Полный текст статьи
Печать

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

По мнению ряда современных  исследователей (И.Э.Куликовская, Р.М. Чумичева, О.П. Радынова, В.И. Логинова и др.) формировать личность и художественно-эстетическую культуру, особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Определение понятия «Музыкально-эстетическая культура» лежит в интегративной области и понимается как совокупность трехкомпонентного множества - культура, эстетика, музыка. Культура являет собой как духовный, так и материальный компонент структуры человеческого бытия, интегрирующейся из философии во все другие науки, в том числе и педагогику.

Эстетика рассматривается как научная дисциплина, основным предметом изучения которой является «эстетическое» и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы («прекрасное», «возвышенное» и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении. Музыка рассматривается как «выраженное эстетическое», оформленное и существующее в виде музыкального произведения, наполненного общечеловеческими и личностными смыслами.

Музыкально-эстетическая культура дошкольника рассматривается как сложное интегрированное качество личности, сущность которого проявляется в эмоциональной отзывчивости на высокохудожественное содержание произведений искусства.

Всё чаще педагоги обращаются к такой форме, как игра, которая остается значимым, определяющим, эффективным средством воспитания и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играс древних времен представляла собой систему изобразительных и выразительных средств человеческой жизни, связанных с искусством слова, мысли, жеста, интонации, ритма. И сегодня игра рассматривается как дидактическое средство и  метод обучения дошкольников.

Музыкальная игра, как отмечают А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская и др., это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.

На наш взгляд, музыкальная игра способствует развитию способностей ребенка, формированию художественного вкуса и эстетических эмоций, приобщению к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни. Это и обусловило выбор темы нашего исследования на тему «Формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста средствами игры».

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась в МБДОУ № 23 города Армавира с детьми старшего дошкольного возраста. Работа по данной теме предусматривала 3 этапа. В ходе констатирующего эксперимента выявлялись показатели и уровни сформированности музыкально-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста, а также изучалось состояние данного вопроса в практике работы детского сада. С этой целью нами было проведено наблюдение за детьми на занятиях и в режимных моментах, беседы с педагогами, анкетирование.

В результате мы выяснили, что педагоги, безусловно, уделяют внимание формированию музыкально-эстетической культуры дошкольников и считают возможным ее формирование в игровой деятельности, но, на практике данному вопросу не всегда уделяется должное внимание.

Анализируя деятельность детей можно отметить, что в самостоятельной игровой деятельности дошкольники редко используют музыкальные инструменты, игрушки, лишь иногда организуют игры на музыкальную тематику. Тем самым, можно сделать вывод, что формирование музыкально-эстетической культуры осуществляется только в ходе занятий, в свободное время педагог не всегда привлекает внимание дошкольников к этой деятельности, преимущественно эта работа происходит только в ходе музыкальных занятий.

Преобразующий этап исследования был направлен на проведение работы по формированию музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.

С этой целью нами были подобраны блоки музыкальных игр. В первом блоке мы использовали такие игры как: двигательные, имитационные, вокальные, инструментальные, цветомузыкальные. Данные игры были направлены на определение характера музыки с помощью тактильных прикосновений, движений рук, жестов, мимики, слова, настроения, звучания, выразительности цвета и т.д.

При их проведении мы заметили, что первоначально дошкольники чувствовали себя немного скованно, не раскрепощено, не все дети принимали участие в игре. Но затем, преодолев стеснение, включались в игровую деятельность, проявляя свое творчество и инициативу.

Второй блок игр, которые мы использовали это игры-импровизации. Сюда вошли игры-инсценировки, которые предполагали импровизацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Покажи жестом»). Например, мы предложили ребенку представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью мы использовали программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Лебедь», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.). Также в данный блок игр включалась игра-настроение. Такие игры позволяли сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека. Мы предложили детям игры-настроения, когда они слушали музыкальные произведения (А. Гречанинов «В разлуке»; Ж.Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.С. Бах. «Шутка» и т.д.).

Мы также включали детей в творческую деятельность в различных её проявлениях, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.  Мы предложили детям участие в игре-карнавале, с целью полного проявления детских способностей, творческой инициативы, свободы замысла и развития событий. Дошкольники по интересам могли самостоятельно выбрать содержание музыкальных произведений, тему праздника, деятельность в процессе игры. На наш взгляд, данная деятельность вызвала у детей наиболее полное выражение эмоций, чувств, движений.

Таким образом, в процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов на музыкальном занятии в дошкольной образовательной организации, на праздниках и, развлечениях, в других режимных моментах, значительно повысился показатель сформированности музыкально-эстетической культуры детей. Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров. У детей возросла ещё большая потребность в самореализации своих творческих способностей и возможностей.