Полный текст статьи
Печать

В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется вопросам интегрированного обучения с целью его внедрения в современную образовательную систему. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, усилением в обществе гуманистических тенденций; во-вторых, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума и, наконец, пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении к детям с нарушенным и нормальным развитием [2].

Одним из важных вопросов интегрированного обучения является проблема обучения детей со сходными формами дизонтогенеза. Наиболее распространенными и часто смешиваемыми формами дизонтогенеза является общее недоразвитие речи и задержка психического развития. Данные формы психического недоразвития рассматриваются как самостоятельные варианты, хотя ряд авторов говорят о наличии сходных характеристик в развитии психических функций у детей данных категорий (Л. И. Перслени, Т. Б. Филичева, Т. А. Фотекова, Г. В. Чиркина).

Наиболее сложным психическим процессом, способствующим определению общих и частных особенностей психического развития при ЗПР и общем недоразвитии речи, является мышление. В связи с переходом от дифференцированной системы образования к интегративной модели выявление и учет сходства и различия в развитии мышления дошкольников  с ЗПР и с общим недоразвитием речи при построении программы обучения будет обуславливать успешность учебной деятельности детей.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Изменения содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления в старшем дошкольном возрасте. Простейшее наглядно-образное мышление рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. На основе наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой – развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Таким образом, в дошкольном возрасте три основные вида мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то один, то другой вид мышления, и в связи с этим познание окружающего мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

При задержке психического развития и общем недоразвитии речи сохраняется этапность развития мышления. Однако у детей обеих категорий имеются особенности мыслительной деятельности. Как отмечают Т. В. Егорова, Н. В. Елфимова, С. Г. Шевченко, у детей при ЗПР к школьному возрасту недостаточно развиты операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения [1, 5]. По данным З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской у таких детей наглядно-действенное мышление нарушено в меньшей мере, а наибольшие трудности отмечаются при решении заданий, требующих словесно-логического мышления [3].

Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления. Они с трудом овладевают базовыми мыслительными операциями без специального обучения. По утверждению Т. Н. Синяковой, О. Н. Усановой, у детей с общим недоразвитием речи несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности [4]. Это обусловило цель нашего исследования – выявить особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста при задержке психического развития и общем недоразвитии речи.

Исследование проводилось на базе трех дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида г. Кирова. Участниками исследования стали 90 человек, из которых 20 детей – старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (по данным ПМПК), 20 человек – старшие дошкольники с ЗПР (по данным ПМПК), обучающиеся в компенсирующем детском саду и 50 старших дошкольников с нормой психического развития.

Констатирующий эксперимент проводился с помощью ряда диагностических методик: «Кубик Рубика», «Матрицы Равена в модификации Т. В. Розановой, «Определение уровня вербального мышления» (по Й. Ерасику).

Результаты проведения исследования по методике «Кубик Рубика» позволяют осуществить анализ общего уровня развития наглядно-действенного мышления испытуемых. Высокий уровень развития данного вида мышления выявлен у 35 % детей с ЗПР и у 60 % детей с общим недоразвитием речи. Средний уровень развития наглядно-действенного мышления присущ 65 % детей с ЗПР и 40 % детей с общим недоразвитием речи. У дошкольников с данными формами дизонтогенеза отмечаются трудности в принятии инструкции. При выполнении заданий дети % детей с ЗПР и 40 % детей с общим недоразвитием речи с ЗПР не использовали образцы, а дети с общим недоразвитием речи не могли выделить ключевые моменты и наметить план дальнейших действий. Вследствие этого у них, начиная с четвертой задачи, отмечались трудности при выполнения задания, включающего ряд последовательных действий.  При сравнении результатов уровня развития наглядно-действенного мышления у обеих категорий детей  не выявлено значимых различий (при р < 0,045). Результаты по методике «Кубик Рубика», полученные у дошкольников с нормальным психическим развитием, очень высокие (54 %) и высокие (46 %). Дети легко справлялись с предложенными заданиями.

Итак, общей особенностью для детей с ЗПР и общим недоразвитием речи является задержка в развитии наглядно-действенного мышления в сравнении с дошкольниками с нормой психического развития, что подтверждается результатами математической статистики (при р < 0,01).

