Полный текст статьи
Печать

 Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, целевые установки, меняются оценки качеств личности, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Современные поколения становятся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит учиться детям долгие годы. Другими словами, нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.

Концепция непрерывного экономического образования детей и молодежи, совершенно оправданно включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика, понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка с самых ранних лет. Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Семья – это реальная экономика и, по справедливому мнению известного ученого и педагога Е.А. Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи [1].

Долгое время отечественная дошкольная педагогика пыталась обойти проблему –  дети и деньги. Нужно ли знакомить дошкольников с понятием «деньги», когда Россия все активнее входит в товарно‑денежные отношения и происходит становление рыночного механизма хозяйствования? Безусловно, да, но с учетом возрастных возможностей развития познавательной деятельности дошкольника. Еще ребенка необходимо вводить в мир экономических отношений, поскольку это отношения между людьми, которые должны присваивать дети еще в дошкольном детстве [2].

Системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразие потребностей человека (в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр.) дают возможность старшему дошкольнику легко установить связь между результатами труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Старшими дошкольниками легко осознается понятие «деньги» как измеритель ценности товара или услуги. Помогает им в этом установление связи между трудом людей разных профессий, занятых на одном производстве и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда.

Работая с дошкольниками, их тактично знакомят с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги определяют достаток семьи, материальное благополучие.

В последние годы стало необходимым знакомить старших дошкольников с рекламой как способом распространения информации о товарах и услугах. С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить, какие получить услуги (сделать красивую прическу, проявить фотопленку, вычистить и выстирать одежду, починить машину и пр.). В рекламных целях используют печать, радио, телевидение. Люди разных профессий заняты в рекламе. Понимание значения рекламы способствует воспитанию у ребенка правильного отношения к ней. Дети охотно и сами включаются в создание рекламы своих поделок.

Целенаправленное формирование системных знаний о трудовых процессах, связи людей разных профессий, занятых на одном и разных производствах, обеспечивает накопление не разрозненных фактов, которые трудно объединить в сюжет, а взаимосвязанной системы событий и взаимоотношений людей, имеющей развитие во времени.

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики АПКРО А.Д. Шатова на страницах журнала «Дошкольное воспитание» поднимала проблему экономического образования дошкольников в статьях на тему «Нужно ли и зачем экономическое воспитание дошкольникам?» В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают», «продают», «расплачиваются» за покупки «деньгами», однако все это происходит в играх, в условной ситуации, порой очень непохожей на то, что происходит в реальной жизни взрослых людей. Налицо два плана «экономической» деятельности взрослых людей. Полагаться только на один из них, как показывают исследования, да и сама жизнь, нецелесообразно. Кроме того, мы хорошо знаем, насколько различны ценностные установки каждой семьи как социального института воспитания, в том числе, и экономического. Поэтому важно подчеркнуть необходимость связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления [3].

Азы экономического воспитания – это глобальная социальная проблема, которая может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами дошкольных учреждений при активной поддержке государства.

Решение экономических задач, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и социально‑коммуникативным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания ребенка.

Поэтому в изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно со старшего дошкольного возраста, – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок‑дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и осознает, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Суть предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в специальном обучении экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием [4]

Этим и объясняется обращение к исследованию проблемы экономического образования детей с дошкольного возраста.

Целью исследования стало -  разработать систему образовательной деятельности по формированию экономических представлений старших дошкольников.

 В процессе изучения основ теоретического материала было принято предположение, что процесс экономического развития старших дошкольников будет интересным и эффективным для детей  при следующих педагогических условиях:

-     использование системы методов и приемов познавательного развития детей;

-     ознакомление детей с миром экономических понятий и представлений;

-     включение детей в разные формы деятельности, требующие элементарных экономических представлений детей.

Так как в основе овладения ребенком экономическими знаниями и  понятиями лежит освоение позиции субъекта детского труда, организация образовательной деятельности требует специальной педагогической технологии, существенно отличающейся от традиционной методики формирования трудовых навыков. Суть ее заключается в формировании операционально‑технических способов осуществления действий и целостных трудовых процессов, как структурных единиц элементарной трудовой деятельности, путем переноса системных экономических знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.

Педагогическую технологию вхождения ребенка в реальные экономические связи выстраивали как поэтапную. В исследовании была применена методика развивающих заданий. Задания были построены на жизненных ситуациях, детям они были знакомы, поскольку они сами часто являлись участниками покупок.

Целью первого этапа работы с заданиями было приобщение ребенка к современному миру, его ценностям путем формирования общих представлений о предметах. Для его реализации использовались две ситуации: развивающая ситуация и проблемная.

Развивающая ситуация предполагала самостоятельный поиск решения задачи, выбор оптимального варианта. Детям нужно было сделать покупки и решить практические задачи: в какой магазин надо обратиться, чтобы купить конструктор «Лего» (морковь и капусту, чайные чашки, хлеб, букет цветов); и в ситуации, когда в магазине много людей, как узнать, кто из них продавец?

