Изучение трудов по проблеме нравственного воспитания Я.А. Коменского позволяет сделать вывод, что его идеи особо актуальны и в наши дни, а также позволят решить вопросы нравственного воспитания.