Педагогика социально-культурной деятельности в сфере досуга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин Г. А. Педагогика социально-культурной деятельности в сфере досуга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1076–1080. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96132.htm.
Аннотация. В статье, на основе изучения особенностей социально-культурной деятельности, сформулированы цель и задачи педагогической работы в учреждениях культуры, искусства и досуга. Определены основные технологические направления социально-культурной деятельности. Представлена структура содержания социально-педагогической работы в учреждениях социально-культурной деятельности в сфере досуга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры, г. Самараoparinga@bk.ru

Педагогика социальнокультурной деятельности в сфере досуга

Аннотация.В статье, на основе изучения особенностей социальнокультурной деятельности, сформулированы цель и задачи педагогической работы в учреждениях культуры, искусства и досуга. Определены основные технологические направления социальнокультурной деятельности. Представлена структура содержания социальнопедагогической работы в учрежденияхсоциальнокультурной деятельности в сфере досуга. Ключевые слова:культура, социальнокультурная деятельность, учреждения культуры, педагогика, досуг, образование, обучение, воспитание, развитие.

Социальнокультурная деятельность на практике осуществляется как профессиональная, общественная и самодеятельная активность граждан.В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», культурная деятельность определяется как «деятельность по, сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»[1].Социальнокультурную деятельность в сфере досуга осуществляют библиотеки, музеи, учреждения искусства, учреждения дополнительного образования, социальной защиты, клубного типа, фонды культуры, творческие союзы и другие государственные, общественные и частные организации.«Основы государственной культурной политики»ориентируют деятельность учреждений культуры на эффективную культурновоспитательную работу и достижение социально значимых результатов культурного развития личности [2]. Профессиональная социальнокультурная деятельность предполагает практическую реализацию государственной культурной политики в сочетании с общественными и личными интересами граждан. Категория «социальнокультурная деятельность» (СКД) является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, характерных для целого ряда профессий культурологической и социальнопедагогической ориентации. Высококвалифицированный специалист в области социальнокультурной деятельности является своего рода посредником, адаптирующим интересы государства и общества к человеку, и способствующим удовлетворению интересов человека в общественной культурной деятельности. Работа специалиста социальнокультурной деятельности должна быть направлена на создание условий, способствующих включению людей в культурную деятельность в интересах прогрессивного развития.Институализированная деятельностьлюдейв сфере досуга, это деятельность за пределами общественного и бытового труда, в процессе которой человек восстанавливает физические и духовные силы, приобретает знания, навыки и развивает в себе способности на основе свободного субъективного вне утилитарно мотивированного выбора. Досуг как сфера социальнокультурной деятельности представляет собой системувключающую: учреждения культуры; субъектов создающих условия для социальнокультурной деятельности –сотрудников учреждений культуры; посетителей; содержание программ; цель и задачи деятельности;средства; формы;методы и результатдеятельности. Основная цель деятельности учреждений культуры и искусства –социальнокультурное развитие общества и личности. Важнейшим базовым компонентом социальнокультурной деятельности является социальная педагогика. «Социальная педагогика –отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях для которых оно не является ведущей функцией. Предмет социальной педагогики –исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовноценностной ориентации человека»[3,с. 267]. «Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни» [4, с. 5]. Социальнопедагогические принципы (лат. рrincipium–основа, начало) составляют основу педагогики социальнокультурной деятельности. Принцип природосообразности[5с. 121], означает, что в социальнопедагогической деятельности следует учитывать факторы естественного природного развития человека. Принцип природосообразности был сформулирован Я.А. Коменским в книге Великая дидактика. В социальнокультурной деятельности следует придерживаться следующихправил: учёт возрастных, половых,психофизических особенностей; опора на положительное,развитие инициативы и самостоятельности людей. Принцип культуросообразности[5, с. 124]сформулирован А.Дистервергом. В отечественной педагогике его идеи развивал К.Д. Ушинский. Этот принцип предполагает учёт в воспитании общечеловеческих и национальнокультурных ценностей. Главная цель реализации этого принципа –приобщение человека к различным сферам культурной жизни и деятельности. Основные социальнопедагогическиезадачи: формирование бытовой культуры; физической культуры; сексуальной культуры; интеллектуальной культуры; политической и правовой культуры; духовной культуры. Реализация принципа культуросообразности опирается на следующие правила: системный (целостный) подход к культурному развитию и освоению культуры; творчество в процессе культурного развития. Принцип гуманизма[5, с. 126]. Гуманизм –это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие способностей. Принцип гуманизма предполагает соблюдение следующих правил: гуманное отношение к человеку; признание прав личности; помощь нуждающимся.В учреждениях культуры, искусства и досуга социальнокультурная деятельность осуществляется в различных формах. Каждое из учреждений располагает арсеналом универсальных, специфических и вариативных форм работы. Формы социальнокультурной работы это целесообразно ориентированные, структурно организованные социальнокультурные конструкции объединённые общим замыслом социальнокультурного развития, осуществляемого в процессе социальнокультурной коммуникации.Массовые формы это:массовые праздники, театрализованныепредставления, фестивали, конкурсы, церемонии, концерты, литературномузыкальные композиции, балы,зрелищноигровые программы,ассамблеи, шоупрограммы, презентации, флэшмоб, акции, карнавалы, вечера отдыхаи другие. Коллективногрупповые формы это:любительские объединения, клубы по интересам, студии, самодеятельные коллективы.Индивидуальные формыработы применяются в библиотеках, музыкальных школах, школах искусстви в учреждениях культурыи досуга,когда важен персональный поход к посетителям.Культура личности формируется в процессе жизни и влияния на человека различных факторов. Культурное развитие человека –многофакторный социально педагогический процесс.В сфере досуга социальнокультурная педагогика имеет своеобразную структуру, организационные формы и методы работы. В социокультурный педагогический процесс,во время посещения людьми учреждений культуры могут входить и практически реализоватьсяследующиезадачи:образование направленно на приобретение человеком знаний в области культуры; обучение направлено на формирование у человека навыков культурного поведения, общения и деятельности;воспитание культуры направлено на формирование у человекасоциально одобряемых,позитивных ценностных ориентиров и развитие способностей к самостоятельной культурнооценочной деятельности в сфере культуры и искусства, в форме развернутых суждений и выводов;развитие творческих способностей личности как готовности и способности личности к оригинальным решениям и практическим действиямв сфере культуры ив различных жизненных ситуациях.Изучение педагогических основ социальнокультурной деятельности позволяетопределить особенности социальнокультурной педагогикив сфере досуга. 1.Опора на интерес, развитие и возвышение культурных интересов и потребностей людей.2.Эмоциональная привлекательность процесса социальнокультурной деятельности, являющаяся условием педагогической эффективности. 3.Организация педагогического влияния среды на культурное развитие человека.4.Взаимовлияние людей друг на друга, в процессе культурного развития.5.Сознательная ориентация на социальнокультурные ценности.6.Учет особенностей социальнокультурного развития людей.7.Актуальность содержания социальнокультурных программ.8.Дискретностьсоциокультурногопедагогического влияния.9.Вариативность и многообразие средств форм и методов

