Сенсорное развитие детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного развития ребёнка. Уже с рождения ребёнок активно воспринимает и исследует окружающий мир, он слышит, видит, ощущает. Младший дошкольный возраст является наиболее важным периодом, для накопления ребёнком представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Организованная работа с морскими камушками поможет развить мелкую моторику рук, разнообразные игры и опыты обогатят знания ребёнка об окружающем мире. Творческо-опытная работа с таким природным материалом, как морские камушки способствует сенсорному, речевому, психическому развитию ребёнка. Поскольку в Крыму такой природный материал, как морские камушки является общедоступным для педагогов и родителей, подбор материала может осуществляться индивидуально, так же как и придумывание новых заданий, игр и опытов, исходя из индивидуальных интересов, знаний детей.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются виды восприятия, тогда закладывается основа для развития умственной деятельности. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Приобретённый опыт складывается под влиянием практики и обучения, а знакомый материал (камушки) будут и в дальнейшем встречаться ребёнку, пробуждая знакомые воспоминания и давая толчок к новым вариантам работы с материалом, развитию воображения.
Организация творческой деятельности с природным материалом детей младшего дошкольного возраста способствует сенсорному и общему развитию, а именно: помогает детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы, определять физические свойства камней; развивает умение сравнивать, сопоставлять, различать по тяжести, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; развивает тактильную чувствительность, цветовое восприятие, воображение; у детей формируются знания о геометрических фигурах; во время общения с природой воспитываются нравственные качества ребёнка. Благоприятные условия для сенсорного восприятия повлияют на совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
С предложенными играми и заданиями большинство детей справилось, для решения заданий понадобилась помощь и руководство воспитателя, но при постановке похожей, но уже усложнённой задачи дети справились более успешно. Вместе с опытной работой предлагается давать детям новую информацию, такую как сказки, стихи о камешках, делая акценты на их свойствах, раскрывающихся в произведении. Для развития речи, памяти детей, небольшие четверостишия лучше учить наизусть.
В результате организации работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы с природным материалом (морскими камушками), можно сделать вывод, что работа с природным материалом вызывает интерес у детей, развивает их любознательность. При знакомстве с новым материалом воспитатель раскрывает новые понятия, обогащает знания детей о мире неживой природе, развивает речь детей, задавая вопросы. Организовывая игры и задания, для лучшего усвоения материала, необходимо придумывать для малышей игровую задачу, с которой им необходимо справится, тогда задания будут выполнены с большим интересом и энтузиазмом.