Задачами статьи выступает определение дисфункций профессиональной деятельности с помощью метода концептуального проектирования решений. Суть его в представлении компонентов системы как структуры элементов, находящихся в определённых, строго заданных отношениях. Нарушение данных отношений ведёт к дисфункции всей системы. Представим это на примере концептуального проектирования возможных дисфункций профессиональной деятельности.
В известной концепции В. Д. Шадрикова описаны закономерности системогенеза профессиональной деятельности. С позиций системогенеза компоненты профессиональной деятельности формируются неаддитивно, гетерохронно, неравномерно. Психологическая система деятельности представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности, достижения целей конкретной деятельности [1].
Системогенез – процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами, и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
Психологическая система деятельности включает следующие основные функциональные блоки:
– мотив профессиональной деятельности;
– цели профессиональной деятельности;
– программа деятельности;
– информационная основа деятельности;
– принятие решения;
– подсистемы профессионально важных качеств.
Развернём описание компонентов деятельности в плане их значения для реализации цели[2].
Мотивация является принципиальным этапом освоения профессиональной деятельности. Проецируя свою мотивационную структуру на структуру факторов профессиональной деятельности, человек стремится к удовлетворению потребностей и решает вопрос о принятии профессии. Принятие профессии порождает желание выполнять ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности. Мотивация организует целостное поведение, повышает трудовую активность, оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения.
Центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. Формирование цели начинается с установления нормативной цели результата (нормативно одобренный способ деятельности и нормативный результат), далее формируется представление о качественных и количественных параметрах нормативного результата. Субъект выделяет те параметры деятельности, которые представляют для него больший личностный смысл. Выбор производится в пространстве основных параметров эффективности: производительность, качество, надежность. В ходе освоения профессии, помимо критериев эффективности деятельности, формируются критерии оценки предпочтительности того или иного результата или способа деятельности.
Профессионально важные качества приобретают новую качественную характеристику: чем в большем числе деятельностей участвует человек, тем больше черт оперативности приобретают его психические качества, т. е. они становятся полифункциональными. В процессе формирования психологической системы деятельности индивидуальные качества субъекта деятельности переходят в деятельностно важные качества или подструктуру профессионально важных качеств, влияющих на эффективность деятельности.
Осваивая нормативно одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, субъект принимает решение о том, как ему реализовать в своих действиях нормативную основу деятельности. Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности. Наиболее сложным является акт принятия решения об установлении личностного смысла профессиональной деятельности, в котором большую роль играют установки, эмоциональные отношения.
Освоение программы профессиональной деятельности предполагает формирование представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий. Программа определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности. При формировании представления о способе выполнения деятельности она предстает в динамике ‒ развернута во времени и зафиксирована в виде определенной схемы действия.
Информационная основа деятельности ‒ это совокупность информации, характеризующая предметные и субъективные условия деятельности и позволяющая организовать деятельность в соответствии с вектором «цель–результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД. Существуют цель-образ и цель-задание, при задании цели в форме образа резко повышается значение результативных критериев, при цели-задании ведущая роль принадлежит процессуальным признакам. Далее по мере усвоения профессиональной деятельности формируются системы ИП, что способствует постепенному переходу на новый уровень ориентировки ИОД.
Важным моментом формирования ИОД является придание ей характера оперативности (приспособленности для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, планов, начинаний). Оперативный образ прагматичен, адекватен задаче действия, специфичен, лаконичен.
Освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно, неравномерно. Неравномерность можно описать как временную дисфункцию компонента по отношению к единой цели системы ‒ кризис. Для наглядности представим содержание дисфункций в виде таблицы.
