Полный текст статьи
Печать

В настоящее время актуальным является анализ недемократических режимов. При этом следует различать такие близкие понятия как  тоталитарный режим и авторитарный режим. Для их различия необходимо провести сравнительный анализ, определив общие и отличительные черты. Особо хотелось бы остановиться на отличительных чертах тоталитаризма, которые отличают данный вид политического режима от иных недемократических.

Одним из основных отличительных черт тоталитаризма является то, что политическая  структура строится вокруг партии - носителя идеологии. Именно эта партия создает тоталитарный режим. Государство становится инструментом правящей партии, его институты становятся главными орудиями осуществления власти идеоло­гической. Государственные органы фактически срастаются с партийными органами и  дублируют их. Партия поглощает государство и становится несущей конструкцией государственной системы власти. В от­личие от тоталитаризма основным эле­ментом политической системы при авто­ритарном режиме выступает государство. Опираясь на гражданскую и военную бю­рократию, оно способствует сохранению абсолютной власти и является решающей политической силой общества [2, с. 62].

При тоталитарном режиме существенно возрастает роль идеологии в жизни общества. Можно отметить, что тоталитарное общество создаёт свою, осо­бенную, самостоятельную и самодостаточную идеологию и культуру, ориентированную на «внутреннего» потребителя, ставящую своей целью поддержание стабильности общества и государства[4, с. 64]. Официальная идеология, существующая в тоталитарном государстве, формируется правящей партией  и становится государственной идеологи­ей. Государство придает официальной идеологии  общеобяза­тельный характер путем законодательной деятельности и обеспечивается государственным принуждением. Официальная идеология прони­кает во все сферы общества, государство действует на основе этой идеологии как во внутренней так и во внешней деятельности. Государственная идеология становится обязательной для всех субъектов права, любые иные взгляды не соответствующие государственной и политической идеологии подвергаются запретам и гонениям. Тоталитарная идеология охватывает все сферы жизнедеятельности и при этом государство и правящая партия ставят своей целью распространение её еще более активно, по отношению ко всем лицам. Благодаря такой идеологии государство видит единственно верное истолкование объективной реаль­ности, объяснение всего существующе­го, на обоснование единственно верного пути в будущее, на воплощение истины в последней инстанции. Тоталитарная идео­логия строится на убеждении в возможности и необходимости переустройства обще­ства. В основе такой идеологии можно видеть веру в ее основные положения и негативное отношение к любой критической оценке постулатов этой идеологии. На основе такой оценки, тоталитарную идеологию можно рассматривать как разновидность  квазирелигии. Тоталитарная идеология нацеливает государство на ее распространение как в рамках общества данного государства, так и ее распространение на территории других государств. Это приводит к агрессивному настрою тоталитарного государства по отношению к другим государствам. Для авторитарного государства не характерно наличие такой  систематизированной государ­ственно-обязательной идеологией. При авто­ритаризме могут существовать некоторые  признаки контролируемого плюра­лизма и даже наличие некоей «полуоппозиции». В авторитарных государствах идеология не такая общеустановленная как в тоталитарных государствах, государство в меньшей степени вмешивается в личную жизнь, однако в ограниченном объеме может диктовать населению обязательные формы поведения и контролировать политическую деятельность в государстве. Авторитарный режим основывается на обычных традиционных ценностях. Он не несет в себе попыток распространять свою идеологию по отношению к другим государствам. По отношению к общественному сознанию граждан  в своем государстве не предпринимает активных действий, отсутствуют задача глубоких изме­нений в общественном сознании [5, с. 472].

Тоталитарный режим, при всей его жесткости, нуждается в поддержке народных масс, его установление осуществляется при их активном участии.  Народ участвует в навязывании тоталитарного режима самому себе. Такой порядок установления тоталитарного режима можно увидеть при анализе установления таких режимов в фашистской Германии и Советского Союзе. Тоталитарные режимы стараются опираться на поддержку массовых партий, которые ранее не входил в состав правящей верхушки. Все это приводит к активному поклонению народом главе государственных партий, формирующих власть в государстве.

 Авторитарный режим  устанавливается вопреки мнению большинства или  без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к поли­тическому руководству страны, остава­ясь в стороне от политического противо­борства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцо­вых», военных переворотов. Авторитарный режим устанавливается путем навязы­вания власти меньшинством большинству. Это приводит к последующему отсутствию массовой народной поддержки авторитарной власти и отсутствию поклонения политическим лидерам власти. Власти стараются при этом опираться на органы принуждения, сформированные в государстве – армию, государственную бюрократию, церковь.