педагогического воздействия в процессе социальнокультурной деятельности.

10.Обслуживающий характер социальнокультурной деятельности.Всё, что делает человек, соответствует его потребностям. У животных существует прямая связь между потребностью и способом её удовлетворения. У человека потребности удовлетворяются не столь прямолинейно, как у животных. Особенно это касается социальнокультурной деятельности. Удовлетворение витальных, социальных и духовных потребностей предполагает культурное оформление деятельности. В силу эмоционального характера социальнокультурной деятельности, для посетителей учреждений культуры доминирующее значение может иметь сам процесс времяпрепровождения, а не осознаваемая конечная цель деятельности. Цель социально культурной деятельности осмысливают и формулируют специалисты –профессиональныесотрудники учреждений культуры. Осознанная цель определяет направление деятельности для её достижения. Целостная социальнокультурная деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельныхтехнологическихнаправлений. 1.Культурнотворческая деятельность. Цель создание новых предметов, явлений и взаимоотношений в культуре и искусстве. Включает в себя все, что создается в соответствии с потребностями общества и личности: спектакли, фестивали, выставки, праздники и т.п.Эта деятельность осуществляется учреждениями искусства, культуры, художественнотворческими объединениями, где создаются новые произведения.2.Культурновоспитательная деятельностьнеобходима т.к. человек не рождается культурным, а становится в процессе воспитания. В частности, люди усваивают нормы и правила поведения, общения и взаимодействия с другими людьми, приобретают навыки социального поведения. Цель формированиеу людей представлений о культурных ценностях и способности самостоятельно вырабатывать отношения к различным явлениям культуры. В социальнокультурной деятельности культурные нормы усваиваются органично на позитивном эмоциональном фоне в соответствии с мотивацией. 3.Культурнопросветительная деятельность. Цель дать людям интересующую их информацию, знанияв области культуры и искусства. Для осуществления этой деятельности существуют библиотеки, музеи, лекции, экскурсиии т.п.4.Культурнообразовательная деятельностьв сфере досуга. Цель дать людям систематизированное, но дополняющее их основное, образованиев свободное время. Эту деятельность осуществляют с детьми, подростками и взрослыми внешкольные учреждения, а для взрослых создаются курсы и школы по обучению практическим навыкам.5.Рекреационная деятельностьв СКД. Цель создать условия, предоставить возможности,оказать услуги для восстановления духовных и физических сил людей.6.Коммуникативная деятельностьв сфере СКД. Цель состоит в том, чтобы через создание условий для удовлетворения естественных природных потребностей человека в общении с другими людьми,осуществлять социальный контроль и социальную регламентацию общения в учреждениях культуры искусства и досуга.Формирование и развитие культуры общения осуществляется как на специальных тренингах, в школах этикета, так и в процессе проведения массовых мероприятий формирующих культуру поведения и взаимодействия людей на основе ном и правил, принятых в социуме. 7.Управленческая деятельностьв социальнокультурной сфере направлена на управление учреждениями и организациями в социокультурной сфере и руководство посетителями учреждений культуры участниками социальнокультурных мероприятий. Это руководство осуществляется,преимущественно,с использованием психолого педагогических методов, не ограничивающих право граждан на свободное времяпрепровождение, а действующих через создание культурнодосуговой среды. Управление поведением людей в учреждениях культуры носит педагогически ориентированный характер и осуществляется в формах культурного обслуживания и ненавязчивых рекомендаций для посетителей.8.

