Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы смысложизненных ориентаций обусловлена прежде всего методологическим значением категории смысла жизни для психологического, философского, социологического анализа как группового сознания различных социальных групп, так и сознания отдельной личности.

Проблема осмысленности жизни на протяжении многих лет находится в центре внимания как в работах отечественных психологов (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Е. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, К.В. Субботский и др.), так и в работах крупнейших представителей западной гуманистической психологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, К. Роджерс, Ж.П. Сартр, В. Франки, М. Хайдеггер, И. Ялом и др.).

Учёные различных гуманитарных наук констатируют кризис социальной и экономической систем, а также кризис сознания, который можно квалифицировать как утерю смыслов жизни, экзистенциальный вакуум. Разрушение прежних идеалов, ценностных ориентаций, а также социальное расслоение общества ведут к потере смысловой направленности у населения, к разрушению чувства общности, кризису идентичности. При этом человек не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним должна быть перспектива более отдаленных идеальных целей, задающих перспективу всей его жизни [1]. Отсюда проистекает особое  значение для человека смыслов жизни. Разрешение этих проблем объективно требует научного осмысления категории смысла жизни как одного из интегрирующих факторов существования отдельной личности и социальных групп.

Важное значение в развитии ценностно-смысловой сферы имеют переходные периоды онтогенеза. В различные возрастные периоды происходит изменение ценностей и смыслов человека, в связи с чем изучение условий и закономерностей развития ценностно-смысловой сферы на разных возрастных этапах развития является актуальным.

Не менее важной является и проблема осмысленности жизни студенческой молодежи. (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, В.Н. Ядов и др.)

Проблема смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте получила достаточное освещение в ряде работ (Н.Л. Карловой, В.Т. Лисовского, В.Э. Чудновского, и др.), отражающих различные стороны этого комплексного процесса.

Смысл жизни как глубинная, динамическая смысловая структура наиболее полно отражает тенденции личностных изменений юношей, наличие же смысложизненных ориентаций является важнейшим фактором психологической безопасности, влияющим на дальнейшее развитие личности и потенциал возможного будущего [2]. В исследованиях отечественных психологов П.Н. Колотинского и Н.А. Рыбникова изучались жизненные цели молодежи, что раскрыло основные жизненные позиции, доминирующее настроение.

Изучение особенностей развития смыслов жизни в этот возрастной период открывает также новые возможности и для решения задач по оказанию психологической помощи в том числе и по более комфортной адаптации человека к видоизменяющемуся социуму.

Целью данной работы является выявление особенностей смысложизненных ориентаций студентов, причин низкой и высокой сформированности целей процесса и результата жизни, а так же коррекция и фасилитация смысложизненных ориентаций в наиболее комфортных для испытуемых условиях.

Предметом исследования является процесс коррекции и фасилитации смысложизненных ориентаций студентов ВятГУ. Объект исследования – смысложизненные ориентации.

Немаловажным фактором работы со смысложизненными ориентациями юношей является подбор наиболее подходящих форм и методов. Проанализировав литературные источники по проблеме, для работы со смысложизненными ориентациями, нами были выбраны следующие формы работы: психологическая коррекция и фасилитация.

Исходя из предыдущих особенностей работы в стрессовых ситуациях коррекция и фасилитация смысложизненных ориентаций должна проходить в наиболее комфортных условиях. Вследствие этого были выбраны методы арт-терапии, как всесторонне воздействующие и достаточно многообразные в своих проявлениях. В отличие от других методов психологической работы, занятия арт-терапией в значительной степени носят спонтанный характер и направлены не только на результат, но и на сам творческий процесс.

Как известно, смысл жизни индивидуален, уникален, но «истинность» его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Содержательно смысл жизни чаще всего в трудах ученых предстает как творческий вклад, служение общему делу, связан с постановкой духовных и культурных целей, соответствием образа человека в культуре (Б.С. Братусь) [3]. Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (транцендированием себя). Он обеспечивает нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата его может иметь трагические последствия. Несовпадение личностного смысла с коллективными смыслами - причина отклоняющегося поведения (наркомании, алкоголизма и др.), неврозов (А. Адлер, В. Франкл), потери душевного здоровья (К. Юнг), личностной ущербности (Б.С. Братусь). По терминологии А. Адлера, это «ложный смысл». Именно поэтому приоритетной формой работы стала именно групповая.

В связи с этим особое внимание мы обратили на фасилитацию так как это форма групповой работы используется для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности, используемая для повышения скорости и продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Нами было проведено исследование на базе Вятского Государственного университета, в исследовании приняли участие 150 студентов первого курса университета, основной диагностической методикой была методика Д.А. Леонтьева СЖО [4]. Кроме того нами были проведены следующие диагностические методики: САТ (Э. Шострома), ЦСР (А.А. Карманова), а так же эксперементальная методика исследования системы жизненных смыслов, основанная на методике предельных смыслов Д.А. Леонтьева [5], а так же классификации П. Иберсола (Ю.В. Котляков).

 Результатом данной работы должно быть повышение уровня сформированность смысложизненных ориентаций студентов на коррекционных занятиях с использованием методов арт-терапии, адаптация студентов к новым условиям учебного заведения, а так же развитие способности приспосабливаться к любой другой изменяющейся среде соответственно своим смысложизненным ориентациям. Содержание занятий формируется в зависимости  от предыдущего уровня сформированности смысложизненных ориентаций, а так же активности в процессе занятий (выполнение групповых и домашних заданий). Кроме того в занятиях используются категории смыслов имеющие личное значение для студентов.

