Полный текст статьи
Печать

Социальное расслоение и деление общества по материальной обеспеченности привело к тому, что бедность коснулась тех категорий населения, которые придерживались типичных жизненных целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе. Поэтому типичные жизненные стратегии оказались не способными привести к достижению социального успеха, а новые типы легальных массовых жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не образовались. Факторы, приведенные выше привели к тому, что жизненная стратегия студентов в наше время строится на основании материальных ценностей и индивидуальности отдельного индивида.

 Таким образом, трудность исследования жизненных стратегий современного студенчества обусловлена такими факторами как:

- переосмысление социально - экономического поведения студентов и соответствующих им жизненных стратегий;

- противоречия и трудности формирования адекватных жизненных стратегий;

- неспособность студентов строить адекватные жизненные стратегии;

- влияние получения высшего образования на построение жизненных стратегий.

 Именно поэтому актуальность исследования заключается в том, что общество подвергается быстрым и неоднозначным трансформациям, которые влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни человека, изменяя его взгляды и образ жизни.

Большие возможности для изучения жизненных стратегий личности представляет зарубежная наука, которая дает обширный материал для исследования. Особенно ценными являются работы: Э. Берна, А. Бандуры, А. Маслоу, Г. Оллпорта, В. Франкла, К. Юнга и др. Проблемами студенческой молодёжи занимались такие отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.И. Головаха И.Г. Дубов, Т.Э.Петрова, Л.М. Смирнова и др.[1].

К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [2].

На основе работ К.А. Абульхановой-Славской предложено определение жизненной стратегии как сознательное, активное (формами активности являются ответственность и инициатива) построение своей собственной жизни в процессе разрешения жизненных трудностей и внутренних проблем [2].

 Поэтому, жизненную стратегию личности рационально рассматривать в аспекте ценностно-смысловой детерминации человеком собственной жизни. Именно ценностные и смысловые компоненты жизненной стратегии придают личности целостность и выполняют мотивационную функцию. В проведенном исследовании жизненной стратегии личности будем опираться на ценностно-смысловой подход как один из подходов анализа жизненной стратегии (А. Е. Созонтов, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник и др.) [11], [12], [13], [14]. 

Другим, используемым подходом в данном исследовании жизненной стратегии, является субъектный (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская), он позволяет осуществлять целостное изучение личности, вне зависимости от социальных условий [2].

В основе построения жизненной стратегии лежит учет индивидуальных различий траектории жизни личности. Весь этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным [3], [6].

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни [3].

А. Маслоу, в своих работах утверждал, что творческий человек – это сочетание зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Его ценностями являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Этот человек стремится добиваться поставленных целей, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел человека как развивающуюся личность и стремящуюся к духовному совершенству. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью.

По А. Адлеру каждый человек вершитель своей судьбы, именно сам человек вырабатывает свою жизненную цель, которая сосредотачивает его стремления и достижения. Жизненные цели формируются в детстве. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно.

В гуманитарных науках, понятие «жизненная стратегия» переплетается с такими понятиями, как «жизненные перспективы», «жизненные ориентиры», «жизненные планы», «жизненные притязания», «жизненный успех», «жизненный путь», «жизненный сценарий», «жизненная установка» и ряд других.

Так, Е.И. Головаха использует понятие «жизненная перспектива». «Жизненную перспективу – следует рассматривать как целостную картину будущей сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [6].

 Таким образом, жизненные стратегии зависит от гибкости, пластичности мышления человека, и его творческой деятельности. В свою очередь на эти компоненты большое влияние оказывают различные процессы, происходящие в современном мире. Одним из важных механизмов является механизм целеполагания, который ставит перед выбором жизненных смыслов, целей, ценностей и жизненных ориентаций. В таких условиях личность стремится определить границы своих способностей.

Именно в студенческом возрасте происходит ценностное ориентирование, идентификация с групповыми ценностями, происходит выделение и преобладание определенных ценностных ориентаций, закладывающих основу жизненной стратегии студента. В этом же возрасте формирование жизненной стратегии является важнейшим психологическим новообразованием: осуществляется выбор личностью ценностей и ориентаций, благодаря собственным убеждениям [1], [5], [7].

Благодаря смысложизненным ориентациям можно понять направленность личности в конкретных ситуациях ее повседневной жизни. Т.В. Столина дает следующее определение смысложизненной концепции – «это, индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности». Складывается смысложизненная ориентация к концу подросткового возраста, она может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе жизненного пути является достаточно устойчивой [15].

Но, несмотря на то, что проблема жизненных стратегий молодежи в современном обществе достаточно актуальна, все же ее решение еще не завершено, это говорит о наличии огромной области для исследований отечественных и зарубежных авторов.

Эмпирическое исследование по выявлению определяющего фактора личностью жизненной стратегии проводилось в феврале-апреле 2016 года на базе ВятГУ. В тестировании приняли участие 60 студента в возрасте от 18 до 21 года, из них 31– девушки, 29 – юноши.

На данном этапе исследования использовались методики: «Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО)» (Автор Д. А. Леонтьев) [9], методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер) [10].

В результате анализа данных выявлено, что у 42% студентов интернальная направленность локуса контроля (имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности), у 58% – экстернальная (им свойственно внешне направленное защитное поведение, убеждены, что неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей).

