Полный текст статьи
Печать

Проблема использования произведений устного народно­го творчества по развитию речи и реализация опти­мальных способов ее включения в методику обучения предполагает поиск инновационных подходов, примени­мых к современному дошкольному образовательному процессу.

Устное народное творчество как источник дидактическо­го материала обладает важным для обучения достоинством в сфере формирования механизмов речевой деятельности, охваты­вающих не только формирование языковой «оболочки» мысли, но и формирование самой мысли в процессе порождения текста и в процессе получения (или восприятия) текста.

С середины прошлого века заметно воз­растает интерес к вопросам национального наследия в обучении и воспитании детей средствами народного твор­чества. Народные воззрения на идеалы, взгляды, пути и средства воспитания и обучения, как показывают исследования педагогов, психологов, методистов, которые  играют особую роль в фор­мировании коммуникативных способностей у ребенка, являюще­гося языковой личностью, ибо «воспитание и обучение сущест­вует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, -с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все испытанные влияния, все его лучшие и худшие качества. У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, из­вестные цели и задачи обучения и воспитания, их средства и пути воздействия на юные поколения». Признавая справедли­вость такой позиции, следует отметить ее значимость для мето­дики обучения русскому языку, для реализации научного ориен­тира на принципиальное положение о том, что в современных условиях необходимо усилить внимание к вопросам формирова­ния языковой личности дошкольника в контексте русской нацио­нальной культуры.

Признавая и используя высокий дидактический потенци­ал устного народного творчества по обучению русской речи дошкольников, следует иметь в виду первоначальные функции фольклорных текстов - передача опыта предыдущих поколений последующим. Через фольклор поколение отцов обу­чало поколение детей. Фольклор, таким образом, был первой школой жизни, кладезем мудрости. В этой связи обращает на се­бя внимание то, что в русском фольклоре идея гуманизма по-особому реализована в сказках, загадках, пословицах, поговор­ках, частушках, считалках, скороговорках, колыбельных песнях, адресованных непосредственно детям.

Именно поэтому важное положение в устном поэтиче­ском творчестве занимает детский фольклор.

Что же понимается под детским фольклором? Детский фольклор - это прежде всего произведение, созданное и испол­ненное самими детьми и заимствованное у взрослых, перерабо­танное в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. Он отличается от фольклора взрослых как по сво­ему содержанию, так и по художественной форме и функции. Детский фольклор носит, в основном, игровой характер, так как все действия дети выполняют играя. Игровое действие разви­вает воображение и характер. Так, в сюжетной игре ребенок ста­рается повторить или воспроизвести то увиденное, что он видит каждый день, непосредственно в своей семье. Идет подражание поведению взрослых. В ролевой игре ребенок старается осмыслить пережива­ния и пытается осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе.

Таким образом, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символистическая функция сознания, кото­рые позволяют ребенку осуществлять в своих действиях перенос свойств одного явления на другое, замещение одного предмета другим. Индивидуальное развитие детей дает основание для концепции выдвинутой Л.С. Выготским: «Сознание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим во­ображением, воплощающимся в настоящем».

Игровая деятельность наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет. В игре у него развивается воображение и символистиче­ская функция, ориентация на общий смысл человеческих отно­шений и действий, способность к выявлению в них моментов со­подчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На ее основе у дошкольников возникает теоретиче­ское сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы к обучению.

В современных детских играх можно наблюдать такое любопытное явление, как применение дразнилок к отрицатель­ным персонажам сказок. Причины такого явления справедливо связываются с социальной природой этого жанра устного народного творчества, в свое время замечено Е.М. Верещагиным: «Народ стал смотреть на загадку как на праздное упражнение ума и предоста­вил ее почти исключительно детям, существам только раскры­вающим глаза на окружающий мир. Для взрослых традиционные загадки давно потеряли свое значение и бесповоротно перешли в репертуар детей. Поэтому современные загадки следует изучать в составе детского фольк­лора. В нашей литературе загадки представляются двойственно.

В современном детском репертуаре как старые, так и но­вые загадки сохраняют традиционную форму краткого, ритмиче­ски организованного описания, а также иносказательного пред­мета или явления. Загадка развивает сообразительность детей и доступными для них средствами учит понимать предметы и явления мира в их связи и взаимообусловленности.

Народные наблюдения в области психологии выступают в словесном творчестве. Так, явление наследственности замечено, по мнению Г. Виноградова, в пословицах и поговорках: «Сколь волка ни корми...», «Яблоко от яблони...» и многие др. Внимание к вопросам воспитания в произведениях народного творчества отражает сущность социальной природы детского фольклора. В нашем современном мире очень актуальны высказывания Г. Виноградова  «Трудно сказать, почему у нас, спе­циалистов, не хватило внимания к вопросам, которые относятся к народным идеалам, взглядам, к воспитанию и обучению».

Изучение русского фольклора с точки зрения его исполь­зования в качестве дидактического материала по развитию речи дошкольников в новых условиях работы дошкольного образования, сопряжено с проблемами возрождения духовно-нравственных традиций, их развитием в новых условиях.

Устное народное творчество как источник дидактического материала обладает важными для обучения достоинствами в сфере формирования механизмов речевой деятельности, охваты­вающих не только формирование языковой «оболочки» мысли, но и формирование самой мысли в процессе отправления (или порождения) текста и в процессе получения (или восприятия) текста. Воспроизведение в речи фольклорного текста в учебных целях соответствует решению задачи формирования речевого самоконтроля, когда говорящий должен оценивать свою речь как бы со стороны.

