Полный текст статьи
Печать

Одной из наиболее актуальных и важных проблем психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Так, Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологиче­ских исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадле­жит ведущая роль, поскольку в них наиболее отчетливо проявляется системный характер психического. Мотивы и цели выступают в качестве интегральных форм психического отражения [4].

Исследование проблем мотивации и мотивов представлены во множестве работ отечественных психологов. Среди них можно отметить исследования В. Г. Асеева, В.  К. Вилюнаса, В. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, М. Ш. Магомед-Эминова, В. С. Мерлина, П. В. Симонова, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаева, П. М. Якобсона и др.

Кроме того, проблемы мотивации поднимаются в исследованиях зарубежных психологов: Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.[4].

Существуют различные варианты трактовки мотивации как психического явления:

- совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа);

- совокупность мотивов (К. К. Платонов);

- побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

- процесс психической регуляции конкретной деятельности
(М. Ш. Магомед-Эминов);

- процесс действия мо­тива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян);

- совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [4].

В настоящее время возрастает потребность в специалистах, способных адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения сложных нестандартных задач, критически мыслить, уметь работать с большими объемами информации, заниматься самообразованием [3] .

Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента.

Исследователи определяют самообразование как сознательную, самоуправляемую репродуктивно-познавательную деятельность человека, направленную на воспроизводство (освоение) опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей (В. В. Байлук) [1].

В связи со значительными различиями между организацией учебного процесса в школе и ВУЗе у многих студентов возникают сложности в адаптации, что непосредственно влияет на качество получаемых знаний и дальнейшей трудовой деятельности. Студент должен сам развивать себя в области выбранной профессии, мотивировать себя на получение знаний и овладение профессией, иметь цели на становление себя как специалиста, иметь позитивный эмоциональный настрой, т. е. брать на себя ответственность за организацию своей деятельности [5]. Все это обусловливает актуальность исследования мотивации к самообразованию у студентов.

Исследование мотивации учебной деятельности у студентов проводилось в феврале-апреле 2016 года. Выборка была представлена студентами ВятГУ и составила 47 человек, из них девушек – 31, юношей – 16.

В работе использовался комплекс эмпирических методов: методика «Направленность личности» (В. Смейкал, М. Кучер); опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова).

Выявлено, что большинству студентов характерна направленность на себя (44,7%), т. е. ориентация на прямое вознаграждение за выполнение работы, вне зависимости от характера и содержания деятельности, склонность к соперничеству. Такие студенты интересуются в первую очередь собственным благополучием и возможностями, которые им может предоставить группа, игнорируя свои обязанности.

Направленность на взаимоотношения присуща 29,8%: им характерно стремление поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Они часто интересуются коллективной работой, с удовольствием в ней участвуют, но, как правило, сами при этом не вносят свой вклад в общее дело.

Направленность на задачу характерна для 25,5%, т. е. таким людям свойственна заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели.

Статистическая обработка данных с помощью программы SPSS (непараметрический критерий Спирмена), показала, что для личности с направленностью на себя характерен низкий уровень настойчивости (r=-0,456; p≤0,01), т.е. неспособность прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, склонность отвлекаться на посторонние дела, в то время как для личности, направленной на взаимоотношения характерен высокий уровень настойчивости (r=0,407; p≤0,01). Таких людей можно охарактеризовать как волевых и организованных, способных усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов ориентированы на себя, но такие личности обладают низким уровнем настойчивости, т. е. им сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения.