Изучение проблемы переживания одиночества в подростковом возрасте является актуальным и значимым. Одиночество в подростковом возрасте представляется не только симптомом происходящих изменений, но и может понято как одно из условий осознания своей уникальности, непохожести на других, которое «исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с другими людьми» [1, 2]. Однако, переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием на личностное развитие. Подростки очень остро переживают одиночество, считая себя покинутыми, брошенными, никому не нужными. Важно вовремя выявить наличие данной проблемы у подростков, чтобы предотвратить негативные последствия.
Эмпирическое исследование особенностей переживание одиночества в подростковом возрасте проводились в 3 этапа. На первом этапе исследования для определения выраженности одиночества у подростков был использован диагностический опросник С. Г. Корчагиной «Одиночество». Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность одиночества у подростков
Шкалы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
|
Девочки |
3 |
15,7 |
14 |
73,6 |
2 |
10,5 |
Мальчики |
3 |
15,7 |
14 |
73,6 |
2 |
10,5 |
В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, представленных в таблице 1, было выявлено, что большинство испытуемых как мальчиков, так и девочек имеют среднюю выраженность переживания одиночества (73,6%), что свидетельствует о неглубоком переживании возможного одиночества. Распределение показателей общей выраженности переживания одиночества по трём уровням позволило разделить всю выборку школьников на три группы: первая группа – группа подростков, имеющих низкий уровень переживания одиночества (4 человека); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания одиночества (28 человек); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем переживания одиночества (6 человек).
На втором этапе исследования было выявлено проявление видов одиночества у подростков (табл. 2, табл. 3). Диагностика проводилась с использованием методики С.Г. Корчагиной «Виды одиночества».
В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, представленных в таблице 2, было выявлено, что большинство испытуемых девочек (79%) имеют среднюю выраженность диффузного одиночества. Таких подростков порой отличает подозрительность в межличностных отношениях, сопротивление и приспособление в конфликтах, возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность. Они стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости, остро реагируют на стрессы.
Таблица 2
Проявление видов одиночества у девочек – подростков
Шкалы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Кол-во Чел. |
% |
Кол-во Чел. |
% |
Кол-во Чел. |
% |
|
Диффузное |
4 |
21 |
15 |
79 |
- |
- |
Отчуждающее |
2 |
10,5 |
14 |
73,7 |
3 |
15,8 |
Диссоциированное |
2 |
10,5 |
15 |
79 |
2 |
10,5 |
Большинство девочек подросткового возраста также имеют среднюю выраженность отчуждающего одиночества (73,7,%). В зависимости от ситуации для них характерно проявление возбудимости, тревожности, цикличности характера, низкой эмпатии, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительность и зависимость в межличностных отношения. Они чувствуют себя покинутыми, потерянными, оценивают свое бытие как оторванное от себя.
Так же большинство испытуемых девочек имеют среднюю выраженность диссоциированного одиночества (79%). Для них характерно в зависимости от ситуации демонстрация возбудимости и демонстративности характера, противоборство в конфликтах, личной направленности, сочетание высокой и низкой эмпатии, эгоистичности, подчиняемости в межличностных отношениях.
Таким образом, распределение показателей общей выраженности переживания одиночества по трём уровням, позволило разделить всю выборку девочек на три группы: первая группа – группа, подростки которые имеют низкий уровень переживания двух видов одиночества: отчуждающее ( 3 человека ) и диссоциированное ( 2 человека ); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (15 человек), отчуждающее ( 14 человек) и диссоциированное ( 15 человек ); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем трех видов одиночества: диффузное (4 человека ) отчуждающее (2 человека ) и диссоциированное ( 2 человека ).
Таблица3
Проявление видов одиночества у мальчиков – подростков
Шкалы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
|
Диффузное |
- |
- |
18 |
94,7 |
1 |
5,2 |
Отчуждающее |
1 |
5,2 |
15 |
78,9 |
3 |
15,7 |
Диссоциированное |
2 |
10,5 |
16 |
84,2 |
1 |
5,2 |
В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, представленных в таблице 3, было выявлено, что большинство испытуемых мальчиков имеют среднюю выраженность диффузного одиночества (94,7%), среднюю выраженность отчуждающего одиночества (78,9%), среднюю выраженность диссоциированного одиночества (84,2%),.
Таким образом, общей выраженности переживания одиночествараспределение показателей по трём уровням, позволило разделить всю выборку мальчиков на три группы: первая группа – группа, подростки которые имеют низкий уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (1 человек), отчуждающее ( 3 человека ) и диссоциированное ( 1человек ); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (18 человек), отчуждающее ( 15 человек) и диссоциированное ( 16 человек ); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем двух видов одиночества: отчуждающее ( 1 человек ) и диссоциированное ( 2 человека ).
На третьем этапе исследования для подтверждения различий в показателях между мальчиками и девочками в подростковом возрасте и выяснения оценки этих различий, была проведена обработка данных с использование критерия U-Манна Уитни.
По шкале «диффузный вид одиночества» было выявлено, что существуют различия в проявлении этого вида одиночества у мальчиков и девочек (U =105 , p = 0,00). Девочки более ярко отличаются подозрительностью в межличностных отношениях; сопротивлению и приспособлению в конфликтах; наличием всех уровней эмпатии; возбудимости; тревожности и эмотивности характера; коммуникативная направленность; стремление к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости; остро реагирует на стрессы; человек существует за счет другого.
По шкале «отчуждающий вид одиночества» было выявлено, что не существует различий между мальчиками и девочками (U =148 , p = 0,05).
По шкале «диссоциированный вид одиночества» было выявлено, что существуют различия между мальчиками и девочками (U =106 , p = 0,00). У девочек это ярко выражается в тревожности; возбудимости и демонстративности характера; противоборстве в конфликтах; личной направленности; сочетании высокой и низкой эмпатии; эгоистичности; подчиняемости в межличностных отношениях; ярко выраженные процессы идентификации и отчуждения и резкой их сменной по отношению даже к одним и тем же людям; одни стороны своей личности принимаются человеком, другие – категорически отвергаются.
В целом, установлено, что существуют различия в выраженности одиночества у мальчиков и девочек (U =64,5, p = 0,00). Девочки испытывают сильное чувство переживания возможного одиночества.
Таким образом, эмпирическое исследование, которое проводилось поэтапно, показало, что девочки-подростки более склонны к переживанию одиночества, они эмоциональнее переживают чувство одиночества, в отличии от мальчиков-подростов.