Рассматривая особенности развития системы образования в настоящее время, необходимо подчеркнуть, что первостепенными являются задачи создания необходимых условий, способствующих полноценному развитию личности каждого ребенка, учитывая его психофизиологические особенности, способности, возможности.
Личностно-ориентированный подход подразумевает создание оптимальных условий для воспитания и обучения каждого ребенка, а также возможность и необходимость формирования социально-образовательной среды, включающей различные типы образовательных учреждений.
Затрагивая тему инклюзивного образования необходимо отметить, что его главным отличием от стандартного, специального и интегрированного образования является адаптация системы к потребностям ребенка.
В настоящее время помимо того, что наше общество еще не готово к тому, чтобы с достаточным пониманием относиться к людям, имеющим какой-либо физический или психический недостаток, идея осуществления инклюзивного образования недостаточно разработана. В ходе практической деятельности возникает намного больше вопросов, чем ответов.
Работая в 2012-2015 годах на группах «Особый ребенок» и проводя тренинговые занятия с родителями, часто приходилось касаться темы нетерпимости и непонимания со стороны других людей тех проблем, которые испытывает ребенок, имеющий особенности в развитии, при поездках в транспорте, посещении поликлиники или магазина. Со стороны других людей это часто выражалось в форме назиданий относительно неумения воспитывать своего ребенка, колких замечаний, агрессивных высказываний. Подобное отношение со стороны окружающего социума подчеркивает отсутствие правильного видения ситуации, которая происходит. Учитывая тот стрессовый фактор, в котором находится семья, имеющая ребенка с нарушением в развитии, все это только усугубляет непростое положение. Таким образом, родителю необходимо иметь двойной запас терпения и выдержки, которого бы хватило как на ребенка, так и на окружающих взрослых, не особенно задумывающихся над своими высказываниями, за которыми очень часто стоит не только непонимание, но и страх, порождающий агрессию.
При проведении работы с родителями, имеющими детей с особенностями в развитии, четко определялись главные проблемные вопросы, которые возникают у родителей – это:
1) отсутствие достаточно полной информации о том, что происходит с ребенком, какие именно проблемы он испытывает;
2) невозможность и неготовность родителя в полной мере принять ту информацию, которая касается проблем, связанных со здоровьем и развитием их ребенка;
3) страх перед проведением медикаментозной терапии, из-за наличия побочных эффектов;
4) незнание того, как необходимо организовывать и проводить занятия с ребенком в домашних условиях. Какие ближайшие задачи и цели необходимо ставить перед ребенком и добиваться совместными усилиями;
5) как помогать ребенку адаптироваться к социальному окружению, вступать и поддерживать контакт с другими детьми;
6) как реагировать на различные высказывания других людей по отношению к своему ребенку, чтобы при этом никого не травмировать?
Данный спектр проблем обозначил круг задач и вопросов, которые рассматривались при проведении тренинговых занятий с родителями в русле родительской гостиной. Подготовка и просмотр презентаций, соответствующий подбор практических упражнений и заданий для родителей были направлены на существующий с их стороны запрос. Родители неоднократно подчеркивали необходимость и актуальность данного вида работы, выражая свое положительное отношение. При этом для тех родителей, кому в первую очередь актуальны индивидуальные консультации, работа была организована в соответствии с их пожеланиями.
Е.А. Савина, О.Б. Чарова описывают четыре стадии, которые проходят родители, преодолевая, так называемый родительский стресс при рождении ребенка с нарушением интеллекта:
1) эмоциональная дезорганизация, когда информация о том, что ребенок имеет нарушение в развитии, вызывает шок, страх, растерянность. Часто возникает чувство вины, а также необходимость найти того, кто виноват в этом. Часто возникает вопрос: «Почему это произошло именно в моей семье?» При этом часто родители пытаются переложить ответственность на других людей. Может возникать самообвинение, вследствие принятия чувства ответственности.
Чувство безысходности, беспомощности вызывает реакции гнева, плача.
