Полный текст статьи
Печать

В период младшего школьного возраста происходит формирование таких психических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я». Маленький человек формируется как личность, в структуру которой и входит идентификация себя с определенным полом, и от этого будут зависеть отношение к нему окружающих и вся его жизнь. В настоящее время особенно важно уделять внимание вопросу гендерного самоопределения, так как. на ребенка со всех сторон обрушивается поток разнообразной информации [1, 2].

Проблема именно гендерной самооценки недостаточно изучена, что подтверждает ее актуальность.  В связи с чем, мы провели исследование, которое было направлено на выявление средств и условий применения сказкотерапии, направленной на формирование гендерной самооценки младших школьников.

В исследованиях посвященных межличностным отношениям ребенка, было показано, что отношение к другим людям отражает и выражает отношение человека к самому себе - его ощущение себя и самосознание. Можно полагать, что главным фактором, определяющим характер отношения к сверстникам, является отношение к ребенку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания. Характер отношения ребенка к сверстникам зависит, прежде всего, от особенностей родительского воспитания на ранних этапах онтогенеза [4].

Гендерная самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, с точки зрения мужского и женского начала. Она формируется в учебной деятельности и в процессе общения. Гендерная самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.

Проанализировав теоретические материалы по данной проблематике, мы пришли к выводу, что сформированность гендерной самооценки можно разделить на несколько уровней высокий уровень: характеризует детей, которые умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе, а также знают много сказок, сказочных героев, ориентируется в их содержании, и соотносят свои представления о женщине/мужчине со сказочными образами. Средний уровень характеризуется тем, что представления у входящих в эту группу учащихся о себе неадекватны и неустойчивы. Такие дети не в полной мере выделяет половые признаки женщины/мужчины. Для низкого уровня гендерной самооценки характерно то, что представления детей о себе сводятся к характеристикам, данным им другими, особенно взрослыми. Такие дети знают некоторых героев сказки, но не соотносят свои представления о женщине/мужчине со сказочными образами.

Одним из эффективных методов коррекции гендерной самооценки является «сказкотерапия». Сказка активизирует эмоциональную сферу детей и вызывает у них определенное отношение к сказочному образу, обращаясь к его социальному опыту. Сказкотерапия может использоваться в работе с различными категориями людей, но наибольшего эффекта можно достичь в работе с детьми, так как им очень близки сказочные образы  (И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.Д. Короткова, Р.М. Ткач, и др.). Кроме того, сказкотерапия разнообразна в своих проявлениях: для одних сказки просто читаются, с другими пересочиняется концовка сказки, а с третьими сочиняется своя собственная, необычная сказка [3]. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ, 2 «А» и 2 «Б» классы. 2 «Б» класс был контрольным (28 человек). 2 «А» - экспериментальным (25 человек).  2 «А» класс стал экспериментальным, так как среди детей данного класса меньшее количество имеет адекватную самооценку. Использовались методики «Лесенка» и детский вариант методики С.Бэм. Методика «Лесенка» во 2 «А» классе показала, что среди девочек у 61,5% - завышенная самооценка, у 38,5% - адекватная; у мальчиков – 25 % - завышенная самооценка, 25 % - низкая и 50% - адекватная. Методика «Лесенка» во 2 «Б» классе показала, что среди девочек у 61,5% - завышенная самооценка, 38,5% - адекватная; у мальчиков – 50 % - завышенная, 10 % - низкая и 40% - адекватная.

Формирующий эксперимент в нашей работе позволил изучить условия использования сказкотерапии, эффективно влияющей на гендерную самооценку младших школьников. Нами была разработана психокоррекционная программа использования сказкотерапии в формировании адекватной гендерной самооценки младших школьников. В программе использовались разнообразные методы сказкотерапии: обсуждение сказки, рисование сказочного героя, пересочинение сказки и др.

Для проведения коорекционных занятий в группе была создана специальная среда, способствующая детскому творчеству. Нами использовались следующие стратегии работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры.

        Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

2. Рисование по мотивам сказки.

        Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

3. Анализ сказки.

        Почему герой так поступил? то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии хорошо – плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки.

       Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации

6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки. Считается, что такая работа полезна, но в отношении сюжетов “волшебных” сказок она достаточно рискованна

Для анализа результатов формирующего эксперимента мы применили статистический критерий Т-Вилкоксона в программе SPSS 20. Результаты представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты формирующего эксперимента по критерию   Т-Вилкоксона

1.Эспериментальная группа (вся выборка)

Z

Уровень значимости

Лесенка

1,53

0,036

С. Бэм

2,44

0,047

2.Контрольная группа (вся выборка)

Z

Уровень значимости

Лесенка

3,6

0,078

С. Бэм

2,8

1,03

3.Девочки (экспериментальная группа)

Z

Уровень значимости

Лесенка

1,85

0,047

С. Бэм

1,007

0,016

4. Девочки (контрольная группа)

Z

Уровень значимости

Лесенка

2

0,430

С. Бэм

1,13

0,106

5.Мальчики (экспериментальная группа)

Z

Уровень значимости

Лесенка

3,6

0,019

С. Бэм

1,13

0,051

6.Мальчики (контрольная группа)

Z

Уровень значимости

Лесенка

3,6

0,315

С. Бэм

1,13

0,077

      

По результатам экспериментального исследования мы видим, что в экспериментальной группе значимо изменилась динамика гендерной самооценки (р=0,036 и р=0,047). В контрольной группе динамика обнаружена не была (р=0,078 и р=1,03) По результатам статистического анализа, мы можем говорить о значимом различии между экспериментальной группой и контрольной.

Мы доказали эффективность, разработанной нами программы. В контрольной группе динамика обнаружена не была (р=0,430 и р=0,106). У девочек контрольной группы не наблюдалась динамика гендерной самооценки. У девочек экспериментальной группы стало преобладать больше фемининных представлений, по сравнению с результатами первичного замера, который показал большую андрогинность девочек. В экспериментальной мужской  выборке  обнаружена положительная динамика (р=0,019 и р=0,051).  В контрольной группе мальчиков динамика обнаружена не была (р=0,315 и р=0,077). У мальчиков контрольной группы не наблюдалась положительная динамика гендерной самооценки под воздействием сказкотерапии.

Таким образом, разработанная нами психокоррекционная программа может быть рекомендована для формирования адекватной гендерной самооценки младших школьников. Сказка активизирует эмоциональную сферу детей и вызывает у них определенное отношение к сказочному образу, обращаясь к его социальному опыту.