Полный текст статьи
Печать

Как бы хорошо ни был организован процесс обучения, если студент не мотивирован к учебной работе и будущей профессиональной деятельности, обучение не будет успешным. Педагог может выбрать самые современные и эффективные формы и методы обучения, организовать интерактивное взаимодействие, но для немотивированного студента не будет разницы между такой прогрессивной деятельностью педагога и нудным чтением лекции. Отсутствие мотивации помешает студенту не только полноценно воспринять учебный материал, но и стать хорошим специалистом по окончании вуза, а, как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом» [1, с. 6].

Почему бывают не мотивированы к учёбе студенты вузов, вопрос отдельный. По нашим наблюдениям, многие не сами выбрали вуз и специальность (направление подготовки). Сделать самостоятельный выбор им помешали желание родителей, или ограниченность материальных средств, или отсутствие собственных профессиональных предпочтений и жизненных ориентиров, что для современных выпускников школ тоже не редкость.

В любом случае педагог вуза сегодня сталкивается с проблемой отсутствия мотивации или слабой мотивацией ряда студентов в учебной группе.

Цель стать – рассмотреть проблему мотивации современных студентов вуза и выделить некоторые наиболее эффективные в настоящее время способы повышения уровня мотивации.

Суть образования такова, что его получение невозможно без должного уровня со стороны обучающихся выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения. Конечно, можно и заставить человека совершить необходимые действия по получению образования, но, как правило, этот способ действует, пусть и весьма неэффективно, только при школьном образовании, а для студента вуза он уже неприемлем.

Некоторые студенты вуза начинают плохо учиться в высшем образовательном учреждении, хотя в школе учились хорошо. Нередко такие факты объясняются уменьшением влияния на них родителей. В семьях с авторитарным стилем воспитания дети могут совершать определённые действия (например, учиться), опасаясь наказания со стороны родителей. Во многих семьях такая система воздействия на детей обеспечивает нормальное окончание ими школы. Но, став студентом вуза, молодой человек начинает ощущать себя самостоятельным, пытается вырваться из-под авторитарного влияния родителей, и одним их способов выражения протеста становится отказ от учёбы. Не научившись мотивироваться ничем, кроме страха, студент не понимает, что учёба может быть интересна сама по себе.

В идеале, выбирая вуз и специальность (направление подготовки), студент должен исходить из того, какую профессию он хочет иметь в будущем. Как отмечает О. Богословская, «выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда» [2, с. 44]. Как видим, исследователь отмечает необходимость при выборе будущей профессии серьёзного психологического анализа со стороны будущего студента. К сожалению, не все современные выпускники школ способны на это.

Недостаточная профессиональная мотивация свойственна студентам, склонным к инфантильному поведению, не ощущающим себя взрослыми. Следствием отсутствия профессиональной мотивации может стать не только то, что студент не имеет интереса к учёбе, но и проблемы по окончании образовательного учреждения, когда «человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности» [3, с. 93].

Не стоит думать, что студенты, кажущиеся положительно мотивированными к учёбе в вузе, имеют действительно адекватную учебно-профессиональную мотивацию. Как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «мотивы поступления в вуз разнообразны, но во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер» [1, с. 7]. То есть студенты мотивированы внешними, прагматическими мотивами – возможностью получить после окончания вуза более выгодное профессиональное предложение, возможностью получать бо́льшую зарплату и под. Такая мотивация поможет студенту поступить в вуз, но обрести интерес к учёбе и профессиональную мотивацию не поможет, и педагог снова столкнётся с отсутствием заинтересованности в глазах обучаемого.

Необходимо учитывать, что «процесс формирования учебно-профессиональной мотивации имеет двойственную психолого-педагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему» [1, с. 7]. Мы уже отмечали, что каждый педагог должен быть психологом [4], то есть психологические знания будут способствовать организации осознанного и научно обоснованного влияния на студентов. Станет психологическим подспорьем для педагога, работающего в направлении повышения мотивации студентов, и представление о гуманитаризации образования, в частности, то, что учебный материал необходимо излагать в тесной связи с изложением «острейших общественно-политических проблем современной России» [5, с. 54].

Различные специалисты предлагают разные формы и способы формирования и повышения уровня учебной мотивации студентов вуза. Е.Г. Фильштинская и М.В. Аборина выделяют, к примеру, такой способ: «Часть специальных дисциплин ведут преподаватели-совместители на месте своей основной работы, что позволяет студентам увидеть специалиста в профессии, составить представление о роде своей будущей профессиональной деятельности» [3, с. 95]. Хочется отметить, что данное нововведение не только логично и потенциально эффективно, но и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. Нельзя не согласиться и с таким предложением авторов: «Активные в обучении, самостоятельной и исследовательской работе студенты поощряются выступлениями на конференциях, изданием результатов исследований в сборниках статей, льготами при сдаче зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам» [3, с. 95].

