Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. По мнению К. Д. Ушинского, чтение должно содействовать, совместно со всеми другими факторами воспитания, развитию и формированию здоровой человеческой личности, оно должно содействовать умственному, нравственному и эстетическому просвещению и развитию ребенка [3, с.53-54.]. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ - образ жизненных планов, как отражение образа авторского.
Изучению жизненных планов старшеклассников посвящено большое количество работ многих ученых. Так И. С. Кон считает, что жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненный план, сетует автор – это план деятельности, поэтому заземляется в первую очередь на выбор профессии [1, с. 137].
По мнению И.Ю. Кулагиной жизненный план – не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей [2].
Чтобыраскрыть влияние художественных произведений на жизненные планы старшеклассников и определить популярность чтения художественной литературы среди них, нами был проведен онлайн - опрос среди учащихся 9 – го класса Соморсунской школы Амгинского района. В эксперименте активное участие приняли 11 респондентов. Основной задачей опроса была выявление наиболее пользующимся спросом художественные произведения и влияние прочитанных подростком книги на формирование его жизненных планов. Включили нижеследующие 5 вопросов:
- Любишь ли ты читать?
- Как долго ты читаешь одну книгу?
- Какие художественные произведения наиболее тебе интересны?
- Что ты получаешь от прочитанного?
- Какая книга повлияла на твою жизнь?
О положительном отношении к чтению выразили 75% опрошенных. 22% - респондентов читают только в силу необходимости, а 3% участников анкеты не читают вообще, предпочитая другие занятия. При этом, учащиеся читают художественные произведения на уроках литературы, которые являются обязательным по школьной программе.
Анализируя систематичность чтения мы предполагали ежедневное обращение к книге, а относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. По полученным данным, 31% опрошенных обладают навыком систематического или относительно систематического чтения и в отношении свободного чтения раз в день. Тем самым мы выяснили, что только 17% опрошенных, активно читают для досуга несколько раз в день. В то же время, 22% школьников, читают только раз в неделю, и 26% читают респондентов несколько раз в неделю, при этом 4% не уделяет время для чтения книги.
Уточняя тематику чтения выявили, что на первом месте в библиотеке Соморсунской СОШ читательский интерес занимает детективная книга, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала и т.д. А также стабильно высоким остался интерес к фантастической литературе, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - историческим книгам. Снизился читательский интерес к литературе о войне, об истории, археологии. Все эти изменения, очевидно, тесно связаны с современной социокультурной ситуацией.
В этой связи мы выявили, что старшеклассники крайне редко обращаются к литературе о профессиях. При этом мы усматриваем причины: во-первых, школьник стал намного раньше определять собственную жизненную перспективу и более целенаправленно ее реализовывать (дополнительное обучение, профилированные классы, курсы и т.д.); во-вторых, та литература профориентационной тематики, которая имеется в библиотеках, безнадежно устарела; в-третьих, сегодня появилось множество источников информации о новых профессиях, с которыми, при крайне недостаточной подписке и комплектовании, школьная библиотека конкурировать не в силах.
Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то сегодня эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду популярных якутских писателей – И. Гоголев, П. Ойунский, С. Данилов, Н. Якутский, зарубежных авторов – Дж. Грин, С. Экзюпери, Ж. Верн, С.Кинг, Ф. Ницше, Р. Бредбери, А. Кларк, Д. Роулинг, С. Майер и другие. А отечественных – Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Гоголь, Л. Толстой, М. Булгаков, А. Грибоедов ( чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с тем русская классическая литература занимает в репертуаре чтения подростка небольшое место и является преимущественно "деловым" чтением. В круге чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству.
