Педагогический труд – очень творческий, требующий от учителя, воспитателя, преподавателя постоянного совершенствования. Педагог обязан, во-первых, следить за научными тенденциями и инновациями в области той науки, которую он преподаёт. Научно-технический прогресс постоянно ускоряет свой темп, и педагог обязан следить за научной печатью, участвовать в научно-практических конференциях, заниматься самообразованием. Только те знания, которые современны, подтверждены наукой и проверены практикой, должны в качестве содержания образования подаваться студентам. Во-вторых, педагог должен быть в курсе педагогических и методических новшеств, следить за развитием педагогики и методики преподаваемой им дисциплины. Третье направление, которое требует от педагога постоянного самосовершенствования, – психология обучающихся.
Психологическая организация человека имеет много стабильных возрастных особенностей, не подвергаемых значительным изменениям в течение истории развития цивилизации. Однако ряд черт психологии человека, особенно на этапе его становления как личности, подвержены трансформациям, обусловливаемым социальными условиями, тенденциям общественного и личностного развития.
Цель статьи – рассмотреть те изменения психологической организации молодого человека (студенческого возраста, 17-21 год), которые требуют особого внимания педагога высшей школы; отметить аспекты деятельности педагога с учётом динамики психологии обучающихся.
На современном этапе развития общества складываются такие социальные условия, в которых психология личности человека начинает приобретать новые черты, уже достаточно хорошо заметные в сопоставлении с психологическими особенностями личности молодого человека, проходившего становление, к примеру, 20-30 лет назад. К примеру, Н.В. Иванова отмечает: «Личность современного студента имеет неоспоримые особенности, особенно в нравственном и когнитивном компонентах содержания» [1, с. 14]. О том же говорят и Л.И. Афанасьева, Н.М. Ноговицына: «Современное общество порождает новый тип личности, установки, образ поведения и деятельность которой отвечает задачам общественного развития» [2, с. 57].
Рассмотрим основные трансформации личности современного студента и наметим связанные с ними психологические и методические подходы педагога вуза к обучению и воспитанию современных студентов.
Инфантильность (инфантилизм) молодёжи.
По мнению Р.И. Палаевой, «психический инфантилизм проявляется в детскости мыслительной деятельности, поведенческих паттернах и эмоциональном реагировании» [3, с. 1530]. Для инфантильного молодого человека характерны психологические особенности людей более младшего возраста. Наличие инфантильности у современных студентов С.Ю. Николаева обозначает как «проблему готовности к самореализации» [4, с. 17]. Об инфантильности современных студентов говорят М.В. Тарасов и М.В. Дорохова, отмечающие «взаимосвязь инфантильности и эмоционального интеллекта студентов» [5, с. 119], В.А. Пегов и А.В. Пегова, выделяющие как один из важнейших симптомов инфантильности молодых людей их вовлеченность в сферу компьютерных игр [6, с. 107], и другие исследователи.
Инфантильному молодому человеку трудно принимать самостоятельные решения, предпринимать самостоятельные действия, у него есть сложности, связанные с «саморазвитием, самоконтролем, ответственностью за собственное здоровье, справедливостью и терпимостью к мнению других людей, способностью входить в их чувства и мысли, чувством ответственности за них» [6, с. 107]. К анализируемому возрасту формируется устойчивая привычка слушать во всём родителей, как правило, маму, поступать в соответствии с приказами или советами родителей. Инфантильность проявляется во всех сторонах жизни молодого человека: от выбора друзей и одежды до принятия важнейших решений – выбора, к примеру, профессии или спутника жизни. Такой «ребёнок» очень удобен родителям, он послушен, внешне стабилен. И, как правило, именно родители, их поведение являются определяющими факторами инфантилизации молодого человека.
Помимо того, как нам кажется, переход к одиннадцатилетнему образованию (с возрастом выпускника школы 18 лет) способствовал инфантилизации молодого человека. Произошла отсрочка «взросления», с которым ассоциируется окончание школы, на один год. Возможно, из-за этого года произошёл какой-то сбой в психологических механизмах взросления. Хотя и этот фактор, естественно, далеко не единственный.
