Проблема использования произведений устного народного творчества по развитию речи и реализация оптимальных способов ее включения в методику обучения предполагает поиск инновационных подходов, применимых к современному дошкольному образовательному процессу.
Устное народное творчество как источник дидактического материала обладает важным для обучения достоинством в сфере формирования механизмов речевой деятельности, охватывающих не только формирование языковой «оболочки» мысли, но и формирование самой мысли в процессе порождения текста и в процессе получения (или восприятия) текста.
С середины прошлого века заметно возрастает интерес к вопросам национального наследия в обучении и воспитании детей средствами народного творчества. Народные воззрения на идеалы, взгляды, пути и средства воспитания и обучения, как показывают исследования педагогов, психологов, методистов, которые играют особую роль в формировании коммуникативных способностей у ребенка, являющегося языковой личностью, ибо «воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, -с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все испытанные влияния, все его лучшие и худшие качества. У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи обучения и воспитания, их средства и пути воздействия на юные поколения». Признавая справедливость такой позиции, следует отметить ее значимость для методики обучения русскому языку, для реализации научного ориентира на принципиальное положение о том, что в современных условиях необходимо усилить внимание к вопросам формирования языковой личности дошкольника в контексте русской национальной культуры.
Признавая и используя высокий дидактический потенциал устного народного творчества по обучению русской речи дошкольников, следует иметь в виду первоначальные функции фольклорных текстов - передача опыта предыдущих поколений последующим. Через фольклор поколение отцов обучало поколение детей. Фольклор, таким образом, был первой школой жизни, кладезем мудрости. В этой связи обращает на себя внимание то, что в русском фольклоре идея гуманизма по-особому реализована в сказках, загадках, пословицах, поговорках, частушках, считалках, скороговорках, колыбельных песнях, адресованных непосредственно детям.
Именно поэтому важное положение в устном поэтическом творчестве занимает детский фольклор.
Что же понимается под детским фольклором? Детский фольклор - это прежде всего произведение, созданное и исполненное самими детьми и заимствованное у взрослых, переработанное в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной форме и функции. Детский фольклор носит, в основном, игровой характер, так как все действия дети выполняют играя. Игровое действие развивает воображение и характер. Так, в сюжетной игре ребенок старается повторить или воспроизвести то увиденное, что он видит каждый день, непосредственно в своей семье. Идет подражание поведению взрослых. В ролевой игре ребенок старается осмыслить переживания и пытается осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе.
Таким образом, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символистическая функция сознания, которые позволяют ребенку осуществлять в своих действиях перенос свойств одного явления на другое, замещение одного предмета другим. Индивидуальное развитие детей дает основание для концепции выдвинутой Л.С. Выготским: «Сознание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем».
Игровая деятельность наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет. В игре у него развивается воображение и символистическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На ее основе у дошкольников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы к обучению.
В современных детских играх можно наблюдать такое любопытное явление, как применение дразнилок к отрицательным персонажам сказок. Причины такого явления справедливо связываются с социальной природой этого жанра устного народного творчества, в свое время замечено Е.М. Верещагиным: «Народ стал смотреть на загадку как на праздное упражнение ума и предоставил ее почти исключительно детям, существам только раскрывающим глаза на окружающий мир. Для взрослых традиционные загадки давно потеряли свое значение и бесповоротно перешли в репертуар детей. Поэтому современные загадки следует изучать в составе детского фольклора. В нашей литературе загадки представляются двойственно.
В современном детском репертуаре как старые, так и новые загадки сохраняют традиционную форму краткого, ритмически организованного описания, а также иносказательного предмета или явления. Загадка развивает сообразительность детей и доступными для них средствами учит понимать предметы и явления мира в их связи и взаимообусловленности.
Народные наблюдения в области психологии выступают в словесном творчестве. Так, явление наследственности замечено, по мнению Г. Виноградова, в пословицах и поговорках: «Сколь волка ни корми...», «Яблоко от яблони...» и многие др. Внимание к вопросам воспитания в произведениях народного творчества отражает сущность социальной природы детского фольклора. В нашем современном мире очень актуальны высказывания Г. Виноградова «Трудно сказать, почему у нас, специалистов, не хватило внимания к вопросам, которые относятся к народным идеалам, взглядам, к воспитанию и обучению».
Изучение русского фольклора с точки зрения его использования в качестве дидактического материала по развитию речи дошкольников в новых условиях работы дошкольного образования, сопряжено с проблемами возрождения духовно-нравственных традиций, их развитием в новых условиях.
Устное народное творчество как источник дидактического материала обладает важными для обучения достоинствами в сфере формирования механизмов речевой деятельности, охватывающих не только формирование языковой «оболочки» мысли, но и формирование самой мысли в процессе отправления (или порождения) текста и в процессе получения (или восприятия) текста. Воспроизведение в речи фольклорного текста в учебных целях соответствует решению задачи формирования речевого самоконтроля, когда говорящий должен оценивать свою речь как бы со стороны.