Возникая по утверждению народных масс, тоталитарный режим и в дальнейшем опирается на народную поддержку. Поэтому легитимность его большин­ством общества не оспаривается, так как люди верят в то, что режим действи­тельно представляет их интересы и гото­вы терпеть ради близкой конечной цели временные долговременные трудности. В целом, тоталитаризм является по своей сути системой, в которой населению самого государства запрещено рассуждать о ее недостатках[3, с. 89]. В тоталитарном государстве власть активно демонстрирую единство с народом, заботу о его интересах. Народ активно осуществляет действия поддерживающие тоталитарную власть. Народ и власть здесь едины, во всяком случае, не противостоят друг другу. Тоталитарная власть требует подтверждения поддержки государства и правящей партии, приверженности официальной идеологии. Авторитарный режим возникает в процессе совершения переворотов, в которых не участвуют большие массы населения Поэтому его легитимность большинством, или значи­тельной частью населения ставится под сомнение. В государстве с авторитарным режимом нет поддержки между народом и государством. Иными словами, при автори­таризме народ и политическая власть противостоят друг другу. В государстве с авторитарным режимом не устанавливаются требования об активном выражении поддержки власти и господствующей идеологии, государство требует не проявлять открытое противодействие власти.

Поддерживая тоталитарный режим, народные массы переносят такую поддержку и на лидера государства и правящей партии. Куль личности часто становится частью политической идеологии тоталитарного государства Культ личности формируется вокруг главы государства и главы правящей партии. Государство и партия всесторонне поддерживают такую идеологию. В авторитарном государстве культ личности не формируется, что объясняется наличием определенной политической дистанции между народом и главой государства, политическим лидером государства. Это часто объясняется тем, что население видит в политическом лидере лицо, не обеспечивающее его интересы, что наиболее выгодно правящей верхушке. Тем бо­лее, что господствующая бюрократия не позволит Личности появиться у власти, здесь мы наблюдаем активное вытесне­ние из властных вертикалей ярких и та­лантливых руководителей как возможных конкурентов, в управленческих сферах массово культивируется серость[2, с. 67].

В тоталитарном государстве, фактически, отсутствует гражданское общество, а если оно и существует, то является полностью подчиненным господствующей идеологии. Оно формируется государством и политической партией, являющейся основной в государстве, все это приводит к тому, что гражданское общество существует только номинально.  Все сферы гражданского общества регулиру­ются руководимыми правящей партией государственными структурами. Само­регулирование общественных звеньев и элементов отсутствует. При авторитариз­ме, несмотря на значительную централи­зацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделе­ны, режим интенсивно не вмешивается в жизнь гражданского общества. Государ­ство хотя и следит за ним и держит его под контролем, все же оставляет опреде­ленные условия для саморегулирования, в то же время, не оставляет реальной воз­можности оказывать серьезное воздей­ствие на государство.

При тоталитар­ном режиме осуществлялся контроль за всем населением. Специальные институты контроля вос­принимаются не как аппарат власти, а как инструменты самого Народа, выполняю­щие его волю. Авторитаризм ослабляет контроль над массой и личностью, предо­ставляя последней известную автономию и возможность выбора. Контролирующие функции возлагаются  на специально создаваемые для этого органы.

Важным признаком тоталитаризма является наличие тотального контроля, что и обеспечивает ему соответствующее название. Носители тоталитарной власти  присваивают себе права контролировать любую сферу деятельности общества и государства, вмешивать в любую жизнедеятельность субъектов права. Тоталитаризм обеспечивает  нерасчлененно­сть сфер общественной власти. Государство старается контролировать духов­ную, политическую и экономическую сферы жизни. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обе­спечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является центра­лизованное и целенаправленное вмеша­тельство государства во все сферы жизне­деятельности[2, с. 70]. Все это приводит к исчезновению гражданского общества как отдельного элемента и оно становится неотъемлемой частью политической системы, в какой-то степенью частью государственного аппарата. В разряд политических понятий переходят все неполитические сферы, которые существуют в государстве, или их большая часть. Государство господствует во всех сферах, в отдельных случаях, даже личных, бытовых, не имеющих государственно-правовых составляющих.

Авторитарная же система, обеспечивая любым путем политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкурен­ции, не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связанны с политикой. Относительно независимы­ми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарный режим построен по принципу «разрешено все, кроме полити­ки». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Вы­деляется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой - это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т. п. Таким образом, авторитарные режимы довольствуются политическим контролем над обществом.

