В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1, С. 10] и ФГОС ДО [2] переход от старой модели дошкольного образования к новой, личностно-ориентированной, приводит к необходимости разработки новых психолого-педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, к которым относится проектирование системы управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и комплексной психолого-педагогической помощи сопровождения их адаптации.
Повышение возраста начала посещения ДОУ с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки — с другой, делают проблему адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ особенно актуальной [3]. Младший дошкольный возраст является периодом развития, в котором появляются базовые новообразования личности. Их возникновение невозможно вне пределов социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития [4].
ДОУ для младшего дошкольника – это первое воспитательное учреждение, первый внесемейный институт, с которым они вступают в контакт. Поступление в ДОУ для младших дошкольников характеризуется большими изменениями среды, образа жизни, активности и сопровождается различными стрессовыми условиями: попаданием в незнакомую предметно-пространственную среду, длительным взаимодействием с незнакомыми детьми и взрослыми, первым длительным расставанием с родителями и другими близкими взрослыми. Психолого-педагогические исследования Т. П. Авдуловой, Г. Р. Хузеевой [5], Р. Айсиной [6], Ю.В. Василькиной [7], Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой [8], М. И. Лисиной [9] и др. показывают на необратимость нарушений в развитии личности младшего дошкольника, если у него отсутствует или снижена психологическая готовность к переходу в новые социальные условия. Проблема адаптации младшего дошкольника к условиям образовательной среды ДОУ как к первому в его жизни социальному институту может приводить в дальнейшем к проблеме школьной адаптации [10].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке и практике аккумулирован большой опыт по подготовке детей к поступлению в дошкольные образовательные учреждения [11]. Данная проблема изучается в следующих аспектах:
- психологической адаптации детей дошкольного возраста (Т. В. Костяк, А. Остроухова и др.) [12];
- взаимодействия персонала ДОУ и семьи (В. И. Долгова, Т. А. Доронова, О. Г. Заводчикова и др.) [13];
- особенностей нравственного развития дошкольников в период адаптации (В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, Г. Пантюхина и др.) [14];
- разработки и апробации диагностического инструментария, предназначенного для исследования адаптации детей к ДОУ (В. Н. Белкина, Л. В. Белкина, А. Остроухова, Н. В. Соколовская, Г.А. Урунтаева и др.) [15; 16; 17];
- определение условий оптимальной адаптации дошкольников к ДОУ (Н. В. Кирюхина, И. В. Лапина, Т. Ю. Сидоркина и др.) [18; 19].
Несмотря на имеющееся большое количество научных и практических работ в этой области, обоснованных исследований по управлению процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ недостаточно.
Понятие «адаптация» (от лат. аdaptio – «приспособление») было впервые употреблено немецким ученым Х. Аубертом в 1865 г. и первоначально использовалось в биологической науке для обозначения приспособления строения и функций организма к условиям среды, направленного на обеспечение гомеостаза. Позже понятие «адаптация» стало также обозначать процесс и результат приспособления человека к социальной среде.
В психологии проблема адаптации рассматривается с точки зрения биологического и социально-психологического подходов [20]. Многообразие определений понятия «адаптация», рассматриваемых исследователями в различных областях научного знания, представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Понятие «адаптация» в различных областях научного знания
№ |
Автор |
Определение понятия «адаптация» |
1. |
Верещагин В.Ю. |
Процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы со средой в направлении гомеостаза |
2. |
Цветкова Л.С. |
Процесс и результат активного приспособления индивида к новой социальной среде |
3. |
Сенокосов Ж.Г. |
Приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды |
4. |
Дьяченко М.И., Кандыбович И.А. |
Приспособление организма и личности к изменяющимся условиям жизни |
5. |
Давыдова О.И., Майер А.А. |
Введение ребенка в социальную практику, приобретение им социального опыта, норм, ценностей, типичных форм поведения |
6. |
Березин Ф.Б. |
Установление оптимального соответствия личности и среды в ходе деятельности, что позволяет удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ними цели |
7. |
Печора К.Л., Пантюхана Г.В., Голубева Г.Г. |
Процесс, в результате которого происходит преобразование ранее сформировавшихся динамических стереотипов и преодоление психологических преград |
8. |
Налчаджян А.А. |
Социально-психологический процесс, который может привести личность к состоянию адаптированности |
9. |
Белкина Л.В. |
Процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к ее условиям |
Несмотря на разнообразие содержания понятия «адаптация», все они взаимосвязаны представленностью взаимодействия двух систем, которое является дисгармоничным:
- саморазвивающейся системы и среды;
- человека и новой среды;
- индивида и новой социальной среды;
- личности и окружающей среды;
- субъекта адаптации и требований среды;
- ребенка и социальной практики усвоения социального опыта, норм, ценностей, типичных поведенческих паттернов.
Из-за дисгармоничность такого взаимодействия необходима перестройка сформированных ранее динамических стереотипов, а также преодоление психологических преград. При благоприятной адаптации происходят определенные изменения, приводящие к согласованности этого взаимодействия.
Под адаптацией младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ мы понимаем процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Каждый младший школьник обладает специфическими особенностями протекания процесса адаптации, в зависимости от его генетической обусловленности, индивидуально-психологических особенностей и окружающей ребенка социальной обстановки. В науке принято выделять несколько степеней адаптации детей к условиям ДОУ (легкую, среднюю и тяжелую. Данное деление основано на следующих показателях:
- скорость нормализации эмоционального состояния ребенка;
- положительное отношение ребенка к педагогам и сверстникам;
- интерес ребенка к предметному миру;
- частота и длительность острых вирусных заболеваний ребенка.
Одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные образовательные и воспитательные стандарты являются особенностями ДОУ. Для того чтобы предотвратить нарушения состояния физического и психологического здоровья, способствовать всестороннему развитию личности младшего дошкольника, необходимо совершенствовать работу педагогического коллектива ДОУ, использовать научный подход к организации развивающей среды и воспитанию детей.
Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ во многом определяется использованием метода целеполагания. Для данного исследования важным является последовательное, целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ. Данному условию полностью отвечает метод целеполагания «Дерево целей».
Основой целеполагающей деятельности в процессе адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ является построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей – «дерева целей». Б. С. Гершунский ввел данный термин в научный оборот в рамках теории обучения [21]. В психологических исследованиях метод «Дерево целей» широко применяется доктором психологических наук, профессором В. И. Долговой [22].
Под «деревом целей» понимается граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, при этом на более низких уровнях происходит их иерархическая детализация для решения частных задач обучения и развития.
Представим «дерево целей» исследования процесса адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ.
Первый этап моделирования – этап целеполагания.
- Генеральная цель: адаптация младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ.
1.1 Организация сотрудничества с родителями младших дошкольников, поступающих в ДОУ.
1.1.1. Совместное изучение особенностей воспитания в семье, определение места, роли и функций участников воспитательного процесса в развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром;
1.1.2 Ознакомление родителей с адаптационной моделью, предлагаемой ДОУ;
1.1.3 Участие родителей во встречах с педагогическим коллективом (школа родителей, круглый стол, индивидуальная консультация и др.) для получения рекомендаций по содействию в домашних условиях процессу адаптации младших дошкольников.
1.2 Формирование психологической готовности младшего дошкольника к условиям образовательной среды дошкольного учреждения.
1.2.1 Формирование положительной психологической установки, желания посещать ДОУ методами создания атмосферы тепла, уюта и благожелательности в детской группе;
1.2.2 Формирование познавательной осведомлённости методами знакомства с пространством ДОУ (музыкальный зал и др.), с группой (игровая, спальная и др. комнаты), с персоналом;
1.2.3 Формирование чувства уверенности в себе методами знакомства с детьми и педагогами, установления открытых, доверительных отношений.
1.3 Формирование социальной осведомлённости младшего дошкольника.
1.3.1 Формирование навыков самостоятельности (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.);
1.3.2 Формирование осведомленности элементарных общепринятых норм и правил поведения;
1.3.3 Формирование отрицательного отношения к грубости, жадности и др.;
1.3.4 Формирование опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (для этого необходимо указывать детям на ребенка, заботящегося о сверстнике, сочувствующего ему, умение играть без ссор, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, игрушкам);
1.4 Организация сохранения физического и психологического здоровья младших дошкольников в условиях ДОУ.
1.4.1 Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников (аккуратность и чистота);
1.4.2. Обеспечение понимания детьми смысла режима дня;
1.4.3 Стимулирование потребности в самостоятельной двигательной активности;
1.4.4 Оздоровление младших дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий;
1.4.5 Мониторинг психоэмоционального состояния в ДОУ и в семье;
1.4.6 Индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом типа темперамента, актуального эмоционального состояния, черт характера, самооценки, особенностей интеллектуальной сферы, привычек и др.
1.5 Формирование предметно-развивающей деятельности младшего дошкольника
1.5.1 Формирование предметных действий с помощью специального наглядного материала (определенные игрушки, различные предметы и т.д.);
1.5.2 Формирование навыков игровой деятельности методами добровольности участия в игре, эмоционального общения педагога с детьми, вовлечения в игру и непосредственного участия в ней педагога, многократного повторения игр;
1.5.3 Формирование самовыражения в игре (предоставление ребенку возможности проявить, свой взгляд на мир) на основе безоценочного отношения к действиям ребенка (запрет на оценку действий ребенка «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»);
1.5.4 Формирование навыков изобразительной деятельности, ручного труда с помощью материалов для занятий рисованием (фломастеры, цветные карандаши, цветная тушь, гуашь, кисточки, материалы для нетрадиционного рисования); материалов для лепки (пластилин или глина);
1.5.5 Формирование навыков конструирования с помощью конструкторов «Строитель», мягких модулей и др.
1.6 Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ.
1.6.1 Оказание методической и психолого-педагогической помощи педагогам в установлении контактов с детьми и их родителями;
1.6.2 Обучение методам анализа и активного наблюдения процесса адаптации младших дошкольников.
Таким образом, управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ во многом определяется использованием метода целеполагания, основой использования которого в процессе адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ является построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей - «дерева целей» с учетом все данных, полученных на различных этапах психологической диагностики [23]. Перспектива дальнейшей работы заключается в реализации модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ в ходе экспериментального психолого-педагогического исследования.
Выводы:
Под адаптацией младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения понимается процесс и результат качественных изменений психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ включает в себя организацию сотрудничества с родителями, сохранение физического и психологического здоровья младших дошкольников, поступающих в ДОУ, формирование психологической готовности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности младшего дошкольника к условиям образовательной среды дошкольного учреждения, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ. Перспектива дальнейшей работы заключается в реализации модели управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ в ходе экспериментального психолого-педагогического исследования.