Таблица
Содержание дисфункций между компонентами системы профессиональной деятельности
Дисфункция |
Содержание дисфункции |
Мотив – Цель |
Кризис смыслоутраты: утрата личностного смысла деятельности, скука |
Мотивация |
Кризис мотивации: переоценка системы ценностей. Ощущение ненужности; эмоциональная нестабильность; повышенная конфликтность
Кризис масштаба личности: мотивация либо шире, либо уже предоставленных рамок профессиональной деятельности |
ПВК – Цель |
Кризис ПВК (кризис оперативности): операциональные качества не перешли в оперативные. Невозможность реализовать свои ПВК в контексте профессиональной задачи |
Принятие решений – Цель |
Кризис принятия решений: нарушение в структуре модальностей «Хочу-Могу-Надо». Человек не берет на себя ответственность по реализации цели.
|
Программа деятельности – Цель |
Программный кризис: нет программы (структуры) деятельности, нет саморегуляции в реализации профессиональной деятельности |
ИОД – Цель |
Информационный кризис: неразличение сущностной и второстепенной информации
Кризис лидерства: неспособность выбрать ориентиры в деятельности, быть лидером |
Принятие решения – ИОД |
Кризис моделирования. Человек ограничен в проектной деятельности (не сможет моделировать условия в ситуации неопределенности). Такой человек проф. непригоден Человек мучительно ищет инструкцию или пытается сам найти выход |
Цель |
Кризис целей: неопределенность внутри целей – нет иерархии целей |
Для иллюстрации обратимся к описанию существующих дисфункций на примере профессиональной деятельности учителя [3]. Так в эмпирическом исследовании Лихачёвой Анастасии о профессиональных кризисах учителей, выполненным под нашим руководством, было установлено, что компоненты «Цель» и «Качества субъекта» имеют слабую взаимосвязь по шкалам удовлетворенность реализацией профессионального потенциала и практичность (r=0,930 р≤0,05), если учитель относится к разряду мечтателей, то не сможет в полной мере реализовать профессиональный потенциал. Компоненты «Цель» и «Мотивы» имеют обратную взаимосвязь по шкалам отношение к себе как к профессиональному авторитету и достижение успехов (r= ‒0,927 р≤0,05), т.е. добиваясь больших результатов, учитель считает себя менее профессионально компетентным, это может быть связано с нарушение получения обратной связи относительно выполненной работы.
Компоненты «Мотивы» и «Качества субъекта» взаимосвязаны по шкалам мотивация одобрения и интеграция с руководством (r=0,963 р≤0,01): чем большего одобрения со стороны профессионального сообщества ожидает учитель, тем больше он зависит от руководства. Взаимосвязь по шкалам социально-психическая устойчивость и зависимость от группы (r= ‒ 0,976 р≤0,01), что говорит о неспособности или нежелании использовать поддержку профессиональной группы.
Компоненты «Принятие решений» и «Качества субъекта» имеют слабую обратную взаимосвязь по шкалам программирование и мышление социальное (r=- 0,922 р≤0,05), то есть планирование деятельности происходит без распознавания характеристик другого человека и социальной ситуации.
Таким образом, слабые взаимосвязи компонентов «Цель» и «Качества субъекта» показывают возможное нарушение мотивационно-целевой подсистемы профессионального деятельности. Отсутствующие взаимосвязи компонентов «Цель» и «Принятие решений» и слабые взаимосвязи компонентов «Цель» и «Качества субъекта» показывают нарушение операциональной подсистемы профессиональной деятельности, неумелое выполнение профессиональной деятельности ведет к тому, что учитель теряет авторитет в профессиональном сообществе. Отсутствие взаимосвязей компонентов «ИОД», «Принятие решений» и «Цель» показывают нарушение рефлексивно-регулятивной подсистемы профессиональной деятельности.
Итак, нарушение мотивационно-целевой подсистемы профессионального самоутверждения ведет к возникновению кризиса профессиональной деятельности и самоценности учителя, нарушение программно-деятельностной подсистемы ведет к возникновению кризиса профессиональной надежности. Рефлексивно-регулятивная подсистема объединяет мотивационно-целевую (рефлексия) и программно-деятельностную (регуляция), что ведет к возникновению тотального кризиса профессиональной деятельности учителя.
Нарушение структуры отношений в системе профессиональной деятельности определяет содержание её дисфункций. Данный подход к решению психологической проблемы способен обусловить целенаправленное оказание помощи профессионалу в момент переживания им дисфункции профессиональной деятельности.