Полный текст статьи
Печать

В современной социокультурной ситуации растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Родина,  Россия,  родной край -  эти слова  знакомы с детства каждому человеку. Однако, в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети, нынешние дошкольники.

 Задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях, сегодня стоит особо остро перед современной системой образования. Знание культурного наследия необходимо каждому народу, т.к. наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Сегодня задача педагогов   состоит в том, чтобы   помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память,  научить уважительно относиться к своим древним корням,  научить чтить и уважать память предков,  систематически и целенаправленно приобщать  детей к истокам народной культуры. Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в предметах быта, костюмах, украшениях,  оформлении жилища, они исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры Кубани и традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого - педагогических исследований отмечается, что приобщение детей к культуре Кубани обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. 

 Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил об использовании культурного наследия России в общественном воспитании. В своей статье «О народности в общественном» он писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [6, с.26].

Исследователь И. Круглова, отмечает, что люди, которые переселялись на  Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга [2]. По мнению Ворошиловой О. В., слово «традиция» -  означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.  Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники [1].

Б.А. Трехбратов полагает, что кубанские праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.  Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа [5].

 Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил,  запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях.  Традиции различных народов открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного дома.

 В качестве основных средств воспитания используются все компоненты  культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, народные игры. Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

   Игры являются традиционным средством педагогики. Н Султанова пишет: «Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,  представление о чести, смелости,  мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, а так же  красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой» [4, с.29].

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Кубанские игры и игры других народов  способствуют формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Особую роль в приобщении дошкольников к народной культуре играют традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало у каждого народа. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами.

Е.К. Ривина пишет: «Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение [3, с.15].

Народное музыкальное творчество - это бесценное достояние  народа. На протяжении всей многовековой истории народ отображал в сказаниях и песнях все то, чем была наполнена его жизнь. Многие из них, пережив века, и по сей день прочно бытует в народе. Серьезный и поучительный процесс видоизменения народной песни происходит на наших глазах. Намного выразительней становится мелодика песни. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, культура в то же время воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства. Музыка обладает большими воспитательными возможностями, но только они далеки от дидактики. Совершенно бесполезно искать в музыке моральные поучения. Главная сила музыки - в воспитании эмоций.

На основе знакомства с культурой различных народов,  дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).

И. Круглова считает, что для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям:  окружение ребёнка предметами национального характера, что поможет детям понять, что они  часть великого русского народа;  использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка;   народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Необходимо  знакомить детей с культурой и бытом народов, с народными играми [2].

Такой подход вводит дошкольников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, творческие способности, культуру и живость устной речи.

Для успешного воспитания детей в национальных традициях необходима реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Знакомство с данными материалами (национальными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.