Полный текст статьи
Печать

Песни давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни большинства людей. Мы часто с удовольствием слушаем музыку у себя дома, во время путешествий, учебы и даже на работе.  На уроках иностранного языка учителя нередко открывают и оканчивают уроки песней, преследуя при этом самые разные цели: ввести новую грамматическую или разговорную тему, разнообразить или изменить темп занятия, актуализировать новую лексику или отработать только что введенные лексические единицы.

В последнее время всё чаще появляются убедительные практические доказательства необходимости использования музыки на уроках английского языка, и исследования, подтверждающие, что песни являются эффективным инструментом овладения языком.

Самые разные виды песен, начиная с детских песенок до современной поп-музыки, могут быть использованы на занятии. Создано немало песен, написанных специально для обучения английскому языку. Однако они часто подвергаются критике, так как им не хватает оригинальности и музыкальной привлекательности, но наряду с таким музыкальным материалом есть и хорошие примеры стимулирующей, современной музыки, отражающей реальные вкусы изучающих язык. «Реальная» музыка, которую дети слышат и слушают каждый день, может также стать мотивирующей на занятии. Тем не менее, текст таких песен не всегда уместно использовать в образовательных целях: в нем, например, могут содержаться жаргонная или оскорбительная лексика, иногда грамматические ошибки.

Известный американский психолог Говард Гарднер однажды сказал: «Вопрос не в том, сколько у вас ума, а в том, каким образом ваш ум работает». Никогда не будет двух обучаемых, совершенно одинаково осваивающих язык. Поэтому, на каждом занятии следует использовать сочетание методов обучения для того, чтобы обучаемый смог воспользоваться тем из них, который наиболее оптимально подходил бы именно ему. Рассмотрение этих аспектов является огромной проблемой обучения иностранному языку. Гарднер различает восемь стилей обучения, и полагает, что именно обучающиеся-аудиалы извлекают наибольшую пользу от обучения через песни. Такие дети прекрасно поют, с легкостью подбирают звуки, вспоминают мелодии и ритмы, часто напевают, играют на музыкальных инструментах и ​​слушают музыку.

Однако это не означает, что учащиеся с другими типами восприятия не способны извлечь выгоду из песен. В работе над речевыми навыками посредством песен обучающимся часто предлагают танцевать и двигаться (стиль физического обучения), читать, рисовать и разгадывать головоломки (пространственный интеллект), рассказывать истории и писать (вербальный стиль обучения).

Исследования показали, что популярные песни обладают характеристиками, которые помогают в изучении иностранного языка: они часто содержат распространенные, короткие слова; написаны приблизительно для детей 10-11 лет; язык текста разговорный, время и место, как правило, неопределенны; текст песен часто поётся более медленным темпом по сравнению с разговорной речью, лексика и грамматика повторяются [1]. Кроме того, известно, что песни снижают «аффективный фильтр» или, другими словами, побуждают в детях мотивацию к обучению [2, 3, 4, 5, 6].

Обучение иностранным языкам по песням способствует социально-эмоциональному развитию обучающихся. Песня позволяет учащимся принимать участие в группе и выражать свои чувства, независимо от их уровня владения английским языком. Песни также физически развивают детей, позволяя им на уроке часто передвигаться, аплодировать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, слышать большое количество языкового материала во время их воспроизведения, чтобы в дальнейшем использовать его в различных ситуациях. Кроме того, можно воспользоваться эффектом песни, которая застревает в голове, достигаемый посредством её многократного повторения. Развитие автоматизма способствует тому, что постепенно обучающиеся начинают говорить на языке быстро и без пауз. Помимо этого, песни – это проводники в культуру страны изучаемого языка. Они представляют собой «богатый кладезь информации о человеческих отношениях, этике, обычаях, истории, юморе, а также региональных и культурных различиях» [7]. И наконец, песни помогают учащимся лучше запоминать словесное ударение, интонацию и ритм, что также способствует запоминанию. В целом, можно сказать, что музыкальные произведения необходимо активно использовать для развития навыков чтения, аудирования, говорения и письма.

Во-первых, в целях знакомства с новым музыкальным произведением, обучающимся можно предложить поразмышлять о содержании песни, предъявив им её название или подобрать картинку, которая имела бы к ней отношение. Во-вторых, выписать ключевые слова песни на доске и предложить обучающимся задать вопросы учителю об их значении, а затем на их основе составить рассказ. В-третьих, во время воспроизведения песни предложить обучающимся выкрикивать слово «стоп», как только они услышат одно из выписанных на доске слов. В-четвертых, разрезать песню на ленты с фрагментом музыкального произведения и дать каждому обучающемуся одну ленту для запоминания. Затем каждый кладет свою ленту в карман и читает наизусть свой отрывок вслух. Далее обучающиеся выстраиваются в правильном порядке, проговаривают песню, слушают её и проверяют. На этом этапе также возможно предложить обучающимся выложить ленты с текстом песни на столе в порядке её воспроизведения. В-пятых, при работе с песней учитель заранее готовит текст песни с пропусками, и после предлагает обучающимся их заполнить ещё до её прослушивания и затем проверить. В-шестых, в целях развития навыка письма обучающимся можно предложить написать письмо главному герою или исполнителю песни, переписать её как рассказ, написать историю, которая началась до истории в песне или привела к ней, или написать историю как продолжение событий, описанных в песне. В-седьмых, предложить обучающимся изменить слова (прилагательные, наречия, имена собственные, топонимы, чувства), и придумать свой собственный текст песни для мелодии и затем спеть их версии. И наконец, можно предложить нарисовать или составить коллаж песни, а затем сравнить варианты визуализации на уроке.

Опыт работы с музыкальными произведениями показал, что в целях эффективного обучения иностранному языку необходимо как можно чаще пользоваться богатыми возможностями песенного материала. Его социально-эмоциональный,  когнитивный, культурный и языковой потенциал помогают лучшему освоению вокабуляра, сложных грамматических конструкций и культуры стран изучаемого языка.