Полный текст статьи
Печать

Восприятие   художественной     литературы   имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. По мнению К. Д. Ушинского, чтение должно содействовать, совместно со всеми другими факторами воспитания, развитию и формированию здоровой человеческой личности, оно должно содействовать умственному, нравственному и эстетическому просвещению и развитию ребенка [3, с.53-54.]. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ - образ жизненных планов, как отражение образа авторского.

Изучению жизненных планов старшеклассников посвящено большое количество работ многих ученых. Так  И. С. Кон считает, что жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненный план, сетует автор – это план деятельности, поэтому заземляется в первую очередь на выбор профессии [1, с. 137].

По мнению И.Ю. Кулагиной жизненный план – не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей [2].

 

 Чтобыраскрыть влияние художественных произведений на жизненные планы старшеклассников и определить популярность чтения художественной литературы среди них, нами был проведен онлайн - опрос среди учащихся  9 – го класса  Соморсунской школы Амгинского района. В эксперименте активное участие приняли 11 респондентов. Основной задачей опроса была выявление наиболее пользующимся спросом художественные произведения и влияние прочитанных подростком книги на формирование его жизненных планов. Включили нижеследующие  5 вопросов:

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Как долго ты читаешь одну книгу?
  3. Какие художественные произведения наиболее тебе интересны?
  4. Что ты получаешь от прочитанного?
  5. Какая книга повлияла на твою жизнь?

О положительном отношении к чтению выразили 75% опрошенных. 22% - респондентов читают только в силу необходимости, а 3%  участников анкеты не читают вообще, предпочитая другие занятия. При этом, учащиеся читают художественные произведения на уроках литературы, которые являются обязательным  по школьной программе.

Анализируя систематичность чтения мы предполагали ежедневное обращение к книге, а относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. По полученным данным, 31% опрошенных обладают навыком систематического или относительно систематического чтения и в отношении свободного чтения раз в день. Тем самым мы выяснили, что только 17% опрошенных, активно читают для досуга несколько раз в день. В то же время, 22% школьников, читают только раз в неделю, и 26% читают респондентов несколько раз в неделю, при этом 4% не уделяет время для чтения книги.

Уточняя тематику чтения выявили, что на первом месте в библиотеке Соморсунской СОШ читательский интерес занимает детективная книга, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала и т.д. А также стабильно высоким остался интерес к фантастической литературе, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - историческим книгам. Снизился читательский интерес к литературе о войне, об истории, археологии. Все эти изменения, очевидно, тесно связаны с современной социокультурной ситуацией.

В этой связи мы выявили, что старшеклассники крайне редко обращаются к литературе о профессиях. При этом мы усматриваем причины: во-первых, школьник стал намного раньше определять собственную жизненную перспективу и более целенаправленно ее реализовывать (дополнительное обучение, профилированные классы, курсы и т.д.); во-вторых, та литература профориентационной тематики, которая имеется в библиотеках, безнадежно устарела; в-третьих, сегодня появилось множество источников информации о новых профессиях, с которыми, при крайне недостаточной подписке и комплектовании, школьная библиотека конкурировать не в силах.

Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то сегодня эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду популярных якутских писателей – И. Гоголев, П. Ойунский, С. Данилов, Н. Якутский, зарубежных авторов – Дж. Грин, С. Экзюпери, Ж. Верн, С.Кинг, Ф. Ницше, Р. Бредбери, А. Кларк, Д. Роулинг, С. Майер и другие. А отечественных – Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Гоголь, Л. Толстой, М. Булгаков, А. Грибоедов  ( чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с тем русская классическая литература занимает в репертуаре чтения подростка небольшое место и является преимущественно "деловым" чтением. В круге чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству.