С помощью рассказа вводили детей в проблемную ситуацию, давали ее описание.  Чтобы детям было легче ориентироваться, использовали картинки с необходимыми покупками (конструктор, морковь и капуста, чайные чашки, хлеб, букет цветов).

На втором этапе примером задания, где дети обучались целостным трудовым процессам, было выполнение детьми второго задания. Здесь целью задания было показать детям производственный цикл изготовления товаров; показать процесс преобразования человеком предмета труда в продукт, как результат труда, удовлетворяющий потребности человека.

Материалом в процессе выполнения задания служили «схема» сборки телевизора, картон, клей, ножницы и другие аксессуары для его выполнения. Развивающая ситуация заключалась в раскрытии сущности труда как особой деятельности по преобразованию окружающей действительности, в содействии  ребенку в осознании тех личностных качеств, которые необходимы умелому, деловому человеку.

Проблемная ситуация предполагала необходимость «собрать» по схеме телевизор (склеить детали), оформить его внешний вид, изготовить для него упаковку, увезти его на склад или в магазин, придумать рекламу и т.д.

Детей делили на несколько взаимодействующих друг с другом подгрупп. Каждая из них выполняла свою работу. Дети в группе совместно ставили цель, подбирали материал, орудия труда, обдумывали трудовые действия, промежуточные результаты труда. Конечный результат труда – готовый телевизор – складывался из результатов деятельности отдельных подгрупп. Воспитатель в роли начальника цеха делала акцент на хорошей организации работы в подгруппах.

Подгруппы детей с удовольствием планировали свою деятельность.. Они по «схеме» разработали и собрали телевизор. Чтобы осуществить задуманное, дети подобрали материалы и предметы труда, распределили трудовые действия. Все старательно выполняли свою работу, так как хотели получить хороший результат труда. Дети обосновывали значимость своего труда как социального явления, проявляли экономически значимые личностные качества – трудолюбие, бережливость, добросовестность. Дети начинали понимать, что цена товара зависит от качества и внешней привлекательности, поэтому «художники» старались выполнить свою работу хорошо. Они долго советовались, как лучше оформить внешний вид телевизора.

Дети постепенно начинали понимать зависимость стоимости от количества и качества вложенного труда, от качества самой продукции, от затраченного материала. Каждый шаг в процессе приобщения к труду как к экономической ценности давал детям возможность легко установить связь между результатами труда и деньгами. Дети постепенно осознавали, что понятие «деньги» выступает измерителем ценности товара или услуги. В этом им помогало установление связи между трудом, (который они трансформировали в своих действиях), людей разных профессий, занятых на одном производстве и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда.

Третий шаг освоения позиции субъекта детского труда был связан с решением «экономических проблем» в повседневной жизни дома и в детском саду. Выполняя задание по теме «Делу – время, потехе – час», дети задумывались над такими качествами личности, как ответственность, заботливое отношение к другим.

Развивающая ситуация этого задания способствовала формированию представления о том, что заботиться о членах семьи, о вещах, их окружающих, о себе – это и есть показатели общей культуры человека.

Проблемная ситуация заключалась в рассказе воспитателя о том, что мама попросила Петю сходить в булочную за хлебом. Мальчику очень хотелось поиграть с ребятами во дворе, и он решил, что сначала поиграет, а за хлебом сходит позднее. Ребята заигрались и не заметили, как наступил вечер. Петя вдруг вспомнил о необходимой покупке и побежал в магазин. Но... магазин уже был закрыт. Мальчик очень огорчился. Мама укоризненно посмотрела на сына и сказала: «Делу – время, потехе – час».

 Вопрос к детям: «Почему так говорят?  был тем заданием, которое дети должны были выполнить, объясняя суть поговорки. Дети справились с заданием, так как в каждой семье часто складывается такая же ситуация, в которой иногда нет возможности и желания сделать то, что необходимо сейчас. Здесь у ребят накапливался жизненный реальный «экономический» опыт.

Кроме заданий практического ситуативного характера в процессе исследования использовались игры. Например, целью сюжетно‑дидактической игры «Реклама» было дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы и уточнить знания о рекламе и людях, которые ее создают.

Подобрали ряд игр и игровых ситуаций, которые способствовали ознакомлению детей с экономическими понятиями. Весь практический материал игр был построен согласно теме по блокам знаний.

Примером такого блока была работа по теме «Бюджет семьи. Доход. Расход». Наряду с центральной целью блока – познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией, была цель воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Здесь решались и задачи математического развития детей: формировать умения считать, сравнивать числа, составлять целое из частей; понимать отношения между целым и частью, частями целого. Все это, в целом, обеспечивало усвоение детьми понятия о бюд­жете и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

В содержание работы по блоку были включены: игры‑ситуации «В гостях у семьи Экономистов» и «Доходы семьи Крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»; игра «Доходы семьи Экономистов».

