Полный текст статьи
Печать

В Законе «Об образовании РФ» определяется главный приоритет семейного воспитания – родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Несомненно, ДОУ не имеет права дистанцироваться от родителей, наоборот, необходимо активно привлекать их в совместный процесс воспитания детей.

Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, по нашему мнению, должно носить плановый характер. Так как основу взаимодействия составляют партнерские отношения, построенные на основе уважения с учетом индивидуальных возможностей родителей и детей, в планирование включаются мероприятия инициированные как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей. Не всегда предложение к сотрудничеству принимается с энтузиазмом. Так, Данилина Т. определила проблемы во взаимодействии: нехватка времени, нежелание работать в сотрудничестве. Нами проведено анкетирование родителей (24 респондента), которое так же выявило определенные противоречия при построения взаимоотношений ДОУ с родителями. Первое противоречие касается завышенным со стороны родителей уровнем ожиданий, и в то же время, проявлением некоторого недоверие по отношению к воспитателям. Второе противоречие основывается на недостаточном понимании самого совместного воспитательного процесса (трудности в общении между воспитателем и родителем). В связи с этим необходимо при планировании совместной работы определиться в формах взаимодействия ДОУ с семьей.

Мы согласны с Тонковой Ю. М., Веретенниковой Н. Н., что при выборе форм взаимодействия нужно учитывать их оригинальность, востребованность, интерактивность. Эти же авторы предлагают довольно интересные формы:

Информационно-аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные

Досуговые

анкетирование; опрос; "почтовый ящик"

родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей»

родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии

праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках

 

Методы работы также предполагают активность включения родителей в совместный процесс. Поэтому, для возникновения у родителей интереса, необходимо вызывать у них ассоциации, связанные с их собственным опытом, например это и применение дискуссионных вопросов, обсуждение конкретных ситуаций, постановка жизненных вопросов и др. Вызывая активность у родителей мы стремимся к тому, чтобы они заняли исследовательскую позицию, получили обратную связь и смогли поделиться и обговорить определенные проблемы, что ведет к положительной эмоциональной поддержке.

Привлечение родителей к сотрудничеству не ограничивается рамками одной группы, а выходит на уровень управления ДОУ.  Сейчас стало развиваться самоуправление в виде Попечительского Совета, целью которого является привлечение внебюджетных средств, идущих на улучшение условий в ДОУ.  Также эффективным является присутствие родителей на педагогических советах в рамках которых решаются определенные задачи и определяются пути развития ДОУ.

Если работа ДОУ по привлечению родителей к совместной деятельности будет эффективной, то мы можем это определить по следующим критериям:

- родители начинают задавать вопросы, связанные с процессом воспитания и развития детей, следовательно у них появился интерес к содержанию образовательного процесса;

- родители инициируют дискуссии, приводят примеры из личного опыта;

- повышается активность при анализе и решении педагогических задач.

Таким образом, планирование привлечения родителей в совместную деятельность должно быть осуществлено в разнообразных формах, при этом учитывается содержание работы и методы активизации.