Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
К тяжелым нарушениями речи относятся алалия, афазия, ринолалия, дизартрия и заикание [1]. Данные формы речевой патологии обусловливают общее недоразвитие речи, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении (дислексия) и письме (дисграфия, дизорфография). Все это затрудняет усвоение программного содержания, несмотря на первичную сохранность умственного развития
Основная цель логопедической работы – коррекция речевого дефекта, развитие полноценных навыков устной разговорной и письменной литературной речи, необходимых обучающимся для их полноценного включения в жизнь.
Цель обучения русскому языку в 5-9 классах – научение свободной речевой деятельности, направленной на формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций.
Устранению проявлений речевой патологии, научению свободной речевой деятельности способствует работа со справочной лингвистической литературой. Анализ данной работы и стал предметом исследования в настоящей статье.
Значение справочной лингвистической литературы в коррекционной логопедической работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трудно переоценить. Авторы учебника «Культура речи» Н.П. Колесников, Л.А. Введенская так определяют роль словарей в жизни каждого человека: «Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения» [2, с. 24].
Целенаправленная, систематическая работа со справочной лингвистической литературой, по мнению ученых, способствует расширению познания языка, углублению понимания слова, развитию орфографической грамотности и логического мышления. Работа со словарями, постоянное обращение к ним повышает культуру речи [2]. Под культурой речи понимается ее «грамматическая и орфоэпическая правильность, точность, лексическое богатство и разнообразие, логическая стройность, выразительность и образность; сюда же можно отнести и словесное мастерство, искусство точно и метко, увлекательно, убедительно и содержательно говорить» [3, с. 9].
Лингвистический словарь – особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке [4].
В.В. Васильева и Г.Н. Пищева [5] в статье «О формировании умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимом условии овладения культурой речи» описывают принципы работы со словарями:
- последовательность введения различных типов словарей в учебный процесс (от простого – к сложному);
- обучение рациональным приемам их чтения;
- регулярность использования СЛЛ (словарной литературы);
- понимание роли СЛЛ в овладении языком.
К рациональным приемам работы со словарем относят:
1. Анализ содержания словаря с помощью просмотрового чтения. Просмотровое чтение предусматривает умение быстро просмотреть книгу, статью, чтобы получить самое общее представление о ее содержании. Задачей читающего является установление факта наличия или отсутствия в тексте информации, представляющей интерес. Подобное чтение допускает понимание 50 % и ниже информативного содержания текста [6].
2. Формирование умения пользоваться алфавитным расположением слов. Это значит не только учет первых букв, но и вторых, третьих и т. д., то есть пользование «внутренним алфавитом» [5, с. 92], [7].
3. Выработка навыка видения помет словаря, что означает их быстрое нахождение в словарной статье и расшифровывание (сначала прибегая к списку сокращений, а позже, узнавая автоматически). В данном случае у учащихся формируется очень важный способ чтения – сканирование, т. е. «быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, даты, фамилии, формулировки и т. п.» [8].
4. Формирование навыка анализа структуры словарной статьи. Этот навык формируется у учащихся в динамике: от самых простых по структуре статей орфографического словаря до сложных статей универсального, толкового. При этом в самом начале работы важно не просто анализировать словарную статью, но и формировать понятие «словарная статья». Словарная статья – это такая «единица словаря, которая содержит в себе информацию о слове в соответствии с основным назначением словаря» [5, с. 93]. Следует научить учеников «читать» эту информацию [9].
Лингвистические словари – «необходимый инструмент» [10] для работы практически на каждом логопедическом занятии. Незаменимым при коррекции нарушений письменной речи и высших психических функций (внимания, памяти и мышления) является орфографический словарь (например, «Школьный орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова [11]).
В.В. Васильева и Г.Н. Пищева [5] предлагают такие упражнения по работе с орфографическим словарем:
1. Определите букву, по которой устанавливается последовательность слов в словаре: мрамор и дуршлаг, музей и мышь, мотылек и мохнатый, мягкий и мягче.
2. Запишите слова под диктовку, ставя многоточие на месте орфограмм, затем с помощью словаря вставьте пропущенные буквы, после этого распределите записанные слова в алфавитном порядке. Проверьте себя по словарю.
Орфографический словарь можно использовать также и для развития фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры. Так, например, в пособии для учителя «Лингвистические словари и работа с ними в школе» З.А. Потиха и Д.Э. Розенталь [12] предлагают учащимся выписать из словаря сначала несколько односложных слов, затем – двусложные, трехсложные и т. п. с обозначением ударения.
