Полный текст статьи
Печать

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса – один из принципов обучения. Он предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке – это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях. Внимание организации орфографической работы на уроке русского языка и словарным диктантам уделяют в своих исследованиях такие авторы, как Е.А. Волоколамцева [1], Г.Г. Граник [2], О.В. Елецкая [3], О.Н. Киселева [4], С.И. Львова [5], М.М. Разумовская [6] и мн. др.

Сегодня проведение словарного диктанта в средней школе требует методических уточнений, отражающих требования современной методики преподавания русского языка в школе. Одним из таких требований является индивидуализация работы с обучающимися, которая и стала предметом рассмотрения в данной статье.

Словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и т. д. Словарный диктант может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. Словарный диктант может использоваться как контрольный; его размеры: в 5 классе–15-20 слов (первая цифра указывает количество слов на начало года, вторая – на конец года), в 6 классе – 20-25 слов, в 7 классе – 25-30, в 8 классе – 30-35, в 9 – 35-40 слов.

Словарные диктанты с целью проверки усвоения слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами пишутся обычно на узких листочках по одному слову на строчке, они удобны и для написания учеником, и для проверки учителем, занимают мало места.

Словарные диктанты на определенную орфограмму организованы несколько иначе. Они составлены чаще всего из словосочетаний, позволяющих определить семантику слова, поэтому сочетания слов обычно записываются на половинке тетрадного листа через запятые и объясняется правописание графически. Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правило, бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся. Такую функцию выполняет словарный диктант с подсказкой для слабых учеников. В этом случае учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия основной операции, то её учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот как проводится такой диктант. Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию – вставляют в слово нужную букву. Например: касательная линия – орфограмма находится в корне, говорит учитель, мы должны решить, что писать – О или А. Написание данной чередующейся гласной в корне зависит от последующего суффикса. Выделите корень, суффикс, вставьте орфограмму.

Сильные же ученики в это время выполняют диктант с продолжением или сопоставлением: касательная линия, графически объяснили написание гласной, а рядом записали самостоятельно, пока учитель работает со слабыми учащимися, следующие словосочетания, например: касаться рукой или коснуться рукой. Обучающиеся показывают тем самым, что могут сами привести примеры, понимают, о чем идет речь.

При проверке такого рода словарных диктантов сразу видно по объёму, по графической работе, как и насколько хорошо каждым учеником усвоена данная орфограмма и каким образом будет построена последующая индивидуальная работа с каждым. Кто-то станет консультантом по этой теме, а кому-то еще нужно совершенствовать свои навыки. Этим определяется и объём, и содержание раздаточного дидактического материала во время проведения работы над ошибками, о которой будет сказано ниже.        

Разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к русскому языку, вносит элементы новизны.

К.Г. Паустовский когда-то давно сказал: «Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эта фраза писателя должна помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира. Поэтому с особой тщательностью следует относиться к организации словарной работы на уроке русского языка.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы, мы же рассматриваем её как единство этих двух методов. Следует отметить, что слово на уроке изучается обычно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом. Слово разборчиво и аккуратно записывается на доске, а затем в тетради, словаре, выделяются «трудные» буквы, подчёркиваются «ошибкоопасные» места, проговаривается, ставится ударение, составляются словосочетания, предложения. Необходимым условием работы над словом является этимологический анализ слова. Происхождение слова иногда многое может сказать о правописании. Долгое время ребята не могли запомнить написание удвоенной согласной р в слове территория, в этимологическом словаре обнаружили целую группу родственных слов с корнем «терра» в значении «земля». Сейчас затруднений при написании слов терраса, территория, террариум учащиеся не испытывают. Этимология иногда позволяет запомнить школьнику написание слова «на всю жизнь».

Таким образом, решая орфографическую задачу, мы заставляем ребят удивляться, «лингвистические открытия» меняют отношение детей к русскому языку, скучному и трудному предмету. «Встречу со словом» готовит не только учитель, но и дети, показывая свою эрудицию и интерес к предмету. Ещё один эффективный приём можно использовать при работе со словом – составление кроссвордов. Ребята обращаются к различным словарям, думают, как расположить слова, трудятся над оформлением, приучаясь красиво, аккуратно работать над собственным кроссвордом, где фамилия автора напечатана, а разгадывать его будут одноклассники.

Большую помощь оказывают во время словарной работы морфемный и словообразовательный анализы слова.

Многолетний опыт работы показывает, что есть еще один важный прием: составление тематических групп слов. Учащиеся быстрее и лучше осваивают слова в комплексе по одной какой-то теме, например, «Спорт», «Искусство», «Природа», «Состояние человека», «Дом», «Овощи и фрукты» и т. д. Такая работа помогает быстро и без особых затрат организовать также творческие задания, составление текстов.

Словарная работа предполагает не только написание словарных диктантов и подготовку к ним, но и работу над ошибками, которую необходимо проводить после каждого диктанта, независимо от количества положительных и неудовлетворительных оценок. Исправление и объяснение ошибок всегда должно сопровождаться закреплением. Большая роль на данном этапе отводится индивидуальной работе по карточкам, карточкам-консультациям, перфокартам, тестам, по карточкам с алгоритмами, опорным таблицам или с помощью тетради-помощницы, где записаны правила. Обязательным условием работы является дифференцированный подход и во время составления диктантов, дидактического раздаточного материала, и при проверке и оценивании работы учащихся. Во время работы над ошибками каждому ученику отводится своя роль: успешные дети консультируют не справившихся с заданием; кто-то исполняет роль учителя, проверяет работы одноклассников; кто-то составляет новый диктант «По следам ошибок»; словарный диктант для слабых учащихся с элементами игры, с самопроверкой и обобщением, а кому-то дано задание составить лингвистическое письмо «Советы отстающему соседу». Или, например, составляют кроссворды на определенную тему, готовятся к словарному диктанту «По следам моих ошибок» или к диктанту-молчанке (по картинкам или рисункам нужно написать названия предметов), пишут лингвистическое письмо «Учёному соседу», где анализируют и объясняют свои ошибки. Дети, работающие по индивидуальным карточкам, консультируясь у учителя и своих одноклассников, на дом получают задания, закрепляющие полученные навыки. Учащиеся, получившие положительные оценки за диктант, во время работы над ошибками получат задания творческого характера: составление предложений, текстов с использованием слов с данной орфограммой.

Важно помнить, что тщательно продуманная, спланированная и хорошо организованная работа по орфографии с учётом индивидуальности учащегося помогает обогащать словарный запас школьников, вырабатывать орфографическую зоркость, развивать речь, устную и письменную, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.