Одной из наиболее актуальных и важных проблем психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Так, Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль, поскольку в них наиболее отчетливо проявляется системный характер психического. Мотивы и цели выступают в качестве интегральных форм психического отражения [4].
Исследование проблем мотивации и мотивов представлены во множестве работ отечественных психологов. Среди них можно отметить исследования В. Г. Асеева, В. К. Вилюнаса, В. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, М. Ш. Магомед-Эминова, В. С. Мерлина, П. В. Симонова, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаева, П. М. Якобсона и др.
Кроме того, проблемы мотивации поднимаются в исследованиях зарубежных психологов: Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.[4].
Существуют различные варианты трактовки мотивации как психического явления:
- совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа);
- совокупность мотивов (К. К. Платонов);
- побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;
- процесс психической регуляции конкретной деятельности
(М. Ш. Магомед-Эминов);
- процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян);
- совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [4].
В настоящее время возрастает потребность в специалистах, способных адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения сложных нестандартных задач, критически мыслить, уметь работать с большими объемами информации, заниматься самообразованием [3] .
Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента.
Исследователи определяют самообразование как сознательную, самоуправляемую репродуктивно-познавательную деятельность человека, направленную на воспроизводство (освоение) опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей (В. В. Байлук) [1].
В связи со значительными различиями между организацией учебного процесса в школе и ВУЗе у многих студентов возникают сложности в адаптации, что непосредственно влияет на качество получаемых знаний и дальнейшей трудовой деятельности. Студент должен сам развивать себя в области выбранной профессии, мотивировать себя на получение знаний и овладение профессией, иметь цели на становление себя как специалиста, иметь позитивный эмоциональный настрой, т. е. брать на себя ответственность за организацию своей деятельности [5]. Все это обусловливает актуальность исследования мотивации к самообразованию у студентов.
Исследование мотивации учебной деятельности у студентов проводилось в феврале-апреле 2016 года. Выборка была представлена студентами ВятГУ и составила 47 человек, из них девушек – 31, юношей – 16.
В работе использовался комплекс эмпирических методов: методика «Направленность личности» (В. Смейкал, М. Кучер); опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова).
Выявлено, что большинству студентов характерна направленность на себя (44,7%), т. е. ориентация на прямое вознаграждение за выполнение работы, вне зависимости от характера и содержания деятельности, склонность к соперничеству. Такие студенты интересуются в первую очередь собственным благополучием и возможностями, которые им может предоставить группа, игнорируя свои обязанности.
Направленность на взаимоотношения присуща 29,8%: им характерно стремление поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Они часто интересуются коллективной работой, с удовольствием в ней участвуют, но, как правило, сами при этом не вносят свой вклад в общее дело.
Направленность на задачу характерна для 25,5%, т. е. таким людям свойственна заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Статистическая обработка данных с помощью программы SPSS (непараметрический критерий Спирмена), показала, что для личности с направленностью на себя характерен низкий уровень настойчивости (r=-0,456; p≤0,01), т.е. неспособность прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, склонность отвлекаться на посторонние дела, в то время как для личности, направленной на взаимоотношения характерен высокий уровень настойчивости (r=0,407; p≤0,01). Таких людей можно охарактеризовать как волевых и организованных, способных усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов ориентированы на себя, но такие личности обладают низким уровнем настойчивости, т. е. им сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения.
М.
С. Сюзева