По смысложизненным ориентациям данные распределились следующим образом:

1) цели жизни – 61% студентов имеют средний уровень выраженности целей жизни, 22 % - низкий и 17% - высокий. Низкие баллы по этой шкале говорят о том, что студент живет сегодняшним или вчерашним днем. Так же у этого человека отсутствует адекватное восприятие настоящего времени, что объясняется особенностями периода молодости. Высокие же баллы по данной шкале характеризуют не только целеустремленного человека, но и человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Но в большинстве случаев для людей с высокими результатами характерна целеустремленность, направленность в будущее, ощущение перспективы и общий оптимистический настрой.  Средний уровень по шкале «цели жизни» говорит о наличии таких качеств, как направленность жизни на настоящее, либо переживание прошлого.

2) процесс жизни – подавляющее большинство, то есть 63 % студентов имеют средний уровень процесса жизни, 23 % - низкий уровень и 14% - высокий.  Средний уровень отражается в том, что единственный смысл жизни человека состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, увлекательный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом и позитивными моментами. Высокие баллы по этой шкале будут характеризовать прожигателя жизни, который живет здесь и сейчас, но в то же время отражать высокую сосредоточенность на процессе переживания настоящего. Низкий уровень по этой шкале – свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в данный момент, но, им приятны воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3) результативность жизни - 51% студентов имеют средний уровень выраженности результата жизни, 29% получили высокие баллы и 20% процентов низкие. Большинство студентов имеют средний уровень проявления признака по данной шкале. Они любят копаться в своем прошлом, но совсем поверхностно и не погружаясь в анализ прошлого с головой. Скорее всего, этому способствует поглощенность настоящим. Низкие баллы свидетельствуют о неудовлетворенности прожитой частью жизни.  У них нет потребности в анализе своей жизни, им это не интересно. Высокий же уровень по данной шкале, наоборот, говорит об увеличении количества времени, уделяемого студентом анализу прожитой жизни, в связи с обучением и получением профессии.

4) локус контроля - Я – средние и высокие результаты распределились примерно одинаково, 44% и 47% соответственно, и совсем небольшое количество студентов с низким уровнем локус контроля-Я         ( 9%). Студенты с высоким уровнем считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, могут контролировать события собственной жизни. Как показывает практика, они целеустремленные люди. Стараются говорить, что в жизни нашли свое место под солнцем. Студентам со средним уровнем локуса контроля –Я свойственно думать о себе как о волевой и сильной личности, но при у них есть слабость, это проявление своих худших черт своего характера, так же обладают достаточной свободой выбора, но в тоже время ущемляют себя в этом. Всего у 9% студентов выявлен низкий уровень, они не верят в себя, не верят в собственные силы при выполнении поставленных задач и не могут контролировать процессы, связанные с их собственной жизнью.

5) локус контроля-жизни – 65% студентов относятся к среднему уровню локус – контроля жизни, 20% имеют низкий и 15% высокий. Высокие баллы, могут свидетельствовать об убеждении испытуемых в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, они очень уверенные, нуждаются в свободном принятии решений и реализовывать их. Они считают, что жизнь сложилась именно так, как они мечтали. Студентам со средним уровнем локус контроля-жизни свойственно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, при этом в некоторых ситуациях у них могут не проявляться данные качества. Все зависит от жизненных обстоятельств. Низкий уровень свидетельствует о фатализме, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, они думают, что все уже предрешено, что свобода есть только в фантазиях, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

6) общий показатель осмысленности жизни – большинство студентов имеют средние показатели по данной шкале, они наиболее корректно относятся к себе, своим возможностям и ресурсам, своим способностям и стараниям, к своему здоровью и к своим ценностям в жизни. Студенты с низким уровнем «осмысленности жизни» чаще других обнаруживали заниженное самоуважение, подтверждали наличие у себя вредных привычек для жизни, сетовали на многие упущения в жизни и на многочисленные свои ошибки, плохо заботятся о своем здоровье, у них нет значимых достижений в жизни, малоактивны по жизни, ничем не интересуются. С высоким уровнем «осмысленности жизни» студенты акцентируют внимание на своих достижениях в жизни и подчеркивают свою личную роль в них, считая себя в основном ресурсными, компетентными и достаточно способными. Отношение к себе в целом уважительное, чем осуждающее. Те или иные неудачи в жизни, проблемы в семье или на учебе интерпретируются без должной самокритичности. Они полагаются на внутреннюю опору.

Таким образом, в проведенном исследовании по выявлению различий между юношами и девушками в уровне выраженности смысложизненных ориентаций (критерий U Манна-Уитни) можно утверждать, что не существует различий в целях жизни, процессе жизни, результативности жизни, локусе контроля-Я , а так же в локусе  контроля- жизни, однако были выявлены различия между юношами и девушками в осмысленности жизни (р<0,01), вероятно, что девушки более убеждены в том, что человек сам выбирает способы и формы жизни, он способен самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, проявляют большую целенаправленность. Юноши же в свою очередь, наоборот, в данном возрастном периоде более инфантильны, живут одним днем и мало задумываются о прошлом и будущем, поэтому живут настоящим, не ставят перед собой какие-либо цели.