При этом механизмы самоконтроля подчиняются следованию образцу - фольклорному тексту - при наиболее благоприятных условиях: доступность смысла текста, ясность структурно-композиционных качеств, целенаправленная обработанность языковых единиц. Известно, что любой текст выполняет информационную функцию. Функции фольклорных текстов изначально связаны с гуманистической сущностью народной педагогики. В этом смысле особенно ценными характеристиками фольклорных текстов является то, что они, информируя, обучают, ориентируют, формируют представления, установки, ценности, программируют стратегию поведения. Другой характеристикой текста, не менее важной для достижения целей обучения русскому языку на начальном этапе, является высокая частотность использования в них клише и языковых штампов. Учитывая актуальность этих понятий в исследовании, под клише и языковым штампом (вслед за Т.М. Дридзе) мы понимаем следующее: «Клише - это всякая готовая речевая формула, являющаяся критерием для выделения в определенных повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких речевых формул позволяет поставлять относительно общезначимую и общепонятную информацию».
Специфика и уникальность русской культуры, в частности, устного народного творчества, древнерусской литературы, развития речи связаны с признанием ею настоящими только тех ценностей культуры, которые «развиваются в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве... Одно перечисление народов, входящих с нами в соприкосновение, говорит о мощи и самостоятельности русской культуры». Обучение дошкольников умению использовать в речи малые жанры устного народного творчества оказывает положительное влияние на мышление, расширяя объем оперативной памяти, укрепляя мобильность долговременной. Использование произведений устного народного творчества в процессе обучения развития речи оказывает положительное влияние на мышление, расширяя объем оперативной памяти, укрепляя стабильность. Современная система воспитания и обучения развития речи в дошкольном образовании, усиливая этнокультурную направленность воспитательной, познавательной деятельности, предусматривает широкое включение фольклорных текстов в работу по формированию языковой личности. Важным является сосредоточие усилий лингвистов, педагогов, психологов, методистов, воспитателей на «снятие» известных трудностей восприятия текстов русского фольклора. Ситуационность фольклорного текста очевидна - его содержание не выходит за пределы темы и основной мысли. Но очевидно и другое качество фольклорного текста - контекстность. Отражая законы контекстной речи, произведения устного народного творчества характеризуются достаточностью для понимания другим человеком (максимум информации), обобщенностью содержания мысли при сохранении обусловленного языкового оформления.
Анализ дидактического потенциала фольклорных текстов свидетельствует об их значимости для работы по укреплению научных основ формирования коммуникативных способностей дошкольников по развитию речи в дошкольном образовании, что способствует создавать связную речь. В этом случае фольклорный текст, как правило, последовательно отражает законы связности и целостности текста, законы обусловленности высказывания дифференцированной коммуникативной ситуацией.
Развитие речи у дошкольников рассматривается в контексте проблем речевого общения и относится к социально-психологическим аспектам языковой социализации, что в свою очередь является частью процессов социализации личности. Необходимость включения устного народного творчества в обучающий процесс развития коммуникативных способностей при обучении развития речи исходит из сущности самого понятия «социализация».
Процесс развития речи в дидактическом контексте широкого использования произведений русского фольклора органично связан с процессом социализации личности, можно сказать, является его необходимой частью, важным составляющим компонентом целостного явления. В этой связи остановимся подробнее на описании некоторых аспектов социализации, превращения индивида в личность. Индивид включается в социальные отношения общества. При этом человек усваивает правила, требования, овладевает социальными ролями, то есть «ролевым репертуаром личности». Смысловая нагрузка фольклорных произведений во многом обут словлена их направленностью на формирование у человека известных в народе знаний и опыта. Следовательно, сопричастность идей устного народного творчества и сущности процесса социализации очевидна.
Современное общество не требует от своих членов усвоения всей совокупной культуры общества. Это происходит потому, что «для исполнения ограниченного количества функций достаточно усвоения некоторых фрагментов культуры общества, а не всей культуры в целом». Универсальность педагогической насыщенности устного народного творчества в таких условиях «усвоения некоторых фрагментов культуры общества» позволяет сделать вывод о необходимости включения произведений устного народного творчества, наиболее ярко и концентрированно представляющего нравственно-духовный опыт русской национальной культуры, в систему обучения развития речи в дошкольном образовании.
В целом, язык произведений устного народного творчества, создавший известную систему национальных образов, идеалов, отражает мировидение и связан, по мнению В.Н. Телия, с материальной, социальной и духовной культурой данной языковой общности, «Культура - это своеобразная историческая память народа и язык благодаря его кумулятивной функции, хранит ее, обеспечивая диалог поколений не только из прошлого в настоящее, но и из настоящего в будущее. Переключение языковой компетенции в культурную основано но интерпретации языковых знаков в категориях культурного кода. Владение такого рода интерпретацией и есть культурно-языковая компетенция. Культура, формирующаяся в различных сферах деятельности национального человека, формирует в его сознании обитую для данного народа картину мира, что является основой своеобразного семантического кода, то есть языка. Следовательно, образная система устного народного творчества является как бы вторичным кодом для творческого, художественного отражения мира, служит эстетическим посредником при обучении детей.
Информация о художественном видении национальным человеком картины мира, как известно, накапливается, хранится и передается из поколения в поколение изначально через "устное" слово.
Внимание к фольклорному тексту в аспекте развития речи дошкольников, в целом, позволяет более полно реализовать функции национального языка, языка русского народа и языка межнационального общения. Через фольклор поколение отцов обучало поколение детей. Фольклор, таким образом, был первой школой жизни, кладезем мудрости, отражающий народные воззрения на идеалы, взгляды, пути и средства воспитания и обучения играет особую роль в формировании развития речи у дошкольника.