Актуальность исследование определяется тем, что вопросы отдыха и туризма занимают особое место в нашей жизни. Изменение характера работы, понижение части ручного и малоквалифицированного труда, интенсификация и увеличение его продуктивности, не только ведут к увеличению свободного времени, но и требуют организации и расширения досуга. Использование кластерного анализа позволяет выявить недостатки и перспективы развития туристического бизнеса, который дает огромные возможности для расширения возможностей отдыха.
В стратегической перспективе региональная политика в сфере туризма становится по актуальности в один ряде политикой федеральной в силу следующих обстоятельств. Во-первых, принятая в 2008 г. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. в принципе не в состоянии учесть специфику российских регионов, которые отличаются чрезвычайным разнообразием территорий, природно-ландшафтными, климатическими характеристиками, традициями, этническим составом населения, ремеслами, промыслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной республики (области, края) и района [1]. Во-вторых, необходимость разработки собственной политики в области туризма региона определяется возможностями данной отрасли решить широкий круг социально- экономических проблем. Мировой опыт свидетельствует, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет; улучшить инфраструктуру; обеспечить занятость населения и предотвратить внешнюю миграцию трудоспособного населения; поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечив спрос на товары местных товаропроизводителей; улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. В-третьих, грядущий передел всего мирового экономического пространства несет в себе возможности для занятия российскими туристическими компаниями и целыми регионами (с их уникальным туристическим и рекреационным потенциалом) новых конкурентных позиций. Применительно к туристическому комплексу России это предполагает эволюцию в области законодательства, развитие региональной инфраструктуры, внедрение разнообразных технологий, включая информационные, рекреационные и транспортные, развитие объектов и географии туристических центров, создание сетевого взаимодействия всех участников туристического сектора региона, внедрение новых технологий управления.
Новые технологии управления должны системно воплотиться в региональных стратегиях по созданию и развитию конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров. Несмотря на то, что формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием в России, в некоторых российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия) уже приняты подобные кластерные стратегии. Тема выделения и формирования отраслевых и региональных кластеров и кластерной политики с некоторых пор нашла отражение и в правительственных документах. Так, например, в Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020 г. кластерная политика признана новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии экономических связей [2]. В то же время в мире кластерный подход широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий. Бурное развитие кластерных инициатив во всем мире обусловлено тем, что с начала 1980-х гг. экономическая наука и практика государственного управления за рубежом тесно связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой территориально-отраслевой организации производства [4]. Однако в современной экономической науке исследованы преимущественно промышленно-производственные и научно-технологические кластеры, туристско-рекреационные кластеры, в силу отмеченных выше стремительных изменений в туристической отрасли мировой экономики, нуждается в дальнейшей разработке. Основываясь на принятой методологии кластерного анализа и общих принципах кластерной теории, государство предлагает ряд положений по обоснованию эффективности кластерного подхода к развитию туризма, а также исследуют проблемы и перспективы создания туристско-рекреационного кластера в Южном федеральном округе (ЮФО). При этом под туристическим кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров органов государственной власти и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации. Среди основных достопримечательностей ЮФО, обеспечивающими потребности в туризме и рекреации, можно найти природные комплексы и архитектурные памятники: Астраханский кремль, Самое крупное озеро Европы – Эльтон, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, Археологический музей-заповедник «Танаис», Гуамское ущелье, Майкопский курган, Водопады на Руфабго и Хаджохские столбы, Вознесенский Войсковой Кафедральный собор. Немаловажное значение имеют санаторно-курортные учреждения, расположенные в г. Горячий ключ, г. Лабинск и на Черноморском побережье Краснодарского края [5].
Южный федеральный округ – административное формирование Российской Федерации на юге европейской части России, в состав которого входит Краснодарский край, располагающий целым рядом уникальных рекреационных ресурсов, которые обеспечивают развитие почти всех видов туризма и отдыха. Развитие туризма в Краснодарском крае в этой связи имеет высокие перспективы, так как данная отрасль на Кубани развивается активно, но и имеет огромный потенциал и выгодные инвестиции. Однако раскрыть его без особого внимания и должного финансирования со стороны федерального центра невозможно. В этой связи правительство РФ для развития въездного и внутреннего туризма в целевую программу включило Краснодарский край на период 2011–2018 гг. Для развития туристической области региона было выделено более 1,6 миллиардов рублей. Развитие туризма в Краснодарском крае обеспечивается поддержкой и контролем департаментом комплексного развития курортов и туризма края [3]. Департамент отмечает, что уже проводится работа по развитию отдельных видов туризма – экологического, сельского, этнографического и активных видов туризма.
Перспективным видом туризма является сельский туризм, который на Кубани выражается в организации посещения страусиных ферм, пасек, чайных домиков, организации рыбалки, охоты и винных туров. Организаторы этих форм сельского туризма нашли для себя, куда выгодно вложить деньги.