Некоторые родители начинают стыдиться рождения ребенка, имеющего проблемы в развитии и беспокоиться относительно осуждения его со стороны окружающего социума, который будет относиться к нему, проявляя различные негативные реакции;
2) состояние негативизма и отрицания. Иногда это может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Данная стадия рассматривается как самая трудная. Отрицание как вид защитного поведения может способствовать снятию повышенной тревожности, уменьшению фрустрации. Крайней степенью негативизма может быть нежелание родителями обследовать ребенка, проводить коррекционные мероприятия. Некоторые родители пытаются неоднократно обращаться в различные лечебные и консультативные учреждения, чтобы отменить тот диагноз, который поставлен ребенку. Другие родители начинают проявлять повышенный оптимизм, относительно состояния здоровья и развития ребенка. Также, на данной стадии может развиваться желание найти наиболее компетентного специалиста, проводя повторные обследования ребенка;
3) стадия горевания характеризуется депрессивным состоянием, которое начинает возникать в зависимости от того, насколько родители начинают принимать диагноз и понимать его. Состояние печали, хронической усталости, возникающей из-за отсутствия видимых изменений в состоянии ребенка, оказывает значительное влияние на родителей. Постоянная зависимость родителя от потребностей ребенка, формирует синдром, вызывающий состояние печали;
4) эмоциональная реорганизация подразумевает под собой принятие ребенка с учетом тех проблем, которые есть. Таким образом, переориентировав энергию с одних вопросов (принятия проблемы) на то, что необходимо предпринимать, учитывая те сложности, которые возникают у ребенка, родители могут найти и получать именно ту коррекционную помощь, которая является действительно необходимой и незаменимой для дальнейшего развития их ребенка. На данной стадии у родителей развивается реалистичный взгляд на диагноз ребенка. Родители начинают по-другому смотреть на взаимодействие со своим ребенком, проявлять к нему чувство любви, принимая тот факт, что у ребенка, имеется нарушение интеллекта. Кому-то из родителей необходимы годы, чтобы это произошло, некоторые не достигают этого никогда [1].
Поскольку необходимое видение и осознание проблем ребенка происходит, часто в течение нескольких лет, поэтому далеко на все родители могут «услышать» вовремя то, что хочет сообщить специалист. При этом возрастает роль проведения грамотного психологического сопровождения родителей, направленная на принятие проблем ребенка, обучение эффективным навыкам взаимодействия с ним, оказания психотерапевтической помощи семье, учитывая указанные факторы. Несмотря на всю сложность проведения данной работы с родителями, она является необходимой составляющей для осуществления успешного коррекционного процесса.
Б.Ю. Шапиро подчеркивает, что основными чувствами, сопровождающими родителей детей-инвалидов, являются тревога и страх [2].
О.Б. Зерницкий отмечает, что большинство родителей детей с ограниченными возможностями (65%) указывают в качестве основной проблемы собственные переживания, что, скорее всего, связано с трудностями принятия заболевания ребенка. Далее перечислены педагогические проблемы, связанные с обучением и воспитанием больного ребенка (55%), трудности материально-бытового характера (50%) и снижение уровня жизни (35%), вопросы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями (30%), проблемы его лечения и реабилитации (25%), плохое самочувствие и проблемы здоровья самих родителей (25%), взаимоотношения с воспитателями и педагогами (20%), супружеские взаимоотношения и личная жизнь, а также взаимоотношения с родственниками и друзьями (по 15%), а также проблемы трудоустройства и работы (10%).
Одинаковую значимость придают медицинской и психологической помощи по 20% родителей [2].
Раскрывая тему включения дошкольников в образовательную среду общеразвивающих групп, важно отметить отсутствие необходимой подготовки педагогов по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, в том числе и психологическую неготовность. А без этого никакая коррекционная деятельность не представляется возможной. Например, если педагог не обладает необходимыми знаниями относительно того, как следует подстраиваться и выходить на установление контакта с аутичным ребенком, какой характер динамики возможен с данной категорией детей, то он даже имея собственное желание как-то помочь ребенку, не всегда сможет это сделать. Динамика бывает достаточно медленной (а самое главное, чтобы она была). Нужно понимать, что иногда продвижение происходит очень маленькими шагами.
Следующим вопросом, который так же является актуальным – специальное методическое обеспечение педагога, специальные пособия, (при необходимости – специальное оборудование) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это требует обязательного дополнительного финансирования со стороны государства.
Наполняемость групп в дошкольных учреждениях, когда в одной групповой ячейке по 2 группы, оказывает существенное влияние не только на внедрение инклюзивного образования, но и на проведение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Большое количество детей в группе оказывает негативное влияние, например, на детей с расстройствами аутистического спектра.
Необходимо тщательное продумывание оптимального объема включения ребенка, имеющего особые образовательные потребности в среду общеразвивающих групп. При неумении понимать и выполнять простые инструкции, при крайне низком уровне произвольной регуляции деятельности и поведения ребенка, включение в среду массовых групп, возможно, после того, когда будут выработаны навыки учебного поведения (умение слушать и выполнять инструкции взрослого), то есть ребенка необходимо подготовить к этому, проводя индивидуальную коррекционную работу.
Если у ребенка нет агрессивных, аффективных проявлений, то, возможно, что совмещение коррекционной группы в 1 половине дня (проведение коррекционных занятий со специалистами) и во 2 половине гибкая интеграция в среду детей без инвалидности могла бы компенсировать невозможность нахождения ребенка в течение всего дня в ДОУ. Это можно было бы осуществлять в настоящее время, но на практике приходится сталкиваться с тем, что ребенок может числиться в одном ДОУ.
При невозможности самостоятельно выполнять задания воспитателя, ребенку с особыми образовательными потребностями обязательно требуется тьютор, оказывающий индивидуальную помощь, которая на первоначальном этапе, как правило, очень актуальна.
