Полный текст статьи
Печать

Изучение проблемы переживания одиночества в подростковом возрасте является актуальным и значимым. Одиночество в подростковом возрасте представляется не только симптомом происходящих изменений, но и может понято как одно из условий осознания своей уникальности, непохожести на других, которое «исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с другими людьми» [1, 2]. Однако, переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием на личностное развитие. Подростки очень остро переживают одиночество, считая себя покинутыми, брошенными, никому не нужными. Важно вовремя выявить наличие данной проблемы у подростков, чтобы предотвратить негативные последствия.

Эмпирическое исследование особенностей переживание одиночества в подростковом возрасте  проводились в 3 этапа. На первом этапе исследования для определения выраженности одиночества у подростков был использован диагностический опросник С. Г. Корчагиной «Одиночество». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность одиночества у подростков

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Девочки

3

15,7

14

73,6

2

10,5

Мальчики

3

15,7

14

73,6

2

10,5

 

В ходе количественной обработки данных и качественного анализа ре­зультатов, представленных в таблице 1, было выявлено, что большинство испы­туемых как мальчиков, так и девочек имеют среднюю выраженность переживания одиночества (73,6%), что свидетельствует о неглубоком переживании возможного одиночества. Распределение показателей общей выраженности переживания одиночества по трём уровням позволило разделить всю выборку школьников на три группы: первая группа – группа подростков, имеющих низкий уровень переживания одиночества (4 человека); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания одиночества (28 человек); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем переживания одиночества (6 человек).

На втором этапе исследования было выявлено проявление видов одиночества у подростков (табл. 2, табл. 3). Диагностика проводилась с использованием методики С.Г. Корчагиной «Виды одиночества».

В ходе количественной обработки данных и качественного анализа ре­зультатов, представленных в таблице 2, было выявлено, что большинство испы­туемых девочек (79%) имеют среднюю выраженность диффузного  одиночества. Таких подростков порой отличает подозрительность в межличностных отношениях, сопротивление и приспособление в конфликтах, возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность. Они стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости, остро реагируют на стрессы.

Таблица 2

Проявление видов одиночества у девочек – подростков

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

Чел.

%

Кол-во

Чел.

%

Кол-во

Чел.

%

Диффузное

4

21

15

79

-

-

Отчуждающее

2

10,5

14

73,7

3

15,8

Диссоциированное

2

10,5

15

79

2

10,5

 

Большинство девочек подросткового возраста также имеют среднюю выраженность отчуждающего одиночества (73,7,%). В зависимости от ситуации для них характерно проявление возбудимости, тревожности, цикличности характера, низкой эмпатии, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительность и зависимость в межличностных отношения. Они чувствуют себя покинутыми, потерянными,  оценивают свое бытие как оторванное от себя.

Так же большинство испы­туемых девочек имеют среднюю выраженность диссоциированного  одиночества (79%). Для них характерно в зависимости от ситуации демонстрация возбудимости и демонстративности характера, противоборство в конфликтах, личной направленности, сочетание высокой и низкой эмпатии, эгоистичности, подчиняемости в межличностных отношениях.

             Таким образом, распределение показателей общей выраженности переживания одиночества по трём уровням, позволило разделить всю выборку девочек на три группы: первая группа – группа, подростки которые имеют низкий уровень переживания двух видов одиночества: отчуждающее ( 3 человека ) и диссоциированное ( 2 человека ); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (15 человек), отчуждающее ( 14 человек) и диссоциированное ( 15 человек ); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем трех видов одиночества: диффузное (4 человека ) отчуждающее (2 человека ) и диссоциированное ( 2 человека ).

Таблица3

Проявление видов одиночества у мальчиков – подростков

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Диффузное

-

-

18

94,7

1

5,2

Отчуждающее

1

5,2

15

78,9

3

15,7

Диссоциированное

2

10,5

16

84,2

1

5,2

 

В ходе количественной обработки данных и качественного анализа ре­зультатов, представленных в таблице 3, было выявлено, что большинство испы­туемых мальчиков имеют среднюю выраженность диффузного  одиночества (94,7%), среднюю выраженность отчуждающего одиночества (78,9%), среднюю выраженность диссоциированного  одиночества (84,2%),.

            Таким образом, общей выраженности переживания одиночествараспределение показателей  по трём уровням, позволило разделить всю выборку мальчиков на три группы: первая группа – группа, подростки которые имеют низкий уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (1 человек), отчуждающее ( 3 человека ) и диссоциированное ( 1человек ); вторая группа – группа, члены которой имеют средний уровень переживания трех видов одиночества: диффузное (18 человек), отчуждающее ( 15 человек) и диссоциированное ( 16 человек ); третья группа – группа, подростки которой обладают высоким уровнем двух видов одиночества: отчуждающее ( 1 человек ) и диссоциированное ( 2 человека ).

На третьем этапе исследования для подтверждения различий в показателях между мальчиками и девочками в подростковом возрасте и  выяснения оценки этих различий, была проведена обработка данных с использование критерия U-Манна Уитни.

По шкале «диффузный вид одиночества» было выявлено, что существуют различия в проявлении этого вида одиночества у мальчиков и девочек  (U =105 , p = 0,00). Девочки более ярко отличаются подозрительностью в межличностных отношениях; сопротивлению и приспособлению в конфликтах; наличием всех уровней эмпатии; возбудимости; тревожности и эмотивности характера; коммуникативная направленность; стремление к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости; остро реагирует на стрессы; человек существует за счет другого.

По  шкале  «отчуждающий вид одиночества» было выявлено, что не существует различий между мальчиками и девочками (U =148 , p = 0,05).

По  шкале «диссоциированный вид одиночества» было выявлено, что существуют различия между мальчиками и девочками (U =106 , p = 0,00). У девочек это ярко выражается в тревожности; возбудимости и демонстративности характера; противоборстве в конфликтах; личной направленности; сочетании высокой и низкой эмпатии; эгоистичности; подчиняемости в межличностных отношениях; ярко выраженные процессы идентификации и отчуждения и резкой их сменной по отношению даже к одним и тем же людям; одни стороны своей личности принимаются человеком, другие – категорически отвергаются.

В целом, установлено, что существуют различия в выраженности одиночества у мальчиков и девочек (U =64,5, p = 0,00). Девочки испытывают сильное чувство переживания возможного одиночества. 

Таким образом, эмпирическое исследование, которое проводилось поэтапно, показало, что девочки-подростки более склонны к переживанию одиночества, они эмоциональнее переживают чувство одиночества, в отличии от мальчиков-подростов.