Инфантилизации подрастающего поколения, как нам кажется способствуют изменения в традициях ухода за подрастающими детьми. Если в советское время считалось вполне допустимым, чтобы первоклассник самостоятельно, пешком или на общественном транспорте, добирался домой и там до самого вечера, до возвращения с работы родителей, был один, сам обедал, делал уроки, то теперь такая ситуация практически нереальна. Тому множество вполне объективных причин, начиная с того, что возросшая преступность, в том числе педофилия, запрещают родителям допускать самостоятельное перемещение малолетних детей по улицам, а заканчивая усложнением школьной программы, требующим помощи взрослого при выполнении ребёнком домашнего задания. В результате ребёнок привыкает к постоянной опеке взрослых, к постоянному присутствию в своей жизни мамы или папы. Каждый родитель помнит тот возраст своих детей, когда они постоянного хотели сделать что-то сами – одеться, вымыть посуду, прийти домой из школы. Если пресечь желание самостоятельности в том возрасте, когда оно появляется, это и создаёт условия для инфантализации.
Нельзя сказать, что раньше инфантильных молодых людей и девушек не было. Речь о том, что сегодня такие случаи становятся не исключительными (один-два человека на группу), а регулярными.
Для педагога высшей школы, «получающего» молодого человека в возрасте 17-18 лет, его инфантильность является фактом. Каким-то образом избавить студента от инфантильности полностью он не сможет. Педагог должен в любом случае учитывать данную психологическую особенность молодёжи, быть готовым к отсутствию у обучаемых самостоятельности, в том числе и в выполнении учебных задач, в организации своей учебной деятельности. Однако предпринять шаги, направленные на повышение самостоятельности студента, преподаватель вуза вполне способен. Он может создавать ситуации выбора (заданий, условий их выполнения, партнёров по выполнению работы, вариантов и т. п.), а также может воздействовать на студента коммуникативно – стилем общения. Кстати, по нашим наблюдениям, количество преподавателей вуза, которые обращаются к студентам на «ты», постоянно возрастает. Традиционное вузовское «вы» для студенты, пусть и сочетаемое с использованием не имени-отчества, а только имени, полного или сокращённого, символизировало ранее переход студентов во взрослую жизнь, так как школьные учителя использовали обращение на «вы» исключительно редко, а вузовские – всегда. Хотелось бы посоветовать коллегам, в свете инфантилизации студентов, не отказываться от этой старой доброй этикетной традиции.
Изменения в коммуникативном поведении студента.
Под коммуникативным поведением мы понимаем организацию студентами своего общения, взаимодействия с окружающими, в первую очередь, со сверстниками. В современной системе высшего образования студент воспринимается как субъект, а «деятельность субъекта формируется и развивается в человеческих отношениях» [7, с. 48]. На появление трансформаций в коммуникативной сфере современной молодёжи огромное влияние оказывает интернет-общение, в первую очередь, в социальных сетях. Влияние социальных сетей на жизнь и формирование личности молодежи анализирую, к примеру, А.А. Дубинина, С.Б. Калинченко [8]. Нельзя не согласиться с данными исследователями в том, что распространение интернета имеет и положительные, и отрицательные последствия. О.Н. Шубина отмечает, что «пребывание в Интернете вытесняет все другие виды деятельности студента, становясь центром его жизни, что приводит к деградации его связей с социумом, физического и психического упадка, появления личностных деформаций. Интернет-зависимость сопровождается нарушением структуры личности, оторванностью от реальности, нарушением ее связей с социумом, обострением проявлений акцентуированных черт, приводит к дезадаптации личности» [9, с. 105].
Для современного студента, даже при отсутствии интернет-зависимости (а надо отметить, что, хотя бы в небольшой степени, но интернет-зависимы практически все молодые люди) гораздо легче общаться в социальных сетях, чем «вживую». Он начинает хуже понимать собеседника, отучивается реагировать на невербальные средства общения, примитивизирует языковое выражение своих мыслей и чувств, приводя его в соответствие с интернет-стандартами.
Деятельность педагога в данной ситуации ещё недостаточно исследована специалистами. С одной стороны, необходимо учитывать изменение коммуникативных установок студентов при планировании учебной и воспитательной работы со студентами, с другой – важно пытаться воздействовать на обучающихся собственным коммуникативным примером, организацией на занятии различных ситуаций взаимодействия между членами учебной группы, в том числе проведение занятий в форме дискуссии, соревнования, ролевой и деловой игры и под.
