Мудрость является многомерным и многоаспектным междисциплинарным конструктом, к которому приковано внимание исследователей различных психологических и социальных наук.
В зарубежной психологии феномен мудрости стали изучать с начала 80-х годов XX века. Но также, как и за рубежом, до настоящего времени нет единых подходов к определению и исследованию мудрости. Мудрость рассматривается как сторона (составляющая) естественного интеллекта, которая имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам [5], как дар распознавания тенденций преобразования, роста, развития жизни людей, изменения социальных ситуаций, общественных отношений [1, 3].
Л.И. Анцыферова считает, что мудрость - это свойство естественного интеллекта, которая имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам. В то же время мудрость представляет собой специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденного образа жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта человека [Там же].
Как утверждает М. А Холодная - психологической основой мудрости как одного из высших уровней интеллектуального развития являются интеграционные процессы в сфере индивидуального ментального опыта, которые имеют своим результатом, в первую очередь, повышение роли метакогнитивного опыта и, как следствие, изменение репрезентаций происходящего. Мудрость, как один из компонентов интеллектуальной одаренности, это результат достаточно длительного процесса, заполненного впечатлениями, событиями, размышлениями и т.п. [4].
По мнению М. Ардельт, мудрый человек понимает всю ценность жизни, и концепт мудрости подразумевает под собой погружение в значение и цели жизни; это результат знаний в соединении с аффектом, который не может быть теоретическим, абстрактным и безразличным, это знание обязательно практикоориентировано. Мудрость социальна, она включает как эмпатию, так и межличностные события повседневной жизни [5].
Но актуальность данного исследования обусловлена не только мудростью, но и временной перспективой молодежи. Современный этап исследования особенностей представлений о будущем, временной перспективы, жизненных ориентации и ценностей, а также жизненных планов молодежи начинается с 60-х годов XX века. В центре внимания этих исследований находились жизненные планы молодежи, связанные с образованием и профессии
Ф.Зимбардо и соавторы утверждают, что временная перспектива - это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего» [6].
На сегодняшний момент сложные социально-экономические условия развития общества заставляют современное подрастающее поколение сталкивается со множеством проблем, таких как: постановка жизненных целей, самореализация, способность к самопроекции себя в будущее, проблема наличия протяженных и содержательно насыщенных представлений о своем будущем — вот только часть актуальных проблем современной молодежи.
Цель исследования – изучить взаимосвязь мудрости и временной перспективы современной молодежи В исследовании были использованы следующие опросники: опросник шкалы мудрости SAWS И опросник временной перспективы ZPTI.
Выборка: в ходе исследования приняли участие 90 респондентов (60 женщин и 30 мужчин). Минимальный возраст – 17. Максимальный возраст – 22. Стандартное отклонение - 1,32.Средний возраст – 18,91.
По полученным данным можно сделать вывод. Минимальные средние значения: негативное прошлое (31,23) и эмоциональная регуляция (31,73). Так как основная выборка у меня - это юноши и девушки 17-22 лет. Они очень эмоциональны ввиду своего возраста и пока не научились сдерживать и контролировать свои эмоции. Они ещё недавно вышли из подросткового возраста, поэтому плохих воспоминаний о прошлом у них нет или очень мало.
Максимальные значения шкал - это фаталистическое настоящее (49,12) и гедонистическое настоящее (53, 74). Из этого можно сделать вывод, что большинство молодежи живут, наслаждаясь всем происходящим, не видят проблем на своем жизненном пути, а некоторые живут по принципу «чему быть, тому не миновать» и живут, не замечая преград в жизни.
Таблица 1.
Корреляции опросника SAWS и ZPTI
|
Негативное прошлое |
Гедонистическое настоящее |
Будущее |
Фаталистическое настоящее |
Критический жизненный опыт |
- |
- |
0,307 ** |
- |
Рефлексия |
0,373 ** |
- |
- |
- |
Юмора |
- |
- |
0,332 ** |
- |
Негативное прошлое |
- |
- |
- |
0,362 ** |
Позитивное прошлое |
- |
0,295** |
- |
- |
Фаталистическое настоящее |
0,362 ** |
- |
- |
- |
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).
Далее нами был проведен непараметрический корреляционный анализ Спирмана на предмет выявления различных взаимосвязей между мудростью и врмеенной перспективой
Были выявлены значимые положительные корреляции с опросником мудрости SAWS Дж. Вебстера.
Шкала юмора и будущего (r = 0,332** при р = 0,01). Люди, у которых хорошо развито чувство юмора, формируют позитивный взгляд на будущее. Человек имея хорошее чувство юмора веселее, проще смотрит на жизнь. Встречая какие-либо сложности на жизненном пути в будущем, человек с хорошим чувством юмора может с легкостью их преодолеть.
Рефлексия и негативное прошлое (r = 0,373 ** при р = 0,01). Те люди, которые имеют негативный опыт в прошлом имеют более повышенную рефлексию, ища ответы в жизни в анализе прошлых событий.
Шкала негативного прошлого и фаталистического настоящего (r = 362; ** р = 0,01). Люди, которые пережили много неприятного в прошлом считают, что они не в силах повлиять на ход текущих событий. А некоторые люди, считая, что ход событий нельзя изменить, имеют в своем прошлом много негативных событий, на которых они сильно акцентируются.
Было выявлено следующее: мудрость, представленная моделью Дж.Весбтера, значимо коррелирует с временной ориентацией личности, что говорит о том, что чем мудрее человек, тем сильнее он интегрирует прошлый, настоящий и будущий опыт в процессе жизнедеятельности.