В современных социокультурных условиях проблема формирования профессионально-важных качеств педагогов дошкольных образовательных организаций становится наиболее значимой и актуальной. В связи с чем, подготовку будущих педагогов необходимо осуществлять с акцентом на формирование данных качеств, как основу успешной профессионализации и реализации педагога в педагогической профессии в целом. В настоящее время, в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов делается акцент на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых :родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основные принципы дошкольного образования заключаются в[6]:
1) полноценном проживании ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействии и сотрудничестве детей и взрослых, признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничестве организации с семьей;
6) приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Таким образом, актуальные задачи, стоящие перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, это - индивидуально-личностный подход к воспитаннику, знакомство его со всем многообразием окружающего мира, раскрытие и реализация способностей ребёнка в различных видах деятельности, формирование его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, духовно-нравственное развитие.
Развитие и формирование ребенка дошкольника во многом зависит не только от профессиональных знаний и умений педагога , но и в той же степени от его личностных качеств. Это связано прежде всего, с особенностью социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, сензитивностью к усвоению социокультурного опыта во всём многообразии взаимоотношений детей со значимыми взрослыми.
Как отмечает И.А. Зимняя, именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с педагогом любого другого уровня и формы обучения [2].
Структура педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения совпадает с общепедагогической, но способы ее деятельности и приемы выполнения являются специализированными. Деятельность педагога дошкольного образования многоаспектна и имеет творческий характер. Мобильность, способность к решению нестандартных профессиональных ситуаций, готовность изменяться и расти, самостоятельность, высокий самоконтроль и ответственность за собственные действия и поступки, принятые решения – все эти характеристики высокого профессионала относятся и к педагогу. Педагог должен стремиться творчески развиваться и самосовершенствоваться, иначе может произойти профессиональная деформация личности с элементами выгорания.
Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, с нашей точки зрения, должна характеризоваться следующими параметрами: умением определять цели профессионально-личностного роста и развития на основе личных профессиональных потребностей; ориентация на гуманистические принципы педагогической деятельности в условиях дошкольного учреждения; потребностью в духовно-нравственном саморазвитии и самообразовании, способностью к преодолению препятствий, принятию ответственности за свои действия, жизнь и здоровье доверенных детей; жизненной мудростью, уверенностью в себе, осознанием общественной значимости профессии, убежденностью в правильности выбора); диалогичностью процесса общения с окружающими. Коммуникативный аспект предполагает установление доверительных отношений с детьми, коллегами, регулирование межгрупповых, внутригрупповых отношений субъектов педагогической деятельности.
Таким образом, профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами и в определенной мере зависит от тех личностных и профессиональных качеств человека, определяющихся содержанием и характером выбранной профессиональной деятельности.
Критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику.
Нормативные требования к педагогу заложены в квалификационных и профессиографических моделях. Профессиограмма педагога включает в себя следующие качества: профессиональные педагогические и психологические знания, коммуникативную компетентность, нервно-психическую устойчивость, распределение внимания, оперативную память и мышление, адекватную самооценку, уважение к людям, интерес к ним, педагогическую наблюдательность, хорошо развитую речь и др.
Профессиографический подход содержит объективные требования профессии к человеку, профессиограмма как модель личности и деятельности педагога «отражает его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества» [1].
По словам В.А. Сластенина в структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого сосредоточены основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к педагогической профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу [7].
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего педагога в воспитательную, учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней[5].
Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины и профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:
- истинно педагогическую;
- формально педагогическую;
- ложно педагогическую.
Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности педагога [3].
В настоящее время основные требования к педагогу отражаются в профессиональном стандарте. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации, даётся описание трудовых функций, определяющих должностные обязанности. Структура трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» включает: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики. Содержание трудовой функции педагогов дошкольного образования включает в себя развитые коммуникативные, организаторские и творческие способности; высокий уровень знаний по организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, знание общих закономерностей развития личности ребёнка дошкольника. Особым компонентом выделяется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики [4].
Нами был проведён опрос студентов и преподавателей факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Студентам и преподавателям был предложен один вопрос: «Какими личностными и профессиональными качествами, должен обладать воспитатель дошкольного учреждения?»[10]
На основе полученных данных мы выделили следующие важнейшие слагаемые модели личности педагога-дошкольника:
- любить любого ребенка, каков он есть;
- видеть в каждом ребенке личность, воспитывать в нем чувство справедливости, достоинства и ответственности за себя и свои поступки;
- хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительный эмоциональный фон вокруг него;
- верить в возможность каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны;
- раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум;
- поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула дошкольного образования;
- учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь окружающим;
- замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;
- духовность, нравственность и интеллигентность;
- высокий уровень общей и нравственной культуры;
- развитое педагогическое мышление и современная педагогическая позиция;
- ценностные ориентиры и гуманистическая направленность;
- высокая профессиональная компетентность;
- развитые педагогические способности;
- сформированность эмоционально-чувственной сферы личности;
- владение прогрессивными педагогическими технологиями;
- творчество и мастерство;
- рефлексивная деятельность;
- эмпатия [10].
Как мы видим, идеальная модель педагога-дошкольника представляет собой единство двух взаимопроникающих и взаимодополняющих частей. Личностные характеристики, такие как, любовь к детям, терпимость, ответственность, доверие, понимание, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях, эмпатия, беспокойство за их будущее, умение жить их интересами, личное обаяние, чувство юмора, находчивость и профессиональные характеристики: способность налаживать коммуникативные связи; владение дошкольными методиками, раскрывающими природные задатки детей и желание их дальнейшего развития в способности; глубокое знание дошкольного образования и воспитания и интерес к педагогической науке; психолого-педагогическая подготовка, высокий уровень интеллектуального развития и широкий общий кругозор; владение межпредметными связями, умение интересно и доступно объяснять материал, умение давать теоретический материал не изолированно, а в конкретной связи с требованиями практической работы; твердость и решительность, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.
Таким образом, личность педагога дошкольного образовательного учреждения должна характеризоваться высоким уровнем предметных знаний, умением применять их на практике, владеть современными технологиями воспитания и обучения; высоким уровнем духовно-нравственной культуры, любовью к детям, развитыми коммуникативными качествами, что обусловлено необходимостью постоянного учета в своей работе возрастных особенностей детей дошкольного возраста, трудностями преимущественно игровой формы обучения, целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения в дошкольном учреждении. Необходимо развивать те качества личности, которые выступают как более значимые в обусловливании типа ориентированности на взаимодействие с детьми.