При этом механизмы самоконтроля подчиняются следованию образцу - фольклорному тексту - при наиболее бла­гоприятных условиях: доступность смысла текста, ясность струк­турно-композиционных качеств, целенаправленная обработанность языковых единиц. Известно, что любой текст выполняет информационную функцию. Функции фольклорных текстов изначально связаны с гуманистической сущностью народной педагогики. В этом смыс­ле особенно ценными характеристиками фольклорных текстов является то, что они, информируя, обучают, ориентируют, фор­мируют представления, установки, ценности, программируют стратегию поведения. Другой характеристикой текста, не менее важной для достижения целей обучения русскому языку на начальном этапе, является высокая частотность использования в них клише и языковых штампов. Учитывая актуальность этих понятий в исследовании, под клише и языковым штампом (вслед за Т.М. Дридзе) мы понимаем следующее: «Клише - это всякая готовая речевая формула, являющаяся критерием для выделения в определенных повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких речевых формул позволяет поставлять относительно обще­значимую и общепонятную информацию».

Специфика и уникальность русской культуры, в частно­сти, устного народного творчества, древнерусской литературы, развития речи связаны с признанием ею настоящими только тех ценностей культуры, которые «развиваются в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве... Одно перечисление народов, входящих с нами в соприкоснове­ние, говорит о мощи и самостоятельности русской культуры». Обучение дошкольников умению использо­вать в речи малые жанры устного народного творчества оказыва­ет положительное влияние на мышление, расширяя объем опера­тивной памяти, укрепляя мобильность долговременной. Использование произведений устного народного творчества в процессе обучения развития речи оказывает поло­жительное влияние на мышление, расширяя объем оперативной памяти, укрепляя стабильность. Современная система воспитания и обучения развития речи в дошкольном образовании, усиливая этнокультурную направлен­ность воспитательной, познавательной деятельности, предусматривает широкое включение фольклорных текстов в работу по формиро­ванию языковой личности. Важным является сосредоточие уси­лий лингвистов, педагогов, психологов, методистов, воспитателей на «снятие» известных трудностей восприятия текстов русского фольклора. Ситуационность фольклорного текста очевидна - его содержание не выходит за пределы темы и основной мысли. Но очевидно и другое качество фольклорного текста - контекстность. Отражая законы контекст­ной речи, произведения устного народного творчества характери­зуются достаточностью для понимания другим человеком (мак­симум информации), обобщенностью содержания мысли при со­хранении обусловленного языкового оформления.

Анализ дидактического потенциала фольклорных текстов свидетельствует об их значимости для работы по укреплению научных основ формирования коммуникативных способностей дошкольников по развитию речи в дошкольном образовании, что способ­ствует  создавать связную речь. В этом случае фольклорный текст, как правило, последовательно отражает законы связности и целостности текста, законы обусловленности высказывания диф­ференцированной коммуникативной ситуацией.

Развитие речи у дошкольников рассматри­вается в контексте проблем речевого общения и относится к со­циально-психологическим аспектам языковой социализации, что в свою очередь является частью процессов социализации лично­сти. Необходимость включения устного народного творчества в обучающий процесс развития коммуникативных способностей при обучении развития речи исходит из сущности самого понятия «социализация».

Процесс развития речи в дидактическом контексте широ­кого использования произведений русского фольклора органично связан с процессом социализации личности, можно сказать, явля­ется его необходимой частью, важным составляющим компонен­том целостного явления. В этой связи остановимся подробнее на описании некоторых аспектов социализации, превращения инди­вида в личность. Индивид включается в социальные отношения общест­ва. При этом человек усваивает правила, требования, овладевает социальными ролями, то есть «ролевым репертуаром личности». Смысловая нагрузка фольклорных произведений во многом обут словлена их направленностью на формирование у человека из­вестных в народе знаний и опыта. Следовательно, сопричаст­ность идей устного народного творчества и сущности процесса социализации очевидна.

                        Современное общество не требует от своих членов ус­воения всей совокупной культуры общества. Это происходит по­тому, что «для исполнения ограниченного количества функций достаточно усвоения некоторых фрагментов культуры общества, а не всей культуры в целом». Универсальность педагоги­ческой насыщенности устного народного творчества в таких ус­ловиях «усвоения некоторых фрагментов культуры общества» позволяет сделать вывод о необходимости включения произведе­ний устного народного творчества, наиболее ярко и концентри­рованно представляющего нравственно-духовный опыт русской национальной культуры, в систему обучения развития речи в дошкольном образовании.

В целом, язык произведений устного народного творчества, создавший известную систему национальных образов, идеалов, отражает мировидение и связан, по мнению В.Н. Телия, с материальной, социальной и духовной культурой данной языковой общности, «Культура - это своеобразная историческая память народа и язык благодаря его кумулятивной функции, хранит ее, обеспечивая диалог поколений не только из прошлого в настоящее, но и из настоящего в будущее. Переключение языковой компетенции в культурную основано но интерпретации языковых знаков в категориях культурного кода. Владение такого рода интерпретацией и есть культурно-языковая компетенция. Культура, формирующаяся в различных сферах деятельности национального человека, формирует в его сознании обитую для данного народа картину мира, что является основой своеобразного семантического кода, то есть языка. Следовательно, образная система устного народного творчества является как бы вторичным кодом для творческого, художественного отражения мира, служит эстетическим посредником при обучении детей.

Информация о художественном видении национальным человеком картины мира, как известно, накапливается,  хранится и  передается из поколения в поколение изначально через "устное" слово. 

Внимание к фольклорному тексту в аспекте развития речи дошкольников, в целом, позволяет более полно реализовать функции нацио­нального языка, языка русского народа и языка межнационального общения. Через фольклор поколение отцов обу­чало поколение детей. Фольклор, таким образом, был первой школой жизни, кладезем мудрости, отражающий народные воззрения на идеалы, взгляды, пути и средства воспитания и обу­чения играет особую роль в формировании развития речи у дошкольника.