Полный текст статьи
Печать

После присоединения России к Болонскому процессу и последовавшем с 2011 года переходе на двухуровневую систему высшего образования были сокращены сроки обучения для получения квалификации «бакалавр» и, соответственно, количество учебных часов выделяемых на изучение конкретных дисциплин. Это предъявило повышенные требования к интенсификации аудиторных занятий и повышению информационной насыщенности самостоятельной работы студентов. В связи с этим большинство ВУЗов перешло к использованию в процессе обучения электронных образовательных программ.

В результате сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, каждый ВУЗ самостоятельно определяет соотношение традиционных и инновационных форм обучения, а с другой стороны, мнение студентов при этом не учитывается. Считается, что если абитуриент выбрал для получения образования данный ВУЗ, то он согласен на все эксперименты, проводимые администрацией и преподавателями института. В оправдание сложившейся ситуации, руководители ВУЗов, как правило голословно, заявляют о высокой эффективности выбранных ими методов образования. В то время как, объективно существующая неопределенность в нахождении оптимального соотношения различных образовательных технологий может самым негативным образом отражаться на качестве получаемых студентами знаний и навыков.

Для изучения влияния электронных технологий обучения на эффективность образовательных процессов и определение оптимального соотношения различных образовательных технологий авторами было проведено исследование студентов ярославских вузов методами социологического опроса и математико-статистического моделирования.

Сбор информации осуществлялся c помощью анкетирования. Анкета состояла из открытых вопросов. Всего было опрошено 200 респондентов.

Генеральной совокупностью данного исследования являлись учащиеся высших учебных заведений города Ярославля. Репрезентативность выборки определяется тем, что в ней представлены студенты, обучающиеся в вузах разного статуса, направлений и правовых форм организации. Допустимое отклонение от базовых характеристик генеральной совокупности находилось в пределах 5%.

Выбранные вузы являлись представителями учебных заведений с различными формами обучения:

1)  традиционное (обучение под непосредственном руководстве и при постоянном личном общении обучающихся с преподавателем);

2)  дистанционное (современная форма образовательного процесса с использованием интернет-технологий);

3)  смешанное обучение (обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, on-line электронное обучение и самообучение).

В качестве единицы выборки выступал отдельный студент. В социологическом исследовании использовалась одноступенчатая выборка.

Получившаяся выборка представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Обследуемая выборка

ВУЗ

Количество респондентов

Дистанционное обучение

50

Смешанное обучение

50

Традиционное обучение

100

 

Основным методом сбора первичной информации явилось персональное анкетирование. Анкета, составленная для опроса, была стандартизированной, то есть все вопросы в ней были закрытыми[1].Обработка полученных результатов проводилось с использованием математико-статистических методов.

В данной работе представлены результаты экспериментального исследования эффективности обучения студентов в вузе при преподавании предметов математического цикла с использованием электронных технологий.

Наше исследование состояло из 2 этапов.

На первом этапе осуществлялось выделение общеметодологических и теоретических основ проблемы в результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы, проводился констатирующий эксперимент.

На подготовительном этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

-     выбор экспериментальных групп для проведения исследования;

-     разработка тестов для проведения эксперимента.

Проведенный констатирующий эксперимент ставил перед собой следующие задачи: определение уровня знаний студентов вузов г. Ярославля по дисциплинам математического цикла и оценка эффективности использования информационно-компьютерных технологий.

На втором этапе проводился формирующий эксперимент с целью проверки эффективности и корректировки использования электронного обучения при обучении студентов дисциплинам математического цикла, обработка и систематизация эмпирических данных, в том числе с использованием корреляционного анализа, сделаны выводы [2].

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Определена устойчивая связь между занятостью студентов и выбором вуза по форме обучения. Студенты, имеющие постоянное место работы предпочитают учебные заведения с дистанционной или смешанной формой обучения, что позволяет им рационально планировать время на учебу. Этот тезис подтверждается исследованием удовлетворенности студентов количеством времени, отводимым на подготовку к занятиям. Больше всего не хватает времени для учебы студентам вуза с традиционными методами обучения (34%).

Таблица 2. Связь между выбором вуза (формой обучения: традиционная, смешанная, дистанционная) и наличием работы у респондента

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Студент имеет постоянную работу

7

5

19

31

Студент имеет временную работу

7

6

3

16

Студент работает от случая к случаю

17

14

9

40

Студент не работает

69

25

19

113

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,37 (связь умеренная).

 

Таблица 3. Связь между выбором вуза и тем, хватает ли студенту времени для подготовки к учебным занятиям

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Времени хватает полностью

16

13

4

33

Времени хватает в большей степени

50

27

33

110

Времени хватает в меньшей степени

19

9

9

37

Времени не хватает

15

1

4

20

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,242 (связь ближе к умеренной).

 

Несмотря на то, что замечен определенный рост интереса к информационной насыщенности учебного контента, большинство студентов заинтересованы в удобной форме подачи материала. А это означает, что учащиеся уверены в необходимости наличия преподавателя, способного представить информационный массив в понятном, доступном виде.

Таблица 4. Связь между выбором вуза и тем, что для студента является наиболее важным: информационная насыщенность или форма подачи учебного материала

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Информационность

18

13

20

51

Удобная форма подачи материала

82

37

30

149

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,202 (связь слабая).

