Полный текст статьи
Печать

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д.Ричардсон, 1997).

Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басе, Берковиц и др.).

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе -важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

Проблема заключается в необходимости развития адекватных задач ,методов диагностики, коррекции и профилактики детской агрессивности, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемной также является и задача разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а также - преодолеть и предупредить асоциальные тенденции в поведении детей.

В кратком психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского  говорится, что слово “агрессия” произошло от латинского aggredi – нападать. Это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение человека или группы людей.

Н. И. Шевандрин в своей книге “Социальная психология в образовании” пишет, что агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам выпадения (одушевленным и неодушевленным), причиняющим физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.

Петровский А. В. и Ярошевский М. Г. добавляют к своему определению агрессии то, что ее объединяют такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.

     Реан А.А. определяют агрессию как  любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения .

      Иногда агрессию рассматривают как модель поведения.        Термин “агрессия” часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; с мотивами – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы несомненно играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является обязательным условием нападения на других;  агрессия разворачивается как в состояние полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Так определяют агрессию Р. Бэрон и Д. Ричардсон .  Д. Майерс считает, что агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психологической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения .

      Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

       Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

      Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах .

      Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.     Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

     Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности .

      Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений, с целью предупреждения агрессивного поведения ребенка.  Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

 - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

 - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

 - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

  - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

 - взаимосвязь разных форм работы с родителями;

 - одновременное влияние на родителей и детей;

 - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы .

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

- содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

- довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

 

        При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации агрессии.

        Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание уделяя неблагополучным семьям. При ознакомлении с игровой деятельностью ребенка дома можно уделить внимание следующим вопросам:

- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;

- размещение игрушек, их состояние;

- что побуждает родителей покупать игрушки;

- любимые игрушки ребенка, какими игрушками  ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители;

- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;

- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).

 

     При выявлении характера трудового воспитания  социальный педагог выясняет:

- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;

- как дети выполняют эти обязанности;

- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;

- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

- интерес ребенка к отдельным видам труда.

 

Для профилактики агрессивного поведения дошкольника, возможно в условиях детского сада проводить ряд социально-педагогических мероприятий совместно с психологом, социальным педагогом, воспитателем. В процессе такой деятельности используется комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмпатии, повышение самооценки, преодоление внутренней изоляции.

        Таким образом, возможно выделить два основных направления профилактики агрессивного поведения дошкольника;

 

- работа с родителями, которая является наиболее значимой;

-работа с детьми в условиях игровой деятельности детского сада.

 

Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:

  • информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;
  • обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой  в изучение особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях.