Наиболее изученным, с точки зрения анализа психологических защит, является период взрослости. При этом юношескому же возрасту уделяется меньше внимания, хотя в этом возрасте процесс формирования личности идёт очень активно. В связи с этим проблема особенностей проявления защитных механизмов у юношей и девушек является актуальной и значимой.
Феномен защитных механизмов известен уже давно. Впервые этот термин появился в 1894 году в работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы». Изучению данной проблемы посвящены работы таких зарубежных психологов, как А. Маслоу, Ф. Перлз, З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Ф. В. Бассин, Р. М. Грановская, Е. Л. Доценко, Э. И. Киршбаум, Е.С. Романова и др [3].
Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [1]. Кроме того, психологическая защита понимается как неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующая поведение человека, повышая его приспособленность и уравновешивая психику [2].
Адаптация к новым социальным условиям, связанным с обучением в вузе, ее благоприятные и неблагоприятные исходы связаны, в частности, с тем, насколько эффективно личность способна справляться с данными негативными состояниями. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Исследования Тулупьевой Т.В. и Улезко Е.Н. показали, что в юношеском возрасте присутствуют все виды психологических защит, однако степень их выраженности неодинакова.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение проявлений защитных механизмов в юношеском возрасте.
На первом этапе эмпирического исследования проводилась диагностика типологий психологической защиты с помощью теста-опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
На втором этапе исследования данные испытуемых каждой из двух выделенных в процессе исследования групп (девочки и мальчики юношеского возраста) подверглись первичной обработке, в ходе которой были установлены средние значения и стандартные отклонения по шкалам.
При первичной обработке данных, полученных по методике «Индекс жизненного стиля», были определены уровни выраженности защитных механизмов у девушек (табл. 1) и у юношей (табл. 2).
Таблица 1
Проявление защитных механизмов у девушек (методика «Индекс жизненного стиля»)
Шкалы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
|
Отрицание |
3 |
20% |
10 |
66,7% |
2 |
13,3% |
Вытеснение |
0 |
0% |
13 |
86,7% |
2 |
13,3% |
Регрессия |
1 |
6,7 |
11 |
73,3% |
3 |
20% |
Компенсация |
1 |
6,7 |
14 |
93,3% |
0 |
0% |
Проекция |
0 |
0% |
13 |
86,7% |
2 |
13,3% |
Замещение |
2 |
13,3% |
12 |
80 |
1 |
6,7 |
Интеллектуализация |
3 |
20% |
11 |
73,3% |
1 |
6,7 |
Реактивное образование |
1 |
6,7 |
11 |
73,3% |
3 |
20% |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что у большинства девушек средний уровень развития психологических защит. Однако у 20% испытуемых выявлен низкий уровень отрицания. Так же выявлено, что у 20% высокий уровень регрессии. По таблице видно, что у 20% испытуемых выявлен высокий уровень по шкале реактивное образование.
Анализ данных представленных в таблице 2, показывает, что по всем шкалам, за исключением вытеснения, большинство испытуемых имеют средний уровень проявления механизмов психологических защит. По шкале вытеснение было выявлено, что 53,3% испытуемых имеют высокий уровень развития данного механизма. Это свидетельствует о том, что данные люди часто подавляют импульсы, не находя решения в поведении. У 33,3% испытуемых низкий уровень развития механизма компенсации. 26,7% испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень проекции, свойственно приписывание себе и окружающим несуществующих свойств и качеств. У 20% юношей низкий уровень проекции. У 33,3% респондентов был выявлен высокий уровень интеллектуализации.
Таблица 2
Проявление защитных механизмов у юношей (методика «Индекс жизненного стиля»)
Шкалы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
|
Отрицание |
0 |
0% |
15 |
100% |
0 |
0% |
Вытеснение |
0 |
0% |
7 |
46,7% |
8 |
53,3% |
Регрессия |
6 |
40% |
9 |
60% |
0 |
0% |
Компенсация |
5 |
33,3% |
10 |
66,7% |
0 |
0% |
Проекция |
3 |
20% |
8 |
53,3% |
4 |
26,7% |
Замещение |
2 |
13,3% |
13 |
86,7% |
0 |
0% |
Интеллектуализация |
2 |
13,3% |
8 |
53,3% |
5 |
33,3% |
Реактивное образование |
2 |
13,3% |
13 |
86,7% |
0 |
0% |
На третьем этапе исследования для подтверждения различий в показателях между двумя ранее выделенными группами испытуемых (мальчиков и девочек юношеского возраста) и выяснения оценки этих различий, был использован критерий U-Манна Уитни. Математико-статистический расчёт проводился автоматически с помощью программы IBM SPSS Statistics v.22.0.
В ходе анализа установлено, что не существует значимых различий между девушками и юношами в особенностях проявлений таких защитных механизмов как отрицание, проекция, замещение, интеллектуализация.
При этом в ходе исследования установлены значимые различия между девушками и юношами в особенностях проявления следующих защитных механизмов: вытеснение (U =0,045 , p = 0,00), регрессия (U =0,009 , p = 0,00), компенсация (U =0,045 , p = 0,00), реактивное образование (U =0,001 , p = 0,00).
Таким образом, эмпирическое исследование, которое проводилось поэтапно, показало, что в юношеском возрасте защитные механизмы определяются на разных уровнях выраженности. Существуют значимые различия между девушками и юношами в особенностях проявления таких защитных механизмов, как вытеснение, регрессия, компенсация, реактивное образование.