При тоталитарном режиме власть строится с учетом  опоры на массовую поддержку народа и широкое общественно-политическое движение, стремится каждого человека включить в активную политическую де­ятельность, используя всю энергию наро­да в своих целях. Поэтому тоталитарному режиму свойственна сильная политиза­ция общественной жизни. Политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматри­вается как большое зло. Авторитаризм, напротив, не имея подобной базы и со­ответствующего движения, препятствует активной самостоятельной политической деятельности масс, видя в ней угрозу для себя. Поэтому авторитаризму свойстве­нен абсентеизм (от латинского «абсентис» - отсутствующий), т.е. уклонение граждан от активного участия в полити­ке. В тоталитарном государстве с ранне­го возраста оглушаемый пропагандой и манипулированием через СМИ, систему образования и воспитания человек ото­ждествляет себя с государством и высту­пает субъектом (хотя на самом деле субъ­ектом политики является только лидер партии и государства), а в авторитарном - государство противостоит человеку и он является объектом политической власти.

Тоталитарный режим использует особые методы осуществления власти, эти методы не используются не при каком другом политическом режиме. Государство может осуществлять насильственные действия как по отношению к отдельным слоям своего населения, так и в отношении других субъектов, не признающих официальную идеологию государства. представляет собой открытую террори­стическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся единственным средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Политический плюрализм при таком типе режима отсутствует, основными мето­дами, используемыми государственной властью для управления обществом, являются методы террора, принуждения, насилия, репрессий[1, с 12]. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Репрессивный аппарат работает очень активно, пресекая любые попытки критично взглянуть на официальную идеологию. В тоталитарном государстве не допускаются не только публичные выступления с критикой государства, отдельных его элементов или правящей партии, но и подвергаются гонению любые обсуждения этих вопросов в не русла главенствующей идеологии. Массовые репрессии обруши­ваются не только на подлинных против­ников режима, но и на вполне лояльным гражданам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности - террор и страх используются не только как ин­струмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых вра­гов и противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном ис­пользуются против бесспорных против­ников режима. При авторитарном режиме не практикуются массовые репрессии, а в случае использования носят ограничен­ный характер.

При тоталитаризме, вследствие от­сутствия гражданского общества, все со­циальные сферы регулируются по иден­тичным нормам, место саморегулирова­ния занимает проблема выживания через активную демонстрацию лояльности. В авторитарном государстве политическая власть довольно произвольно относится к законам в политической сфере, но в граж­данском обществе не претендует на отме­ну его регуляторов: например, религиоз­ные и национальные традиции и обычаи функционируют относительно свободно. Тоталитарное государство, как правило не имеет активных конфликтов с религиозными конфессиями, присутствующими на их территории, но при этом религиозные деятели должны признавать действующую власть и не отрицать ее. Ограничение свободы в условиях автори­тарного режима носит разрешительный характер: четко определенны запреты, но их пределами фактически остается право на свободное усмотрение. Ограничения касаются, прежде всего, политической сферы, политических прав, но не соци­ально-экономических и личных. В непо­литических сферах допускается опреде­ленная степень свободы.

При тоталитаризме происходит насильственное установле­ние однопартийной системы или единов­ластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное под­чинение тоталитарной партии. В тоталитарном государстве полностью запрещается любая оппозиция. Режим не признает права меньшинства выра­жать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, унич­тожает ее физически. Авторитаризм - это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппо­зиция в урезанном, усеченном виде.

При авторитарном режиме власть осуществляется относительно уз­кой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэто­му он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в слу­чае, если он не отвечает интересам какой- либо социальной группы. При тоталита­ризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независимым от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. В случае возникновения противоречий (даже возможности тако­вых) лидер напрямую обращается к наро­ду и от него получает санкцию на распра­ву с появившимися соперниками, как вра­гами народа. Для тоталитарного режима характерна абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства [2, с. 72].

Тоталитарное государство устанавливает жесткий контроль над собственностью. Основная собственность находится в государственных руках и распределяется государственными органами. Тоталитарный режим распространяет свой контроль на всю сферу экономики, для авторитаризма такой жесткий контроль не характерен, могут присутствовать элементы рыночной экономики. 

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что тоталитарный режим является особой разновидностью недемократических политических режимов. Он обладает рядом отличительных признаков, которые дают возможность выделить его из числа других недемократических режимов, и в первую очередь, отличать от авторитарного политического режима.