Полный текст статьи
Печать

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к реализации современной модели дошкольного образования путем повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития, определили новые подходы к содержанию дошкольного образования. В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности, в рамках новых ФГОС нашел подтверждение  в основной образовательной программе дошкольного образования. В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  дошкольного образования выделяют «Художественное творчество», которое формирует культуру личности ребенка, его развития и способности, развивает познавательные интересы в совместной изобразительной и конструктивной деятельности. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе, должны «пронизывать» учебно-воспитательный процесс, выходя в более углубленную работу художественно-эстетической направленности. Они предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). Все выделенные  в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства.Но, пожалуй, именно область «  Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет  все области и интегрирует их  в воспитательно – образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения , творческого начала. Обобщенных способов создания изображения, без чего невозможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных  и сенсомоторных способностей.(Комарова Т.С.-стр.5-сборник статей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»-2015 г.»)Программные требования (программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) к организации художественно-эстетического развития дошкольников подчинены обыгрыванию народных игрушек и пред­меты промыслов: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, живот­ные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисе­ром, аппликацией одежда; расписная посуда; мебель). Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квад­раты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы живот­ных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п.) и человека (барышни, нянь­ки). «Изобразительная деятельность» – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд, при этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон,  искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Приобщение детей к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъектной пози­ции (позиции субъекта творческой деятельности «Я — творец») и в опреде­ленном смысле формирование основ «эстетической картины мира» (Р. М. Чумичева) и эстетического отношения к действительности.

Уже к старшему дошкольному возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям самостоятельно намечать замысел, отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить в ней собственные чувства, переживания. Дети  способны предварительно рассказать о сюже­те будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, на­метить средства выразительности, которые позволят наиболее полно рас­крыть художественный образ. Освоенные изобразительные техники позво­ляют создавать интересные выразительные работы, более детализирован­ные и оригинальные образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных, найти свой способ создания изображения. В процессе художественно-творческого развития и воспитания детей тес­но интегрированы три взаимосвязанных «объекта познания» — «мир искус­ства» (с его особым образным языком), «мир красоты» окружающей дей­ствительности (природы, предметного, социального окружения) и «мир соб­ственного творчества». Ребенок осваивает своего рода параллель — красо­ту мира и его отражение в художественном образе. При этом он отражает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и часто использует для этого «подсмотренные» в художественных произве­дениях «секреты», выбор методов художественно-творческого развития детей, — соотноше­ние «обучения (обученности, технике рисунка)» и творчества. В дошколь­ном возрасте «качественный» рисунок (разработан­ный, «правильный» с точки зрения используемых средств выразительности) не всегда можно оценить как «творческий». И наоборот: часто работы инте­ресные, оригинальные по замыслу проигрывают по «правильности» и «технике». Данный аспект — частный случай извечной проблемы соотношения «исполнительства» и «творчества» — находит отражение в формулиров­ках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества».

Дошкольники начинают проявлять инициативу, самостоя­тельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприя­тия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эсте­тической деятельности. В 6-7 летнем возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Через обученность, которую дети  получают в дошкольном учреждении, познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды воспитателя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.

Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников, а затем детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации и кон­структивные постройки, по своей инициативе экспериментируют с изобра­зительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности. Проявляются индивидуальные предпочте­ния в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах искусства, предметах и образах. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении доста­точно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических уме­ний позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы, планировать деятельность и создавать изображения в доста­точно сложных техниках (граттаж, кляксография, монотипия, ниткография, ажурная аппликация, элементы квиллинга, коллаж, конструирование из при­родного материала). В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребёнка с культурой расссматривается как смысловое общение с опорой на художественный язык разных видов искусства. Основополагающими смыслами  и ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм,правдолюбие, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.(Лыкова И.А. Статья  «Современный ребёнок и культура»,стр.17.-2015г.» ).

Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет старшим дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении, пояснять использование средств вырази­тельности, эстетически оценивать изображение, высказывать собственные предпочтения, ассоциации, собственное понимание художественного обра­за, настроения произведения. «Подсмотренные» в произведениях искусства приемы, способы создания изображения дети 6—7 лет начинают переносить в свои работы, а также  понимают ценность произведений изобрази­тельного искусства. Появляются собственные творческие увлечения — коллекционирование, рукоделие.

Наличие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. С дошкольного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  в своих работах отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «...одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и  воли».

На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание - это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению. Одним из таких факторов способствующих развитию личности является эстетизация среды. Главная задача эстетизации среды сводится к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта. А.С. Макаренко утверждал «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы». По утверждению В.А. Сухомлинского  «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе», Эстетика поведения и внешнего облика, – не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность воспитателя. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в дошкольном образовательном учреждении. Действующая в дошкольном образовательном учреждении программа по «Художественному творчеству» в подготовительной группе  предусматривает занятия декоративно-прикладным искусством как одним из факторов эстетического воспитания детей. В программе выделяются четыре основных вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.

           Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения детьми творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Дети знакомятся с произведениями  народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., т. е. дошкольники начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей еще в младшем  дошкольном возрасте. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни», так как  именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено дошкольником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетических чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы. «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь изобразительное искусство – это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

                   Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.