Полный текст статьи
Печать

Исследователи проблем педагогического общения всегда подчеркивали особую роль межличностной коммуникации в работе педагога: воспитание есть програм­мированное общение педагога с детьми, а воспитатель должен быть прежде всего "специалистом по межличностному взаимодействию" (Я.Л. Коломинский). Характер межличностной педагогической коммуникации имеет приоритетное значение в реализации гуманистических принципов в дошкольном образовании и определяет позитивные тенденции в системогенезе профессиональной деятельности воспитателя. Почему проблематика педагогического общения так важна в организации инклюзивного образовательного пространства?

1. Прежде всего каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен получить качественное дошкольное образование в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями. И педагогу недостаточно хорошо знать теорию и методики дошкольного образования, важно найти доступные фор­мы  передачи знаний и умений детям с особыми образовательными потребностями, создать атмосферу доверительности и сотрудничества, смотивировать дошкольников к деятельности, заинтересовать, активизировать. Дети с отклонениями в развитии обладают значительными потенциальными возможностями, способны адекватно воспринимать и понимать окружающий мир, однако не всегда могут это делать теми способами, которыми пользуются их нормально развивающиеся сверстники. Затруднено стихийное нецеленаправленное научение, которое обеспечивает обычному ребенку с типичным активным познавательным отношением к миру  усвоение нового в  различных жизненных ситуациях. Поэтому полноценное развитие  детей с ОВЗ  во многом зависит от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который на ранних этапах развития является для проблемного ребенка «его разумом, его волей, его деятельностью».

2. Важная задача инклюзивного образования - обеспечить полноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, развить их адаптационные способности и эмоциональное принятие здоровых сверстников и социума в целом. Воспитателю необходимо создать психологически комфортную среду для особенного ребенка, создать условия для компенсации сохранных функций и реабилитации. Нередко дети с отклонениями в развития в силу  личностных особенностей (эмоциональной незрелости, замкнутости, несформированности коммуникативных умений, агрессивности и др.) оказываются в изоляции в группе сверстников. Со стороны воспитателя требуется постепенное введение их в «детское общество», организация совместной деятельности, обеспечение успешности ребенка с ОВЗ в тех видах деятельности, где он может проявить себя, показать лучшие стороны. И здесь воспитателю необходимо самому  активизировать общение с таким ребенком, показывая дошкольникам свое расположение и внимание к нему. Как правило, это не остается незамеченным детьми. Педагогу важно помнить, что ре­бята с проблемами в развитии постоянно нуждаются в поддерж­ке и психологической помощи. Умение оказать такую помощь, поддержать в трудную минуту, создать атмосферу психологиче­ской защищенности является важным показателем социально-психологической готовности специалиста к работе в инклюзивных образовательных условиях. Особенно это важно в педагогической работе с детьми, у которых значительно нарушены (или отсутствуют) речь, социальные, бытовые навыки, ребенок требует индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

3. Воспитатель призван дать детям с ограниченными возможностями здоровья корректные и адекватные образцы коммуникативного поведения со взрослыми и  сверстниками в различных типичных и нетипичных (например, конфликтных) ситуациях межличностного взаимодействия. От педагога требуется высокая степень эмоциональной и личностной вовлеченности в процесс воспитания, развитой способности устанавливать межличностные контакты с детьми. По мнению И.С. Кондратенко, воспитателя группы «Особый ребенок» и победителя ХШ краевого профессионального конкурса «Воспитатель Года Кубани – 2016»: «Наши дети – удивительные. С ними невозможно общаться неискренне, они обнажают нашу душу и заставляют заглянуть внутрь себя, настолько глубока их непосредственность и открытость….Дружеское участие, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Считаю, что воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях» (из интервью).

Рассмотрим значение конструктивного общения и налаживания контактов с родителями дошкольников. В практике работы воспитатели сталкиваются с неблагополучием во внутрисемейных взаимоотношениях, асоциальным поведением родителей, стрессовым напряжением и психологическими проблемами в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Найти общий язык, привлечь к совместной работе, оказать педагогическую и психологическую поддержку родителям – задачи, которые успешно может решить только педагог с развитыми коммуникативными умениями и навыками.

Осуществление педагогической деятельности в инклюзивных образовательных условиях требует от воспитателя способности  вступать в сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работать в единой педагогической команде, совместно со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума детского сада (психологом, логопедом, дефектологом), проектировать коррекционно-образовательную среду, разрабатывать индивидуальные программы сопровождения воспитанников с ОВЗ, отслеживать динамику развития детей.

Следует обратить внимание на то, что коммуникативная компетентность воспитателя является важнейшим фактором, препятствующим возникновению профессионально-личностных деформаций. Известно, что коммуникативная сфера и практика межличностного взаимодействия в первую очередь страдают в ситуации деструктивной профессионализации  и дезадаптации специалистов [1].

Профессионально-личностная готовность к работе в инклюзивных образовательных условиях напрямую зависит от коммуникативной культуры воспитателя.

Коммуникативная культура (КК) личности представляет собой основу общей культуры и показатель духовно-нравственного развития человека. Коммуникативная культура включает культуру восприятия и понимания другого, культуру отношений (внутренняя подструктура) и культуру обращений (внешняя подструктура).