В игре‑ситуации «В гостях у семьи Экономистов» использовался материал: модель «Семейный бюджет» (СБ), карточки с изображениями членов семьи и результатов их труда, деньги.

Вначале Гном Эконом пригласил детей познакомиться с семьей Экономистов, узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказал детям, что он трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает зарплату (в это время на модель круга кладется соответствующая карточка). Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату (кладется карточка). Зарплата – это деньги, получаемые за работу, это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.

Затем гном Эконом спрашивал детей о том, кто у них дома получает зарплату и за что?  и продолжал рассказывать: В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (кладутся соответствующие карточки.) Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Сестра и брат – Экономята. Сестра учится и за свой труд (учеба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Это плата за учебу (кладется карточка.). Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег. (кладется пустая карточка.) Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.

Модель круга в процессе рассказа постепенно заполнялась карточками, и дети наглядно видели составляющие бюджета семьи Экономистов.

В процессе беседы ребята уточняли, закрепляли свои знания и представления, подходили к пониманию того, что бюджет семьи – это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия. Деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают.

Также в процессе бесед, игр, ситуаций дети уточняли, что все деньги, которые получают члены семьи, это - доход, закрепляли новые и уже знакомые представления о доходе семьи.

В цикле этого же блока знаний дети получали представления о том, куда тратятся деньги и, что, в системе понятия бюджет, это называется расходом.

В этом же блоке знаний в игре‑ситуации «Какие бывают расходы» детей знакомили с видами расходов. Здесь рассказывали детям, что бывают обязательные (основные) расходы и необязательные (неосновные). Для этого использовали: модель «Расходы», карточки с изображением предметов и сказочных героев, символизирующие основные и неосновные расходы (мебель, одежда, продукты питания, свет, газ, игрушки, книги).

Детям предлагали рассмотреть картинки и определить виды расходов. Воспитатель объясняла, что семья тратит деньги (расход) на разные нужды. Расходов в семье много, и их никак не избежать. Так, человек не может жить без еды, одежды, жилья. Одежда спасает от непогоды, еда необходима, чтобы быть здоровыми, жилье – чтобы в нем жить. Это все основные расходы.

В предварительных беседах, опираясь на имеющиеся у детей представления задавали детям такие вопросы: «Как вы думаете, почему расходы так называют?  К каким расходам можно отнести покупку игрушки, билетов в театр, одежды, хлеба и т.п.? (показывали соответствующие карточки). Уточняли, если дети затруднялись или отвечали неправильно, что такие расходы относятся к не основным – это приобретение товаров, без которых можно обойтись. Одни расходы требуют большего количества денег, другие – меньшего.

В процессе такого рассказа‑беседы детей подводили к пониманию того, что сущность расходов – удовлетворение потребностей (нужд) человека.

Использовали в исследовании экономические и арифметические задачи. Здесь не стремились брать сразу большое содержание расходов. Рассказывали детям сказку о трех знаменитых поросятах, которые получив за строительство дома зарплату, по-разному ею распорядились. Решение задачи сводилось к тому, что дети должны были ответить, кто из поросят правильно израсходовал зарплату.  

В игровой ситуации «Путешествие в сказку» развивали у детей умение подмечать простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев в знакомых сказках. Материалом служили сказки, карточки, картинки с изображением героев, фланелеграф.

 Воспитатель предлагала детям вспомнить сказки «Дюймовочка» Г.X. Андерсена, «Кот в сапогах» Ш. Перро; «Лиса, Заяц и Петух», «Хаврошечка» (русские народные сказки) и др. В процессе беседы один из детей выкладывал на фланелеграфе героев сказок.  Так возникал разговор о доходах и расходах, о бедности и богатстве, выраженном в деньгах, вещах (например, Крот), и богатстве, выраженном в доброте, храбрости, уме (Ласточка, Кот).

Без участия родителей в исследовании работа по экономическому воспитанию дошкольников была бы односторонней и менее эффективной. На всех этапах работы требовалось единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в семье. Однако формирование представлений родителей о содержании их взаимодействия с ребенком по вопросам их экономического воспитания на данном этапе исследования вызывало определенные трудности. Результаты анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не умеют и не знают, как содействовать приобщению детей к миру экономики.

Накопленный в процессе поиска форм, методов и содержания данной работы с детьми опыт позволил определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относились:

– информирование родителей о возможности, задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

– участие родителей в различных мероприятиях по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

– совместное создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

– организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Постепенно стали наблюдать появление у детей интереса к экономическим проблемам: дети часто в играх, беседах среди сверстников все чаще стали обращаться к экономическим знаниям, термины, считают расходы, доказывают друг другу правоту своих мнений и выводов. В сюжеты творческих игр дети стали включать демонстрацию экономических знаний и отношений. Они часто представляли себя на месте взрослых и анализировали их экономические действия. Это свидетельствовало о том, что у детей появился интерес к экономическим знаниям, понятиям и действиям.