Отвечая на четвертый вопрос, большинство опрошенных были уверены, что книга дает массу полезной информации. Так и есть, для художественного текста характерен второй, дополнительный, глубинный смысл. Подтекст угадывается по целому ряду признаков. Подобный феномен не свойственен деловым и научным текстам, задача которых – сообщить какую-либо достоверную информацию. И в то же время, художественное произведение связано с такими понятиями, как тема и идея, позиция автора. И нам кажется, что в подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. Художественное слово приводит к большим изменениям эмоциональной сферы подростка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир, что влияет на формирование будущих целей. В этой связи было очень интересно проводить такой опрос и получить ответы на вопрос: какая книга повлияла на твою жизнь? В данном вопросе, учащиеся ответили по своему желанию и в свободном стиле. Каждый подросток раскрыл самую главную суть своей любимой книги. Например, Б. Милена - ученица 9 класса, 16 лет пишет, что безусловно, каждая прочитанная нами книга, любое произведение оставляют след в нашей памяти, складываются в нашей голове как на книжной полке. В книгах мы не только находим себя, читаем захватывающие неповторимые истории, но и учимся чему-то новому. Они буквально открывают нам «второе дыхание», заставляют задуматься, испытать новые эмоции. Для меня такой книгой, стала «Жизнь без границ» Ника Вуйчича. Это очень мотивирующий, эмоциональный автобиографический рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и быть счастливым. Ник Вуйчич – человек, который мотивирует миллионы людей по всему миру. Несмотря на то, что он родился без рук и ног, он смог преодолеть себя, насмешки и издевательства, найти свое истинное предназначение в жизни, и открыть этот свет и для других. Для меня эта книга стала одной из любимых. Я видела про Ника Вуйчича видео с его выступлениями в интернете. Хотя он ограничен в физических возможностях от природы, тем не менее отсутствие рук и ног ему не мешают делать такие, казалось бы, невероятные вещи, что сразу задумываешься, а почему я, человек с руками и ногами так ограничиваю себе в движениях. Книга «Жизнь без границ» – отличный мотиватор человеческих возможностей. Прочитала я эту книгу именно в тот момент, когда у меня опустились руки, и не было ни сил, ни желания что-то сделать. Я считала, что я не смогу, у меня ничего не получится, эта книга заставила раскрыть мне те силы, которые иссякли и зажечь огонек в моей голове. «Делай то, что любишь, люби то, что делаешь» - такой лозунг и девиз по жизни у меня появился после прочтения этой книги. Просто надо знать, что нет ничего невозможного, и если ты правда этого очень хочешь, то все получится.

Г. Саргылаана, ученица 9 класса, 16 лет делится, что повлиял на её жизнь "Маленький принц" Антуан Сент де Экзюпери.Недавно я снова прочитала эту книгу, пишет она. Эта книга не только очень интересная и добрая сказка, она учит многому, хоть и предназначена для детей. В ней очень много важного и нужного, которое возможно раскроет глаза для многих взрослых.

Л. Иннокентий, ученик 9 класса, 15 лет сетует, что благодаря книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» он понял, что истинных друзей на свете бывает очень мало, что нужно всегда быть благодарным за доброту, которую проявили по отношению к тебе, что зло, ревность и зависть всегда находятся вокруг нас и готовы ужалить в тот самый счастливый момент, когда влюблённый человек многого не замечает и что только тот, кто действительно заслужил страданиями своё счастье достоин его. Ещё благодаря этой книге я понял власть денег, их влияние на нашу жизнь и насколько сильно они могут испортить жизнь человека.

 С. Тамара, 9 класс. 16 лет, вместе с героиней Хейзел Грейс Джона Грина  в книге "Виноваты звезды", пережила смерть самого близкого после  матери ей человека. Девочка пишет, что в трудную жизненную ситуацию она прочитала эту книгу год назад, в то время, когда её бабушка лежала при смерти, заболев онкологией. Данная книга и ее герои научили, пишет она, ценить каждый миг проведенный с близким мне человеком, ценить их, ведь не знаешь когда с ними придется расстаться по воле судьбы, или из-за маленького недоразумения.

Д. Айсен, ученик 9 класса, 16 лет, делится с нами, что прочитав произведение Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" убедился в том, что, прежде всего, нужно быть Человеком и относиться к другим людям так же как к Человеку.

Таким образом, данные опроса свидетельствуют о том, что значительная часть детей любит читать. Сегодня, вопрос о том, что мы можем стать обществом "неграмотных" постепенно исчезает. Отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. В одних семьях литературным образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через посредников - родителей, учителей, воспитателей.

Исходя из ответов на вопросы, делаем выводы, что художественная литература положительно влияет на психологию подростка. Посредством художественных произведений они учатся не только анализировать точку зрения автора, но и по-своему воспринимать творчество, соотносить произведения с реальной жизнью и сформировывать с помощью прочитанного свои собственные взгляды и планы.