Полный текст статьи
Печать

Цивилизация развивается благодаря новым технологиям, и образование не должно от нее отставать. Внедрение информационно-коммуникационных технологий является ответом на потребность современного общества в массовом и непрерывном образовании, в повышении его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ [1, 2]. Дистанционное обучение является  технологией целенаправленного и методически организованного руководства образовательной деятельностью обучающихся, проживающих на расстоянии от образовательного центра. По организации образовательного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса – к очной форме [3].

Целями внедрения дистанционного образования являются: 1) создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания; 2) сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение; 3) увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров; 4) обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).

Возможные виды организации дистанционного обучения: 1) передача «консервированного учебного продукта» с помощью компьютерных обучающих программ, видео- и аудиозаписей; 2) проведение занятий, в которых участвует несколько учебных групп, расположенных в разных местах; 3) отдельные лекции или циклы лекций известных ученых, высококвалифицированных профессоров; 4) телеконференции, диспуты.

Решающую роль при внедрении дистанционного обучения играет Интернет: он позволяет в кратчайшие сроки распространять профессиональные знания в различных областях, формировать у обучающихся коммуникативные навыки и умения работы с информационными источниками [4]. Также компьютерное обучение позволяет выбрать «оптимальную дистанцию в отношениях с людьми с особенностями развития и создать для них психологически безопасную виртуальную среду, работая в которой он может утвердить свои личные границы и достичь большей самостоятельности» [5].

При использования дистанционного обучения в нашей стране в настоящее время выявлены следующие трудности: развитие дистанционного образования сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию информационно-коммуникационных  технологий и др.

Для повышения эффективности обучения в дистанционном образовании используется комплекс методик и подходов. Его основные элементы: сближение обучения с практической деятельностью студента, использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения и др. Важным становится организация в высших учебных заведениях центров компьютерного обучения, оснащенных необходимым оборудованием [1].

Таким образом, для эффективного функционирования системы дистанционного обучения в высшей школе необходимо оснащение высших учебных заведений комплексом технических средств, проведение обучения по использованию технических средств и электронных ресурсов для преподавателей и студентов, а также переработка учебно-методических комплексов с учетом особенностей дистанционного обучения.