Высокая связь была установлена между выбором вуза по форме обучения и наиболее оптимальным на взгляд студентов, соотношением традиционных и электронных форм обучения. Вполне закономерно за преобладание электронных форм в большинстве своем высказались студенты, обучающиеся дистанционно. Студенты вузов с преобладанием традиционного обучения отдают предпочтение классическим видам занятий. При этом наиболее предпочтительное для студентов соотношение составляет 70% классических к 30% электронных форм обучения. Показательно, что данная пропорция полностью совпадает с количеством часов, отведенных на аудиторные и дистанционные занятия в ВУЗе со смешанной формой обучения.

Таблица 5. Связь между выбором вуза и уровнем владения компьютерными технологиями

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Начинающий пользователь

8

2

5

15

Пользователь среднего уровня

57

21

21

99

Уверенный пользователь

30

20

17

67

Опытный пользователь

4

6

5

15

Специалист

1

1

2

4

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,212 (связь слабая).

Уровень владения компьютерными технологиями фактически не влияет на выбор формы обучения. Исследование показало наличие лишь слабой связи между этими критериями.

Вполне закономерно проявились умеренные связи в определении выбора формы обучения в зависимости от формы контроля знаний, доверия к преподавателю и отношения к наиболее значимым сторонам студенческой жизни.

Таблица 6. Связь между выбором вуза и предпочтением формы контроля знаний студента

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Устный опрос преподавателем

23

14

11

48

Письменный ответ студента

30

10

4

44

Тестирование на компьютере

21

17

32

70

Написание рефератов

26

9

3

38

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,374 (связь умеренная).

Как видно из приведенных результатов студенты дистанционного вуза предпочитают отчитываться в форме компьютерного тестирования (64%), как и учащиеся вуза со смешанной формой обучения (34%). Хотя последние лидируют по предпочтению устных ответов (28%) Студенты классического вуза более склонны к устным (23%) и письменным (30%) ответам и написанию рефератов (26%).

Таблица 7. Связь между выбором вуза и тем, доверяет ли студент преподавателем как источникам информации

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Доверяю полностью

21

6

19

46

Доверяю в основном

70

32

24

126

Доверяю частично

9

12

7

28

Не доверяю

0

0

0

0

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,27 (связь умеренная).

Конечно же ответы на данный вопрос во многом несут субъективную окраску и связаны с личностями конкретных педагогов, их методическим мастерством и человеческими качествами. Более того, работая в электронной среде, учащиеся чаще всего могут общаться с преподавателями лишь опосредованно, через коммуникационные системы, часто не видя и не слыша его. Возможно поэтому прослеживается определенная закономерность в том, что большего доверия у студентов заслуживают те преподаватели, с которыми они вступают в непосредственный рабочий контакт.

Таблица 8. Связь между выбором вуза и тем, что является наиболее значимым для студента при обучении в вузе

 

традиционная

смешанная

дистанционная

Сумма

Получение знаний

66

24

44

134

Общение со сверстниками

27

17

1

45

Участие в общественной жизни

5

5

0

10

Решение жизненных проблем

2

4

5

11

Сумма

100

50

50

200

Коэффициент корреляции – 0,355 (связь умеренная).

В данном случае наблюдается прямая зависимость выбора учебного заведения от жизненных целей обучающегося. Дистанционную форму обучения выбирают те студенты, которые стремятся, прежде всего, к получению образования, в том числе и для решения своих жизненных проблем и не нуждающиеся в общении со сверстниками и участии в общественной жизни. 

* * *

Современные учащиеся молодые люди – поколение, абсолютно адаптированное к получению информации через электронные носители.То, что еще несколько лет назад было исключением из правил для них является нормой жизни. Учитывая стремительный рост информационного потока, необходимого для усвоения современному человеку требует изменения и сама система процесса генерации и передачи знаний. Электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту проблему.

И хотя в педагогической среде не прекращаются споры о достоинствах и недостатках электронного образования, дистанционные образовательные технологии нашли своего потребителя и востребованы в России. Использование электронных технологий в высшем учебном заведении сегодня оправдано необходимостью существенной интенсификации процесса обучения.

Исследования показали, что особенно эффективно используется электронная технология в тех случаях, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер или описывает способы практических действий. Другими словами, легко усваивается и не требует серьезного умственного напряжения.

Кроме того, достаточно эффективно электронное обучение может применяться с целью обеспечения контроля за степенью усвоения учебного материала. Хотя пока остается нерешенной до конца проблема определения достоверности проделанной работы и, соответственно, надежности полученных результатов.

Важность роли преподавателя, как источника и проводника знаний остается неизменной. Исследование в очередной раз показало, что молодое поколение заинтересованно в наличие компетентного посредника в процессе превращения информационного массива в твердые знания, навыки и умения.

Сегодня все существующие формы образование имеют статус равноправных и взаимосвязанных направлений. Их взаимное дополнение осуществляется в условиях широкого развития информационно-коммуникационных технологий. Поэтому наиболее предпочтительна, на наш взгляд, ситуация, при которой электронные формы обучения гармонично вписываются в традиционное образование, дополняет и совершенствует его, но, отнюдь не выступает в качестве альтернативы.