При этом не со всеми предлагаемыми исследователями формами и способами повышения мотивации студентов вуза можно согласиться. К примеру, Г.Н. Кошукова, В.А. Белоглазов говорят о необходимости ранжирования студентов с целью их учебной мотивации. Ранжирование может проводиться с помощью ставшей уже традиционной для вузовского обучения рейтинговой системы оценки знаний. Как отмечают авторы публикации, «независимо от уровня рейтинговых показателей студенты демонстрируют повышение мотивации к обучению» [6, с. 18]. Как нам кажется, мотивированными при таком ранжировании становятся студенты, находящиеся «вверху списка», то есть набирающие максимум рейтинговых баллов, или посередине, немного не дотягивающие до наиболее успевающих. Те студенты, которые ежемесячно получают яркое и наглядное подтверждение в виде рейтинга своих весьма скромных учебных достижений, не испытывают, как показывает наш педагогический опыт, стремления учиться лучше, то есть их учебная мотивация в лучшем случае останется на прежнем уровне, в может и снизиться.

Необходимо стремиться к мотивации средствами самой учебной дисциплины. Если педагог систематически применяет интерактивные методы обучения, то мотивация может постепенно повыситься даже у самых немотивированных студентов. Как отмечает М.Н. Крылова, «при интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения» [7, с. 39]. Среди методов активного обучения исследователь называет приемлемыми в системе высшего образования «словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, “кейс-стади”, игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод “мозгового штурма”, метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.)» [7, с. 39]. Мы не можем не согласиться, что, последовательно разрабатывая данные методы, педагог повысит мотивацию студентов к учёбе в вузе.

К проблеме изменений в формах обучения в вузе относится проблема вузовской лекции, которая традиционно является основной формой подачи студентам нового материала. Для современных студентов неприемлема такая лекция, к которой привыкли предыдущие студенческие поколения. Сегодня необходимы «такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций» [8, с. 77].

Средством повышения учебной мотивации является также использование разнообразных инновационных технологий. Интересно, что в педагогике постоянно разрабатываются новые образовательные технологии, и преподаватель вуза должен постоянно отслеживать их появление, пытаясь применить в процессе обучения студентов. К примеру, Е.М. Шульгина описывает мотивационные возможности технологии веб-квест. Действительно, эта интернет-технология может быть весьма успешной, так как сочетает положительные моменты такой эффективной педагогической технологии, как проблемное обучение, с привычным и привлекательным для студентов интернет-поиском, решением эвристических задач: «Веб-квест представляет собой веб-проект, размещенный на отдельном веб-сайте, работа с которым направлена на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. При этом проблемный вопрос не должен иметь однозначного решения, а ссылки в сети подбираются таким образом, чтобы проблема рассматривалась с разных сторон. Другими словами, информация в ссылках не даёт точного ответа на поставленный вопрос. Студенты должны извлечь из всего предложенного многообразия текстового и видеоматериала необходимую информацию и сформулировать свой собственный вывод самостоятельно» [9, с. 40-41]. О важности и необходимости использования в качестве учебного и мотивационного средства компьютера и интернета заявляют многие современные исследователи, например, Н.А. Резник и Н.А. Павлов [10].

Достаточно полный перечень форм повышения учебной мотивации студентов вуза находим у М.Н. Крыловой: «правильное целеполагание, убеждение студентов в практической значимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, активизация учебной деятельности, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, вовлечение студентов в дискуссию, создание ситуации успеха и т. д.» [11, с. 86]. Нельзя не согласиться с приведёнными методами и формами, однако правильно и то, что «для того чтобы сформировать мотивацию учебной деятельности, используется весь арсенал методов, каждый из которых обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием» [6, с. 117], то есть понимающий психологические особенности мотивации преподаватель вуза способен сделать мотивирующим любое занятие, любые применяемые им формы и методы обучения.

Итак, развитие мотивации к учёбе и профессионального интереса у студентов высших учебных заведений мы рассматриваем как сложный, требующий внимания и усилий со стороны педагога процесс. Студент должен обладать осознанностью своего социального и профессионального будущего, удовлетворенностью своим профессиональным выбором, личностной активностью в получении знаний, освоении умений и навыков. Для формирования мотивации к учёбе у студентов вуза важно правильно построить учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий, привлечением к процессу обучения производственников, различными способами поощрения активных студентов. Итогом правильно организованного профессионального обучения является формирование профессиональной мотивации, способствующей успешному освоению нужных знаний, умений и навыков, а также появлению важных личностных качеств специалиста (бакалавра) на выходе, при получении им диплома о высшем образовании.