В результате анализа полученных нами данных по методике СЖО выяснилось, что у каждого 4го студента низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций.

Не смотря на достаточно высокий процент количества испытуемых со средними показателями (60%), стоит обратить внимание на тот факт, что при общем среднем уровне сформированности смысложизненных ориентаций по всем показателям, отдельные показатели занижены. Из общего объёма испытуемых со средним показателем сформированности смысложизненных ориентаций в целом по методике у 15% испытуемых был выявлен заниженный уровекнь показателя «цели жизни», у 8% испытуемых занижены результаты по показателю «процесс жизни», а у 15% от общего числа испытуемых был занижен показатель «результат жизни».

Исходя из представленных выше результатов можно сделать вывод, что у 63% испытуемых занижен хотя бы один из основных показателей смысложизненных ориентаций.

В результате проведённого нами анализа полученных данных по методике CАТ (а именно интересующих нас в исследовании смысложизненных ориентаций шкал SAV, Ex, S, Sa, Cog, Cr, Тс, I). Результаты по шкалам представлены отдельно, так как нам было важно не столько общее представление, сколько результаты каждой шкалы в отдельности.

Вследствие этого были выделены шкалы: компетентности во времени, ценностные ориентации, самопринятия и креативности. Именно по этим шкалам наблюдалось большее число низких результатов. А именно по шкале компетентности во времени низкие показатели представлены в 35% случаев, низкие результаты по шкале ценностные ориентации у 30% опрошенных, по шкале самопринятия низкий показатель выявлен у 15%, а по шкале креативности у 20% студентов. Низкий уровень по данным показателям означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути, свидетельствует о низкой степени разделения ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, а так же о непринятии человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Данные результаты, впоследствии, были учтены в коррекционной программе.

По результатам проведения методики ЦСР мы выяснили, что у 12% занижен уровень сформированности целей, у 10% низкий уровень осознания наличия ресурсов, а как следствие и их использования, кроме того у 17% опрошенных выявлен низкий уровень понимания адекватности результата. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что почти у каждого 4го испытуемого существуют затруднения относительно важных критериев формирующих смысложизненные ориентации.

Кроме того нами была проведена экспериментальная методика системы жизненных смыслов [5] результаты которой свидетельствовали о тех категориях смыслов, которые интересуют современных студентов посредством составления иерархии смыслов. Результаты, полученные нами представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Рейтинг категорий жизненных смыслов

 

По данной выборке большее количество студентов выбрали экзистенциальные смыслы, как самые важные в личной иерархии смыслов, что свидетельствует о том, что проблема смысложизненных ориентаций является актуальной для современной молодёжи, вторую по значению позицию в иерархии заняли категория «семья», третьей категорией стали смыслы самореализации. Четвёртой категорией стали геоденические смыслы основанные на потребности человека получать удовольствие от жизни, быть счастливым, наслаждаться всем разнообразием доступных человеку эмоций и ощущений. Пятой категорией смыслов стали коммуникативные смыслы, шестой когнетивные, седьмой альтруистические, восьмой статусные. В соответствии с полученными результатами нами была составлена система тренинговых занятий, необходимых для оптимального решения проблемы смысложизненных ориентаций студентов.

В своей деятельности личность встречается с противоречиями, разрешая которые неизбежно попадает в ситуацию стресса. Другими словами, стресс - это неизбежный спутник человека, ищущего смысл. Однако человек не всегда способен справиться со стрессом.

В современной психологии выработаны различные способы профилактики и преодоления нежелательных проявлений стрессового напряжения. Обобщая существующий материал, авторы выделяют следующие направления практической работы со стрессами на разных уровнях: телесный, образный, когнитивный, личностный [6].

Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации, устанавливает наиболее комфортную атмосферу занятия, поэтому, на наш взгляд является наиболее приемлемой для использования в работе со смысложизненными ориентациями [7]. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что работа проводится с неосознаваемым для испытуемого, материалом открывая «путь» в бессознательное. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, смыслами жизни, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами. В этом отношении юношеский возраст является особенно чувствительным к формированию ценностей и смыслов, поскольку именно в этот период происходит становление мировоззренческих ориентиров и собственной жизненной позиции, понимания себя, своих потребностей, уникальности, направления дальнейших жизненных устремлений, определения нравственных и духовных ориентиров. Смысл жизни как глубинная, динамическая смысловая структура наиболее полно отражает тенденции личностных изменений юношей, наличие же смысложизненных ориентаций является важнейшим фактором психологической безопасности, влияющих на дальнейшее развитие личности и потенциал возможного будущего.

Так как данная работа, исходя из полученных нами данных, является необходимой и направлена на более уязвимые показатели смысложизненных ориентаций: коррекцию целей, процесса и результата жизни испытуемых, нами были определены следующие методы: арт-терапия (рисуночные методы), библеотерапия (написание писем, белых стихов), сказкатерапия (анализ сказки из детства, самостоятельное составление сказок), пескотерапия, драматерапия, работа с личными мандалами. Для индивидуальной работы нами была разработана тетрадь в целях определения и понимания смыслов жизни каждого участника экспериментальной группы. Основной формой групповой работы стала фасилитация.