Коммерческая социокультурнаядеятельность. Цель через предоставление культурных услуг получить прибыль.Коммерциализация социальнокультурнойсферы не способствует, в общем, ориентации культуры на высшие достижения и ценности, но создаёт условия для удовлетворения запросов, преимущественно рекреационноразвлекательногосвойства,на рынке культурных услуг.

Социальнокультурная деятельность направлена на формирование и развитие культуры человека и общества. Культура общества многообразна по содержанию. Общество предлагает людям варианты. Человек вправе самостоятельно определять направления культурного развития.

На основе содержаниясоциальнокультурная деятельностьструктурируется иосуществляетсяпо следующим основным направлениям.

Нравственное развитие личности,направленное на усвоение моральнонравственных норм принятых в обществе и выработку собственных моральнонравственных норм, в соответствии с моральнонравственными ценностями общества.

Формирование правовой культуры общества и личности.Оно включает в себя правовое просвещение и образование, формирование отношения людей к законам, поведениеи действия в соответствии с существующими законами.

Формирование политической культурыобщества и личности.Термин политическая культура был введён в научный обиход немецким философом –просветителем И. Гердером в 18 веке. Политическая культура личности характеризуется знаниями, ценностными представлениями и деятельностью человека как участника политических процессов.

Естественнонаучное направление СКД. Оно включает в себя информирование людей по вопросам естественнонаучной направленности,преимущественно прикладного характера,и направлено на удовлетворение потребностей в знаниях,необходимых для применения в повседневной жизнив хозяйственнобытовой деятельности.

Гуманитарнонаучное направление СКД. Способствует духовному развитию, гуманизации, социализации и адаптации человека.Осуществляется через освоение гуманитарных знанийи гуманистических идей, составляет основу культурного развития.

Художественное развитие общества и личности.Искусство характеризуются свободой творчества и многообразием форм художественного самовыражения. В искусстве «нет запретов». Искусство способствует освобождению, раскрепощению человека, потому, что в процессе творчества не только возможно, но и принципиально важно, чтобы художник создавал новое в культуре, делал художественные открытия. А значит, художник предлагает нестандартный взгляд на стандартные явления и разрушает стереотипы. Художникисозданное им произведении будоражит душу зрителей. Но, для того, чтобы воспринимать искусство «надо быть художественно образованным человеком». Это достигается в процессе художественного развития и саморазвития личности. В процессе восприятия художественного произведения идеально осуществляется процесс сотворчества, что комплексно влияет на культурное развитие. Эстетическое развитие общества и личности.Эстетическая культура проявляетсяповсюду: в материальных предметах, социальных отношениях, науке, быту, досуге.Эстетическая культура личности проявляется в труде общении, деятельности, речи, внешнем облике и манерах. В эстетической культуре выражается духовное развитие общества и личности. Эстетическая культура гармонизирует, успокаивает человека, приводитего духовный мир в равновесие. Эстетические оценки людей субъективны и могут не совпадать, но эти противоречия становятся факторами эстетического развития эстетической культуры общества.Экологическое и валеологическое развитие общества и личностиЭкологическая культура влияет на окружающую среду, способствует развитию человека как вида. Экология –знания о жилище. Экологическая культура проявляется как в жилище человека, так и в природной среде. Экологическая культура необходима для выживания человека и человечества. В экологическую деятельность входят просветительные, природоохранные, природовосстановительные мероприятия.Валеология —наука о здоровье и здоровом образе жизни человека. Основными признаками валеологической культуры личности являются: отсутствие здоровье разрушающих привычек; здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая деятельность самого человека.Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений современной социальнокультурной деятельности. Социальнокультурное развитие человека. Культура передаётся из поколения в поколение через социализацию. Социализация заключается в усвоении индивидом системы знаний, норм ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в обществе. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков,необходимых для их успешной реализации. Социальнокультурное развитие является основой многогранного процесса усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.

Социальнокультурная деятельность в различных учреждениях культуры искусства и досуга носит специализированный характер и осуществляется в соответствиис основным профилем работы,на основе которого формируется концептуальное, доминирующее направление.

Содержание, цели, формы и методы социальнокультурной деятельности,определяются в зависимости от вида, структуры, статуса, масштабов работы и ресурсовучреждения культуры.

Ссылки на источники1.Основы законодательства Российской Федерации о культуре(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 36121) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).URL: http://www.consultant.ru

[Дата обращения 03.03.2016].2.Основы государственной культурной политики. Утверждены указом президента Российской федерации.. –URL: http://static.kremlin.ru

[Дата обращения 05.03.2016].

3. Педагогическийэнциклопедический словарь /

гл.ред. Б.М. БимБад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.–528 с.4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. –М.:Институт практической психологии,1997.–365 с.5. Социальнаяпедагогика/

Подобщейред.М.А.Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.–416 с.