В результате проведения методики «Матрицы Равена» в группе испытуемых с ЗПР все 100 % детей (20 человек) имеют очень низкие показатели развития наглядно-образного мышления. При выполнении заданий у детей возникает сложность представления целостного изображения и недостаточность операции анализа. Дети не могут определить принцип построения изображения, неверно выбирают фрагмент, которым нужно дополнить изображение. В итоге они затрудняются сравнить полученный результат с желаемым. Так же у детей с ЗПР проявляется неумение ориентироваться в условиях задачи, они не анализируют задание. Поэтому при попытках достичь цели они не исключали ошибочные варианты, а повторяли один и тот же непродуктивный способ действия. При оказании помощи, испытуемые использовали предложенный способ действия, но только в рамках одного или двух заданий. Далее дети не следовали инструкции и, следовательно, допускали ошибки. Это свидетельствует о том, что дошкольники с ЗПР недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут научиться использовать его при решении новых задач.

Низкие показатели развития наглядно-образного мышления были выявлены и у 100 % дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети выполняли задание медленно, долго рассматривали изображение. При решении первых задач испытуемые правильно определяли недостающий фрагмент, но при усложнении изображений дети все чаще допускали ошибки. При оказании помощи они принимали предлагаемый принцип выполнения действия.

Анализ балльных оценок уровня развития наглядно-образного мышления в группах детей с ЗПР и с общим недоразвитием речи позволяет утверждать, что дошкольники со второй формой дизонтогенеза имеют более высокие показатели в сравнении с детьми с ЗПР. У них отмечается больший потенциал развития наглядно-образного мышления. Следовательно, можно утверждать, что данный вид мышления находится у них в зоне ближайшего развития, а у детей с ЗПР имеются лишь зачатки наглядно-образного мышления. Наличие значимых различий в уровне наглядно-образного мышления у детей с ЗПР и с общим недоразвитием речи подтверждается результатами статистической обработки данных (при р < 0,01).

Среди детей с нормальным психическим развитием высокие результаты по методике «Матрицы Равена» показали 54 % дошкольников, средние результаты – 46 % участников исследования. При выполнении заданий испытуемые не испытывали серьезных затруднений.

Общей особенностью наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР и с общим недоразвитием речи является наличие значимых различий в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием, что также подтверждается данными математической статистики (при р < 0,01).

Для определения наличия зачатков словесно-логического вербального мышления была использована методика Й. Ерасика. У 100 % детей с ЗПР был выявлен низкий уровень развития данного вида мышления. Это проявилось в неспособности детей осуществить анализ вербального задания и дать верный ответ. Так же отмечалась недостаточность операций обобщения и классификации. При необходимости выделить черты сходства и различия перечисленных предметов дошкольники называли характеристики только из одной категории.

В группе детей с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень развития вербального мышления – у 65 % испытуемых, но достаточную распространенность имеет и средний уровень, отмеченный у 35 % детей. У этих дошкольников отмечаются попытки анализа и синтеза вербальной задачи, но при этом допускаются ошибки в связи с непониманием смысла некоторых слов. Неточно осуществляется классификации, так как дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются при выделении сходных признаков, допускают ошибки и при обобщении.

У 74 % детей с нормальным психическим развитием высокие показатели уровня развития словесно-логического мышления, у 26 % детей – средний уровень.

Полученные результаты  позволяют говорить о наличии зачатков словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР и с общим недоразвитием речи. При этом выявлены такие особенности, как недостаточность развития операций анализа, обобщения, классификации сравнения.

По данным математической статистики у детей с ЗПР и с общим недоразвитием речи с сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием имеются значимые различия в уровне словесно-логического мышления (при р < 0,01). При сравнении испытуемых с ЗПР и общим недоразвитием речи между собой так же отмечается наличие значимых различий в уровне словесно-логического мышления (при р < 0,01).

Итак, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза о наличии общих и частных особенностей мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи полностью подтвердилась.

К общим особенностям мышления относятся: задержка в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, отсутствие значимых различий в наглядно-действенном мышлении у детей с ЗПР и общим недоразвитием речи, наличие зачатком словесно-логического мышления. К частным особенностям мышления при данных формах дизонтогенеза можно отнести следующие: у детей с общим недоразвитием речи наглядно-образное мышление находится в зоне ближайшего развития; у дошкольников с задержкой психического развития имеются только зачатки  наглядно-образного мышления.