Средством коррекции морфологической стороны речи, восполнения пробелов в усвоении учащимися грамматического строя речи служит грамматико-орфографический словарь русского языка (например, «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка» Б.Т. Панова и А.В. Текучева [13]). Логопед может предложить учащимся выписать слова определенной части речи и распределить их по грамматическим признакам. Например, выписать имена существительные одушевленные, названия действий или состояний, названия признаков или свойств и т. п.
В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная и двигательная память, произвольное внимание.
Необходимы на коррекционных логопедических занятиях орфоэпические словари (например, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова [14], «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова [15], «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой [16] и другие).
Для выработки и закрепления орфоэпических навыков, развития речевого слуха, становления речеслуховой памяти у учащихся с нарушениями речи В.В. Львов [17] в учебном пособии «Орфоэпия на уроках русского языка» предлагает такие задания:
1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .
2. Запишите на диктофон слова случай, свекла, рубль, почерк, восемь, баловаться. Сравните с образцовой записью. Если вы допустили ошибки, прочитайте несколько раз вслух правильно.
Подобные задания встречаются также в учебном пособии Л.А. Введенской «Культура и техника речи» [18].
Для развития навыков морфологического анализа и синтеза слов, формирования навыков словообразования необходимо использовать морфемно-орфографический и словообразовательный словари (например, «Морфемно-орфографический словарь» [19] и «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова [20]). Кроме того, работа с данными типами словарей способствует лучшему уяснению значения слова, осмыслению его стилистической принадлежности и экспрессивных возможностей, а это, в свою очередь, способствует расширению словарного запаса школьников.
З.А. Николаева [10] рекомендует такие тренировочные упражнения:
1. Выясните по словообразовательному словарю, какой морфемой является конечный -ий в прилагательных лисий, синий, свежий (сложность в том, что это не окончание, а суффикс).
2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.
3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.
С помощью вышеуказанных заданий можно также выработать у учеников навык подбора однокоренных слов.
Толковый словарь (например, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова [21], четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля [22], «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина [23] и др.) способствует ускорению общеречевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря, созданию благоприятной общекультурной среды. Работа с толковыми словарями развивает эрудицию и общий кругозор учащихся [24]. В.В. Васильева и Г.Н. Пищева [5] приводят следующие примеры заданий:
1. Упражнения на сканирование:
- ориентируясь на порядковые номера лексических значений, найти три многозначных слова;
- ориентируясь на помету перен., найти три слова с переносными значениями.
2. Выпишите из словаря 4-5 слов, касающихся охраны природы, и попытайтесь самостоятельно объяснить их значение. Сравните со словарными толкованиями.
Развитию лексической и стилистической сторон речи способствуют семонимические словари. «Семонимическими (гр. sema – знак, оnуmа – имя) называются такие словари, в которых собраны и толкуются не отдельные слова, как в обычных толковых словарях, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением» [19, с. 5]. К семонимическим относят словари синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. Важнейшим из этого типа словарей является словарь синонимов (напримет, «Словарь синонимов русского языка» 3.Е. Александровой [25]). А.Г. Петрякова [26] рекомендует следующие упражнения:
1. Образуйте синонимический ряд к слову смеяться. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить свой активный запас.
2. Подберите к данным словам синонимы и определите их стилистическую окрашенность: горевать, жемчужина, заболеть, окулист, подарок.
Работа с фразеологическим словарем (например, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова [27]) развивает не только культуру речи, но и в какой-то мере формирует речевое мастерство. З.А. Потиха и Д.Э. Розенталь так характеризуют речь человека, владеющего фразеологией: «Речь человека, владеющего фразеологией, не только образна и выразительна, но и строится быстрее и легче: фразеология облегчает конструирование предложений, обогащает речь учащихся. Без фразеологии невозможно овладеть образной речью» [12, 39]. Эти ученые приводят в качестве примера такие задания:
1. Выпишите из словаря 5-6 фразеологизмов с различными стилистическими пометами и используйте их в самостоятельно составленных предложениях.
2. Используя фразеологический словарь, составьте предложения, взяв для них фразеологизмы, которые могут употребляться как во фразеологическом, так и в свободном значении (например, намыливать голову, перевернуть вверх дном, носить на руках, правая рука).
Образец:1) Удивительно, но после удара правая рука совсем не болела.
2) Петров у начальника – правая рука [12].
Таким образом, работа со справочной лингвистической литературой способствует коррекции нарушений речи и высших психических функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; ускорению общеречевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря; формированию стремления к самообразованию, потребности и умения пользоваться лингвистическими словарями, вырабатывая орфографическую грамотность, чувство языковой нормы, культуру речи и коммуникативную компетенцию в целом.