Отвечая на четвертый вопрос, большинство опрошенных были уверены, что книга дает массу полезной информации. Так и есть, для художественного текста характерен второй, дополнительный, глубинный смысл. Подтекст угадывается по целому ряду признаков. Подобный феномен не свойственен деловым и научным текстам, задача которых – сообщить какую-либо достоверную информацию. И в то же время, художественное произведение связано с такими понятиями, как тема и идея, позиция автора. И нам кажется, что в подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. Художественное слово приводит к большим изменениям эмоциональной сферы подростка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир, что влияет на формирование будущих целей. В этой связи было очень интересно проводить такой опрос и получить ответы на вопрос: какая книга повлияла на твою жизнь? В данном вопросе, учащиеся ответили по своему желанию и в свободном стиле. Каждый подросток раскрыл самую главную суть своей любимой книги. Например, Б. Милена - ученица 9 класса, 16 лет пишет, что безусловно, каждая прочитанная нами книга, любое произведение оставляют след в нашей памяти, складываются в нашей голове как на книжной полке. В книгах мы не только находим себя, читаем захватывающие неповторимые истории, но и учимся чему-то новому. Они буквально открывают нам «второе дыхание», заставляют задуматься, испытать новые эмоции. Для меня такой книгой, стала «Жизнь без границ» Ника Вуйчича. Это очень мотивирующий, эмоциональный автобиографический рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и быть счастливым. Ник Вуйчич – человек, который мотивирует миллионы людей по всему миру. Несмотря на то, что он родился без рук и ног, он смог преодолеть себя, насмешки и издевательства, найти свое истинное предназначение в жизни, и открыть этот свет и для других. Для меня эта книга стала одной из любимых. Я видела про Ника Вуйчича видео с его выступлениями в интернете. Хотя он ограничен в физических возможностях от природы, тем не менее отсутствие рук и ног ему не мешают делать такие, казалось бы, невероятные вещи, что сразу задумываешься, а почему я, человек с руками и ногами так ограничиваю себе в движениях. Книга «Жизнь без границ» – отличный мотиватор человеческих возможностей. Прочитала я эту книгу именно в тот момент, когда у меня опустились руки, и не было ни сил, ни желания что-то сделать. Я считала, что я не смогу, у меня ничего не получится, эта книга заставила раскрыть мне те силы, которые иссякли и зажечь огонек в моей голове. «Делай то, что любишь, люби то, что делаешь» - такой лозунг и девиз по жизни у меня появился после прочтения этой книги. Просто надо знать, что нет ничего невозможного, и если ты правда этого очень хочешь, то все получится.
Г. Саргылаана, ученица 9 класса, 16 лет делится, что повлиял на её жизнь "Маленький принц" Антуан Сент де Экзюпери.Недавно я снова прочитала эту книгу, пишет она. Эта книга не только очень интересная и добрая сказка, она учит многому, хоть и предназначена для детей. В ней очень много важного и нужного, которое возможно раскроет глаза для многих взрослых.
Л. Иннокентий, ученик 9 класса, 15 лет сетует, что благодаря книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» он понял, что истинных друзей на свете бывает очень мало, что нужно всегда быть благодарным за доброту, которую проявили по отношению к тебе, что зло, ревность и зависть всегда находятся вокруг нас и готовы ужалить в тот самый счастливый момент, когда влюблённый человек многого не замечает и что только тот, кто действительно заслужил страданиями своё счастье достоин его. Ещё благодаря этой книге я понял власть денег, их влияние на нашу жизнь и насколько сильно они могут испортить жизнь человека.
С. Тамара, 9 класс. 16 лет, вместе с героиней Хейзел Грейс Джона Грина в книге "Виноваты звезды", пережила смерть самого близкого после матери ей человека. Девочка пишет, что в трудную жизненную ситуацию она прочитала эту книгу год назад, в то время, когда её бабушка лежала при смерти, заболев онкологией. Данная книга и ее герои научили, пишет она, ценить каждый миг проведенный с близким мне человеком, ценить их, ведь не знаешь когда с ними придется расстаться по воле судьбы, или из-за маленького недоразумения.
Д. Айсен, ученик 9 класса, 16 лет, делится с нами, что прочитав произведение Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" убедился в том, что, прежде всего, нужно быть Человеком и относиться к другим людям так же как к Человеку.
Таким образом, данные опроса свидетельствуют о том, что значительная часть детей любит читать. Сегодня, вопрос о том, что мы можем стать обществом "неграмотных" постепенно исчезает. Отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. В одних семьях литературным образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через посредников - родителей, учителей, воспитателей.
Исходя из ответов на вопросы, делаем выводы, что художественная литература положительно влияет на психологию подростка. Посредством художественных произведений они учатся не только анализировать точку зрения автора, но и по-своему воспринимать творчество, соотносить произведения с реальной жизнью и сформировывать с помощью прочитанного свои собственные взгляды и планы.