Очень важно правильно ориентировать родителей относительно возможностей включения детей с особенностями в развитии в среду массовых групп – необходимо подготовить ребенка к тому, чтобы он мог успешно проходить первоначальный этап, вводить постепенно, это будет способствовать успешной адаптации. Если ребенок, без достаточной коррекционной подготовки включается в среду массовых групп и при этом его поведение можно охарактеризовать как полевое, то без достаточной степени контроля со стороны воспитателя, который пытается разделить свое внимание между всеми остальными детьми и им, ухудшается образовательная деятельность всех детей. Это происходит в силу неготовности ребенка, имеющего проблемы в развитии понимать, слушать и выполнять те указания, которые являются обязательными при организации образовательной деятельности с детьми (не уходить из группового помещения, не доставать все пособия и игровой материал из шкафчиков, не подниматься на шкафы и так далее). Ребенок пока не может самостоятельно выполнять данные требования и нуждается на первоначальном этапе в индивидуальном подходе. При организации коррекционной работы с ним обязательно рядом должен быть взрослый, который поможет ему формировать необходимые навыки, способствующие его дальнейшей адаптации.
Важно помнить, что многие родители не сразу понимают весь характер проблем, имеющихся у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Иногда проходит не один год, пока родитель начинает осознавать, что ребенка следует лечить и систематически заниматься с ним. Защитные механизмы психики оказывают свое влияние на родителей, как уже указывалось ранее.
Родители имеют право определять образовательное учреждение для своего ребенка, важно чтобы это не давало лишний раз повод думать, что ребенок с ОВЗ станет постарше, перерастет и все изменится само собой. Для детей, имеющих проблемы в развитии, чем раньше начата полноценная систематическая коррекционная работа со специалистами, тем большая вероятность успеха.
Много вопросов инклюзивного образования пока остаются открытыми, но то, что общество начинает поднимать вопросы и затрагивать тему создания условий для повышения возможностей адаптации детей с ОВЗ и максимальном развитии потенциальных возможностей, имеющихся у ребенка – безусловно, положительная тенденция. Первостепенное значение приобретает подготовка среды: насколько будут решены вышеуказанные вопросы, настолько успешно будет осуществляться инклюзивное образование.
Сама возможность нахождения ребенка с особыми образовательными потребностями в массовых группах не отменяет необходимой, как правило, индивидуальной коррекционной помощи ребенку со стороны специалистов, особенно на первоначальном этапе. Необходимость формирования, как учебных навыков, так и социально-бытовых требует грамотного индивидуального сопровождения. Без организации необходимых соответствующих условий, ребенок с особыми образовательными потребностями осуществляет пребывание в общеразвивающих группах, оставаясь без необходимой систематически организованной коррекционной помощи. В этом случае есть риск упустить время наиболее благоприятное для начала коррекционной работы, как в силу неготовности среды, так и недостаточного владения информацией о специфике имеющихся у ребенка нарушений со стороны родителей.
Одновременное увеличение количества детей в существующих коррекционных группах, включая группы «Особый ребенок», сокращение непосредственно коррекционных групп, не может положительно сказываться на проведении коррекционного процесса. Увеличение численности детей в данных группах существенно усложняет проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми. Необходимо принимать во внимание тот факт, что количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличивается [3].
Без создания необходимых условий для инклюзивного образования сокращение коррекционных групп может привести к тому, что все меньшее количество нуждающихся детей смогут получить бесплатную коррекционную помощь, которую обеспечивало государство. Особенно дети, имеющие тяжелые нарушения в развитии, которым данный вид помощи может быть оказан только в специализированных коррекционных группах.
Хочется особенно выделить, что повышение объемов заполняемой документации вызывает дополнительные перегрузки у педагогических работников, что ускоряет процесс эмоционального выгорания и снижения мотивационной составляющей данной деятельности, даже у тех педагогов, которые достаточно заинтересованно и ответственно относятся к выполняемой педагогической деятельности.
Для полноценного развития любого ребенка самое главное, чтобы взрослый, находящийся рядом был готов услышать, увидеть, правильно понять и почувствовать то, что с ним происходит и не остаться равнодушным. А это возможно тогда, когда педагог действительно сохраняет одинаково положительное отношение и уважение к личности каждого ребенка, при этом испытывая уважение к собственной профессиональной деятельности.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что для повышения адаптивных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо:
1. Понимание и принятие родителями тех проблем, которые возникли у ребенка и лучше, если это происходит в более ранние сроки.
2. Готовность родителя правильно действовать и прикладывать необходимые усилия для изменения имеющейся ситуации.
3. Подготовка педагогов и специалистов в русле работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
4. В случае необходимости, обязательное медикаментозное сопровождение ребенка.
5. Формирование правильного понимания со стороны общества тех проблем, которые испытывают дети и взрослые, имеющие инвалидность. Развитие толерантного отношения со стороны общества позволяет сохранить веру у этих людей и их близких в то, что улучшение возможно.