В последние годы на Кубани стал развиваться этнографический туризм, основной проблемой которого является недостаточное развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктур на месте обустройства этнографических комплексов. Тем не менее, этнографический туризм, как показывает практика, не менее выгодные инвестиции. В настоящее время действуют пять таких комплексов, где можно познакомиться с национальной культурой народов, населяющих Краснодарский край: Анапский район – комплекс «Добродея», Темрюкский район – комплекс «Атамань», Крымский район – комплекс «Кавказские легенды», село Гай-Кодзоре (г. Анапа) – армянский культурный центр «Арин-Берд». В Апшеронском районе организуется посещение «Детской школы искусств народных декоративно-прикладных и казачьих ремесел Кубани», где можно принять участие в изготовлении глиняных изделий [3].
На сегодняшний день в крае на учете находится 122 туристических маршрута имеющих до 130 туристических объекта из числа культурно-исторических ценностей. Происходит возрождение маршрутов, так на территориях Северского, Абинского районов и г. Геленджика действует маршрут «Страницы истории Кубани», а в Туапсинском районе и г. Горячий Ключ – маршрут «Дорогами древних цивилизаций». Активно ведется развитие такого туристического продукта, как туры выходного дня, пользующихся большим спросом в праздничные дни и межсезонье.
Однако пока привлечение большого количества туристов на пешеходные маршруты (до 20 тысяч в сезон) весьма проблематично по причине плохо развитой инфраструктурой маршрутов (например, отсутствие обустроенных турприютов), недостаточности социальной рекламы активного отдыха и конечно, ограниченное число сопутствующих услуг. Надо отметить, что в Краснодарском крае еще далеко не в полной мере используются туристические объекты и ресурсы. Лишь около 30% объектов действительно являются объектами туристического показа. Также к недостаткам развития туризма на Кубани можно отнести должные обучение и подготовку кадров в сфере туризма.
Российская туристская индустрия должна успешно конкурировать на международном туристском рынке, инновационным направлением решения этой проблемы может стать формирование туристских кластеров. Формирования туристского кластера позволяет диагностировать уровень и потенциал территории с точки зрения ведения туристской деятельности, что может служить основой для выработки наиболее оптимальных направлений развития туризма.
Прежде всего, необходимо определить и обосновать географические границы кластера, а также обозначить центры притяжения туристов в его пределах, то есть территории, предлагающие определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание и развлечения и т.д. [4].
Далее необходимо определить границы кластера по средствам анализа пространственного расположения основных транспортных коммуникаций, цепочки населенных пунктов, представляющих интерес для туристов, временных затрат на дорогу, расположения относительно соседствующих стран и регионов, основных поставщиков туристов. Для установления границ туристского кластера необходимо определить расстояние между основными центрами притяжения туристов, которое должно быть оптимальным для перемещения туристов различными видами транспорта, временных затрат потраченных на путь и физиологическими качествами человека по преодолению расстояний.
После определения границ кластера необходимо провести идентификацию туристского потенциала кластера, наличие туристских ресурсов (природно-климатические, социально-экономические, культурно-исторические), в результате оценки туристских ресурсов по качественным характеристикам необходимо сделать выводы об их уникальности, свойствах, географическом размещении, возможностях сочетания. Далее устанавливаются и обосновываются наиболее распространенные виды туризма, являющиеся базой кластера. Развитие туристского кластера должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал. Наиболее значимые для развития туризма виды – будут являться его специализацией.
На следующем этапе определяются туристские продукты кластера, способные удовлетворить многообразные запросы. В рамках данного этапа нужно сформулировать структуру поставщиков специализированных туристских услуг, так как каждый из видов туризма предполагает качественно разный состав поставщиков. Функционирование туристского кластера невозможно при отсутствии или недостаточном уровне развития специализированной туристской инфраструктуры – туристских фирм, поставщиков специализированных туристских услуг, обслуживающих туризм отраслей. По объектам размещение важными являются качественные характеристики, которые будут соответствовать специализации кластера.
Результаты исследования специализированной инфраструктуры способствуют выявлению наиболее значимых элементов для формирования туристского кластера и раскрытия его потенциала, а также дают представление о доступности, уровне, качестве туристских услуг и путей их развития.
В целом, можно сказать, что дальнейший ход, углубление реформ, относящихся к развитию туризма в РФ, приведут к колоссальному подъему национального отдыха. Россия обладает огромным природным потенциалом, и имеет большие возможности в развитии рекреационного бизнеса. Необходимо проводить исследования с помощью кластерного анализа, которые позволят избежать убытков, помогут предвидеть ход событий. Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков. Кроме того, кластерный анализ не имеет ограничений на вид рассматриваемых объектов, и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы. Это имеет большое значение, например, для прогнозирования конъюнктуры, когда показатели имеют разнообразный вид, затрудняющий применение традиционных эконометрических подходов.