Полный текст статьи
Печать

В современной педагогике обучение одарённых обучающихся часто рассматривается как глобальная проблема.  В образовательных учреждениях любого уровня бывает трудно выявлять и поддерживать одарённых детей .  

Если рассмотреть историю работы с одарёнными детьми за рубежом, то с 1968 года американские исследователи Л. Якобсон и Р. Розенталь реализовали довольно во многих школах США эксперимент по тестированию умственных способностей обучающихся. Результатом эксперимента стал улучшающийся потенциал обучающихся с помощью преподавателей.

В России с 60-х годов XX века существуют специальные школы, которые специализировались отбором одарённых учащихся.

По вопросам выявления и поддержки обучающихся с повышенными образовательными потребностями работали такие выдающиеся педагоги как: Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, А.М. Матюшкин, …. Е.Л. Яковлева и др.

В образовательной системе России чувствуется недостаток высоко квалифицированных преподавателей, которые работали бы с одарёнными обучающимися. Корнем этой проблемы является не достаток курсов повышения квалификации, отсутствия программ развития одарённых студентов СПО, не достаточность практики развития обучающихся с повышенными образовательными потребностями в системе СПО, не подготовленность преподавателей.

Таким образом, актуальностью исследования стала недостаточность теоретической разработки путей решения вышеназванных проблем.

В последнее время заинтересованность к проблеме выявления и поддержки одарённых студентов в учреждениях СПО возрастает. Можно рассмотреть несколько примеров по реализации данной проблемы.

В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Старооскольский индустриальный техникум" разработана программа "Одаренные дети", целью которой является выявление, обучение и поддержка одаренных детей. Итогами программы стали: заинтересованность студентов к учёбе, возрос интерес к научно исследовательской деятельности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южноуральский энергетический техникум» разработал программу работы с одарёнными студентами по русскому языку и литературе. Целью служила поддержка обучающихся с повышенными образовательными потребностями. Итоги программы: повысилась работа внеклассной деятельности по русскому языку и литературе, студенты стали участвовать в конкурсах, познавательных играх, поэтических вечерах, развиваются интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

Как мы видим, с разработкой программ по выявлению и поддержке одарённых студентов появляется интерес к учёбе, развивается научно исследовательская деятельность, творческие способности и сама индивидуальная личность студента.

Формами выявления и поддержки студентов с повышенными образовательными потребностями являются творческие мастерские, участие в олимпиадах, конкурсы, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, кружки.

В ГБПОУ РС(Я) «Коммунально-строительном техникуме» г. Якутска выявляют и поддерживают одарённых студентов. В марте 2016 года на базе техникума прошёл Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) Республики Саха (Якутия), в котором 6 студентов заняли призовые места. Проходили региональные этапы Всероссийской олимпиады, в котором наши обучающиеся заняли почётные места. Студенты участвуют в научно-практических конференциях, в турнирах по стрельбе, занимаются танцами и музыкой и спортом. Такое упорство стимулируется по системе премий.

Таким образом, выявление и поддержка одарённых студентов является одним из приоритетных направлений в образовании.

В законе об образовании прописано, что нужно уделять внимание на одарённых обучающихся и выработать программу по выявлению и поддержке одарённости. Таким образом, отрылись множества школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи. Теперь дело дошло до высших учебных заведений и среднего профессионального образования.