Проблема выбора профессии среди школьников существовала во все времена. Многие исследователи, ученые не раз затрагивали эту проблему. Так, например, доктор психологических наук Е.А.Климов в книге «Психология профессионального самоопределения» отмечает, что: «Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы учения и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию нужно уже заранее знать, из чего (из множество каких объектов) выбираешь» [1].
Мы согласны с мнением Е.А. Климова по поводу того, что предрасположенность к той или иной профессии выявляется только после непосредственного ознакомления. Иногда могут уйти годы, прежде чем человек определится с желаемой профессией. Суть профориентационной работы заключается в том, что бы создав определенные педагогические условия помочь молодому поколению определиться с будущей профессией в наиболее короткие сроки. И мотивировать молодого человека к осознанному выбору будущей профессии уже со школьной скамьи.
Проблема заключается в том, что учащиеся общеобразовательных организаций не имеют возможности на практике поближе ознакомиться
с будущей профессией, узнать ее нюансы, сопоставить свои способности
с теми качествами, которые предъявляются к специалистам той или иной области [2]. Наиболее часто встречающиеся аргументы в выборе профессии среди старшеклассников по результатам опроса в Намской СОШ№1: «мама (или другие родственники) посоветовали», «решили с другом (подругой) вместе поступать», «хочу уехать в другой город» и т.д. Мы убедились в том, что мотивация старшеклассников зачастую внешняя, поэтому выбор будущей профессии неосознанный. Для того чтобы откорректировать ситуацию, надо создать условия при которых учащиеся смогут на практике ознакомиться с азами той или иной профессии. Здесь можно обратиться
к опыту школ советского периода, когда за счет увеличения часов на «Технологию» было введен в 1984 г. учебный курс "Основы производства. Выбор профессии", который логически в 10-11 кл. продолжался курсом «Основы производства. Выбор профессии». Хотя разработанная система трудового обучения просуществовала недолго, есть определенные моменты, которые можно использовать в профориентационной работе с современными школьниками [3].
Мы предлагаем дать возможность учащимся ознакомиться с различными профессиями посредством практических занятий или факультативов, проводимых на базах различных государственных учреждений, расширяя тем самым социальные связи школы с партнерами.
В качестве примера, отметим, что во время прохождения психолого-педагогической практики были опрошены инспектора ПДН Намского ОВД, которые отметили, что основной причиной малоэффективной работы видят
в нехватке профессиональных кадров, заинтересованных в результатах своего труда. Поэтому наше предложение может заинтересовать учащихся школ и их родителей. Одним из основных недостатков такого подхода
в профориентационной работе нам видится ограничение выбора инфраструктурой того поселения, в котором проживает школьник.