Изменение нравственных и ценностных установок молодого человека.
Описывая особенности нравственной сферы современного студента, сошлёмся на исследование Н.В. Ивановой: «Заметно стабилизируются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, повышается интерес к моральным вопросам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-20 лет развита не в полной мере. В связи с этим нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков» [1, с. 15]. Как видим, положительные моменты нравственной сферы сочетаются с отрицательными, что и должен учитывать в процессе общения со студентами педагог высшей школы.
С одной стороны, «в настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции» [10, с. 168], с другой, далеко не все современные студенты могут удовлетворять данные требования и демонстрировать такие качества личности.
Намечается динамика и ценностной сферы личности. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [11, с. 17]. При том, что любовь, здоровье, семья по-прежнему остаются жизненными для молодых людей ценностями, возрастает актуальность такой ценности, как стремление получать удовольствие. По мнению Н.В. Ивановой, «такое высокое положение данной категории в системе ценностей современных студентов показывает, что подрастает поколение молодых людей, стремящихся в большинстве своем вести праздный образ жизни, что становится нормой современной жизни и навязанным СМИ стереотипом жизни» [1, с. 17].
Над решением проблем, вытекающих из изменения нравственной и ценностной сфер личности студента, работают многие исследователи. О.В. Григорьева говорит о необходимости «повышения их социальной активности и организации психологического сопровождения воспитательного процесса в вузе» [10, с. 170]. К сожалению, сегодня в высших образовательных учреждениях, как правило, отсутствует психологическая служба, так как нет средств на её финансирование. А ведь, действительно, работа штатного психолога могла бы стать организующим центром деятельности педагогов вуза в условиях динамики личностного и психологического развития студентов.
Нам хотелось бы отметить также важность такого способа влияния на нравственные и ценностные ориентации студентов, как последовательное введение воспитательной компоненты в процесс обучения. Преподаватель практически любой дисциплины способен чуть ли не в каждой из тем затрагивать нравственные и ценностные проблемы, организовывать мини-беседы с обучающимися, пытаться ненавязчиво влиять на основные качества их личности.
Мифологизация личности.
Под мифологизацией сознания современной молодёжи мы понимаем внедрение в её восприятие действительности мифологических представлений – веры в мифы нового времени. В современном обществе «нарушена целостность сознания личности, отсутствуют идеалы и прочные установки, нет уверенности в будущем, и всё это стимулирует стремление личности к мифу» [12, с. 129].
Сегодняшний студент напоминает зомби или робота, так как в его сознание, чаще всего с помощью СМИ, прочно внедрено множество мифов. Знание мифов и вера в них – это совершенно разные вещи: знание – благое явление, вера – в данном случае деструктивное. Мифологизация сознания молодёжи выгодна современной власти, поэтому «поддерживаются стихийно возникшие мифы (вера в сверхъестественное, инопланетян, гороскопы), организуются новые мифы (вера в особую роль России, доброго правителя, внешнего врага, свободные выборы, свободу слова)» [12, с. 130]. Мифологизации способствует также и отсутствие у современной молодёжи культуры чтения. Совсем немногие подростки в своё время увлеклись «правильной», хорошей книгой [13], способствующей формированию независимого, немифологизированного мировоззрения.
Педагог в данной ситуации может сделать совсем немного. К примеру, с помощью наводящих вопросов заставить студентов усомниться во внедрённых в их сознание мифологических представлениях. При этом отвергать мифологические стереотипы студента полностью – значит вызвать с его стороны лишь противодействие и антагонизм. Действовать необходимо мягко и очень осторожно.
Заканчивая статью, нам ни в коем случае не хотелось бы выглядеть как вечные «бабушки», порицающие современную молодёжь. В психологии сегодняшнего студента немало положительных черт. Он более свободен в высказываниях и выражении собственного мнения, более искренен и уверен в себе. Это поколение рано называть потерянным. Однако педагог высшей школы должен прекрасно ориентироваться в динамике психики обучаемого и учитывать такие обозначенные выше её черты, как инфантильность, изменения в коммуникативном поведении, трансформация нравственных и ценностных установок молодого человека и мифологизация его сознания.