В формировании культуры восприятия и понимания педагогом личности ребенка большое значение имеет психологическая и социально-психологическая наблюдательность воспитателя, социальный интеллект, развитая эмпатия и рефлексия. В последнее десятилетие проведено значительное число научных исследований педагогической рефлексии в межличностной коммуникации. Утверждается ведущая роль рефлексивных умений в профессиональной деятельности и общении воспитателей [2 и др.]. Индивидуальный подход в общении с воспитанниками основывается на знании их возрастных и индивидуальных особенностей. Адекватное восприятие и понимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья помогает особое «психологическое зрение», фундаментом которого являются глубокие знания специальной психологии.

В культуре отношений ярко проявляются педагогическая направленность воспитателя, приверженность гуманистическим образовательным ценностям, эмоциональное принятие детей с ограниченными возможностями здоровья, толерантность как важное качество личности. С точки зрения ведущих исследователей КК педагога, коммуникативная культура имеет «гуманистический вектор развития» и значимый «аксиологический потенциал» [3]. Это не только технологическая подготовка к эффективному общению с субъектами коррекционно-образовательного процесса. КК воплощается в духовно-нравственном развитии личности педагога, его социальном и психологическом здоровье.

Культура  обращений или культура общения – это оптимальный выбор воспитателем  педагогических воздействий, педагогических позиций, ролей в общении, техник вербального и невербального поведения.

Таким образом, трудно переоценить роль и значение коммуникативной культуры воспитателя в совместном обучении и воспитании дошкольников с разными образовательными потребностями. Каковы пути формирования КК будущих воспитателей на этапе вузовской подготовки?  Представляется, что необходима смена знаниевой парадигмы педагогического образования на коммуникативную парадигму, которая основывается на исследованиях коммуникативной культуры А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой,  А.К. Марковой, Л.М. Митиной, З.Г. Нигматова, Л.А. Петровской и др.

         Реализация коммуникативной парадигмы педагогического образования осуществляется в новых содержательных и технологических подходах. В отношении содержания образования воспитателей необходимо кардинальное улучшение психологической подготовки, так как она представляет собой фундамент коммуникативной культуры специалиста [4]. Как справедливо отмечает В.Я. Ляудис, «цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия» [4, с. 3]. Для обеспечения профессиональной готовности к работе в инклюзивных образовательных условиях особое значение имеет усвоение студентами знаний по специальной психологии.

Огромную роль в процессе формирования коммуникативной культуры будущих педагогов инклюзивного образования имеет процесс воспитании личности специалиста, практико-ориентированный подход в обучении, приоритет активных и интерактивных методов в профессиональной подготовке .Очевидно, процесс формирования КК будущего педагогов инклюзивного детского сада не может быть эффективным при использовании традиционных методов обучения. Коммуникативная подготовка требует инновационных подходов, прежде всего широкого применения активных и интерактивных методов. Рассмотрим специфику применения последних в подготовке будущих воспитателей.

         Интерактивный метод предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой усвоение профессиональных  компетенций осуществляется в режиме диалогового взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом.  Их использование основано на принципах  активности, открытости, творчества обучаемых, накоплении совместного знания и обязательной обратной связи. Именно эти методы более всего соответствуют оптимальному процессу формирования коммуникативной культуры студентов. К интерактивным методам относят игровые (ролевые, деловые, имитационные игры), дискуссии, круглые столы, «мозговой штурм», эвристическая беседа, метод анализа конкретных ситуаций (ситуационный или кейс-метод) и др. [5 и др.] Сегодня активно разрабатывается технология психотренинга как метода обучения в педвузе.  Проведение на учебных занятиях тренингов социально-перцептивных, коммуникативных, рефлексивных умений обеспечивает более углубленную  и целостную практическую подготовку студентов к конструктивному межличностному взаимодействию с воспитанниками.

        Трудно переоценить значение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов в формировании КК. Написание курсовых и дипломных работ по проблеме педагогической коммуникации воспитателя (в том числе и в инклюзивных образовательных условиях) позволит сформировать у будущих специалистов «эталоны» педагогического труда и профессионального общения.   

        Формированию КК способствует   включение в программы педагогических практик заданий по изучению не только ребенка, но и воспитателя, его  педагогического общения, профессионально значимых личностных качеств. И здесь особое значение  будет иметь ознакомительная педагогическая практика студентов в инклюзивных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

     Важным условием в формировании социально-психологической (личностной) готовности студентов к профессиональной деятельности в инклюзивном дошкольном учреждении является  ориентация воспитательной работы педвуза на активное формирование у будущих педагогов толерантности, гуманистических образовательных ценностей, глубокое  понимание инклюзии, ее социальной и нравственно-этической значимости для современного российского образования и общества в целом. Этому должны содействовать  проведение в вузе различных воспитательных мероприятий, общественно значимых акций по данной тематике. И здесь трудно переоценить значение участия студентов в волонтерском движении, организованном в системах специального и инклюзивного образования.

Инклюзивное дошкольное образование требует подготовки специалистов нового типа, обладающих духовно-нравственным здоровьем, коммуникативной культурой и профессиональными компетенциями, позволяющими эффективно решать воспитательные, коррекционно-развивающие и социально-реабилитационные функции. От этого зависит качество дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешная подготовка к школе и в целом – социализация.